Характеристики текста
Год2018
СобирателиАБМ, БСК, МВБ
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Рогов
Информанты
Данные об инф.
КодЦАП
Полf
Год рождения1953
Место рождения
Красные Липы
Опросник
IIIa 19 в Где ставили крест (в голове, в ногах)? Почему? Как он выглядел? Не вешали ли на него полотенца, платки? С какой целью? Делают ли на нем надписи, эпитафии? Кто их сочиняет? Вставляли ли в крест иконку? Делают ли крышу над крестом? Ставят ли вместо креста столбик? Зачем? Что делают, если крест сгнил на могиле? Можно ли его заменять?
IIIa 7 а Кто участвует в похоронной процессии? Везут гроб или несут? Кто несет гроб? В каком порядке идут на кладбище? Какой дорогой (напрямую или в обход)? Делают ли остановки? Где? Все ли идут до кладбища или только близкие? Хорошо ли, если за процессией увязалась собака?
IIIa 7 доп
IIIa 8 доп
IIIa 4 з доп
IIIa 14 Считалось ли, что можно видеть душу умирающего, умершего или спящего человека? В каком образе (в виде воздуха, тени, дыма, пара, клубка, столба; в виде птицы, мыши, насекомого и т.д.)? Запишите былички. Считается ли, что душа умершего сорок ночей летает на место своей смерти? Делают ли для нее на кровати усопшего маленькую постель из подушечки и полотенца?
Ключевые слова
Богородица, Болезнь, Ветки, Голова, Дерево, Дорога, Ель, Жизнь-смерть, Икона, Кладбище, Крест, Могила, Нагота, Народное православие, Наступать, Николай св., Ноги, Погребение, Покойник, Покрывание, Полотенце, Похоронный обряд, Процессия, Путь, Растения, Растения вечнозеленые, Святые, Семейные обряды, Сорок, Тело человека, Утварь, Число
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 2648
2648
[Крест на могиле ставять в ноги?] Крэст у нога́х. [Почему?] Ну няльзя́ ж на голову́ ста́вить крэ́ст, не поло́жано: он же не ви́деть ня бу́де… Тя́жесть-то на ём бу́дя. А када́ челове́ка… вот умира́е челове́к и прынясу́ть, опуска́ють гроб у моги́лу, на верх гро́ба ло́жать то́ ли полоте́ничко, то́ ли таку́ю ку… скатёрочку – что́-нибудь ло́жать. А почаму́ – потому́ что со́рок дней хо́дя домо́й, чтоб зна́ў доро́гу. И ве́точки броса́ять поэ́тому. [Когда везут?] Да, када́ вязу́ть, с до́ма выхо́дять и броса́еть ве́точки, цвято́чки – что уго́дно, до яго́, до са́мого до кла́дбища. [От самого дома?] И до кла́дбища, да. [Какие веточки?] Обы́чно у нас ель. Е́деть высяка́еть и, во, ну, малю́сенькие таки́е во, по одно́й ве́точке, так, ме́тра через два опя́ть, и обы́чно у нас уже по сялу́, е́сли хто умира́е, челове́к, ве́точки – говоря́т, на яго́ наступа́ть нельзя́, на те́ на ве́точки. [Почему?] Чтоб не боле́ть. Чтоб не боле́ть. Умира́еть же из-за боле́зни – чтоб не боле́ть. Вот. Наступа́ть нельзя́. И ло́жать э́ти ве́точки до са́мых до кла́дбища. Вот, и полоте́ничко э́то ло́жать, чтоб ён зна́ў доро́гу, он же со́рок дней – душа́ его ходя домо́й. [Полотенце кладут поверх крышки?] Пове́рх, пове́рх кры́шки. Наве́рх кры́шки уже́. [Так и закапывают?] И та́к и зака́пывает, та́к и зака́пывает, да. [Ранее ЦАП говорила, что дорога к дому – это полотенце, которое вешают на крест – см. IIIa -11, 12 а, б, в, 14, 16 б. Уточняем: Вот это полотенце, которое на гроб кладут, – дорога?] Да. Э́то полоте́ничко ему́ ука́зывае доро́гу домо́й. Со́рок дней хо́ди. [А то, которое на кресте висит?] Ну то на кресте́ уже та́к и виси́ть. [Для чего?] Ну хто́ его зна́е. Ну, обы́чно ж не должна́ быть ико́на го́лая. Ико́нку нельзя́ оставля́ть го́лой, потому́ что ико́нка должна́ быть прыкры́тая. Ма́терь Бо́жая должна́ быть прыкры́тая. Или Никола́й уго́дник. Ня го́лая. Поэ́тому… и полоте́нички ве́шаеть уже́.