Характеристики текста
Год2018
СобирателиИДД, СНА
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Рогов
Информанты
Данные об инф.
КодЦТН
Полf
Год рождения1941
Место рождения
Опросник
Xa 4 а Принято ли было прясть на посиделках? Кто принимал в них участие?
Xa 4 г Как кавалеры подшучивали на посиделках с любимой/нелюбимой девушкой? Как к этому относились девушки?
Xa 5 ж В какие дни недели, в какие календарные периоды нельзя было прясть? Почему?
Xa 2 а Когда девочки начинали учиться прясть? Кто учил их? Где? Делали ли девочкам особую маленькую прялку?
Ключевые слова
Большой-маленький, Веселье, Вечер, Воскресенье (день недели), Время, Девушка, Дни недели, Дом, Женщина, Завязывание-развязывание, Запреты, Зима, Зубы, Календарь, Крещенье (праздник), Кудель, Лен, Меморат, Мужчина, Нитка, Огонь, Парень, Посиделки, Праздники, Пространство, Прядение, Прялка, Рождество, Святки, Ткачество, Утварь, Шутки
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 2814
2814
[Ранее ЦТН говорила, что ребёнку перевязывают ноги ниткой, которую перерезают, когда ребёнок делает первые шаги. См. XXIV-3 а, д, 4 а, в, ж, з, 5, 13 б. Соб.: Эту нитку брали, когда пряли?] Э́то пря́ли, э́то, и тка́ли. Ра́нше ж тка́ли, ра́нше ж не было́ ма́те… а тка́ли. Пря́ли э́ти м… ни́тки, а тады́ кро́сны бы́ли – на кро́снах тка́ли. И там остава́лися ни́тки – э́тыми ни́тками перявя́зывали. [Именно вот этими?] Да, э́тыми вуже́ недо… что недотка́ны – дък ты́ми ни́тками суро́выми. [А вы сами ткали, пряли?] Я пря́сть-то про́бовала, прясть. А ткать – не. Ткать уже́… Половики́ – тка́ла. А э́то вуже́… Не. [Не говорили, до какого времени нельзя прясть?] Об Свя́тки няльзя́ бы́ло ни прясть, ни ткать, як Святки́. [А почему?] Пра́здники. И в воскресе́нне ня де́лали ничо́го. [Не говорили, что на ночь нельзя оставлять недопряженную…] Да не. На ноч – тебе́ та́мака ноча́ми прясть да бога́то на́до ж – куды́ его́ кида́ть? Станови́ли, вон, и стоя́ло яно́. [А у девочек не было маленькой прялочки?] Не. Одна́ пря́лка. Не было́ так: ма́ленькая – больша́я. Одна́ пря́лка больша́я – и всё. [В каком возрасте девочек начинали учить прясть?] А с двяна́дцати годо́ў. [Смотрели, чтоб именно двенадцать ей было?] Двяна́дцать ти бо́льше. [Соб.: А, понятно.] Ну. [Вы говорите, на Святки нельзя было?] Да. На Свя́тки, вот, Но́вый год Ста́ринный, Рожжаство́ – няльзя́ было́ – там, Хряще́нне – пра́здники. [А были какие-то посиделки, на которые все приходили с прялками?] Посяде́лки – ходи́ли гуля́ть со… пособира́ются, напрыме́р… Называ́ли я́к-то… У… в одну́ ха́ту собяру́тся уси́. Вот, за э́тые кро… свои́ пря́лки, и пошли́. Уси́ уме́сте туды́ гуля́ти де́ўки. И там уже́ пря́ли вси ку́чэм. [Это когда?] Э́то уже́ больши́е. Як больши́е уже́ были́ – няве́стами – дък ходи́ли туды́ же гуля́ть. Тады́ ж клу́бов не было́ – дак у водну́ ха́ту собяру́тся, та́мака пряду́ть и гуля́ют. Ткать не ходи́ли по двора́х, а прясть – ходи́ли. [В какие дни?] В таки́е дни: у бу́дные дни. [В будние дни?] Да. А у святы́е дни – не. [Это по вечерам, да, такие…?] По вячара́м, да. У день жэ рабо́тали, а по вячара́м ходи́ли. [В одной хате сидели?] В одно́й ха́те ходи́ли. [Соб.: А там, вот, девки собирались…] Да, собяра́лися уси́ ч\ысто – и гуля́ли. [А к ним приходили ещё парни?] Да, туды́ хло́пцы прихо́дили гуля́ли. [А они как-то там не шутили?] Ну а уже́ шути́ли, смяя́лися, всё. Ду́маешь, ты не пошу́тишь, ня посмее́шься: тут де́вки собяра́ются чэлове́к пять-шесть – во и гуля́эти. [А в чью хату собирались?] А, напрыме́р, я одна́, ти та́мака… хтой ха́та, у кого́ одна́ ха́та да больша́я – во и собира́лись и пря́ли. А у нас, у кого́ ма́ленькая – дък не поста́вишь же ты́е пря́лки. А пять чэловек – шесть чэлове́к – дык куды́ ж йих станови́ть, на́до… побо́льше ха́ту выбира́ли. [Соб.: То есть, у кого хата побольше, кто один живёт…] Ну, у кого́ хоть и сямья́ дък яны́ вуже́, ты́е де́ти ще ж не пряду́ть ничо́го, а уже́ у кого́ одино́кие таки́е. [Кто одинокий?] Ну, одино́кая же́ншина. Ну, к мушши́не ж ня по́йдуть гуля́ть, а к одино́кой же́ншшине ходи́ли. [Соб.: А, к одинокой женщине.] Да. Называ́лися «хвате́ры». [Соб.: Хвартера…] Хвате́ра! [Соб.: Хватера.] Да. Туды́ уси́ собира́ются и гуля́ють. [Не было такого, что на прялке зубчики какие-то?] Ну, э… э́то ж там и пряду́ть, э́то наыва́ется. Туды́ э́тый, лён, ве́шают на э́ту пря́лку и пряду́ть. [Не говорили, что их отламывать могут?] Э́то зу́бами называ́лись. [Зубы?] Да. Во тако́е – як на расчёсках во. [Тянется к столу, берёт гребень и показывает зубчики.] [Да-да. А вот не отламывали их так в шутку?] Ну, коне́чно, хло́пцы шути́ли, де́лать – дък усё де́лали. Да́же и поджига́ли ты́е… куде́ли – называ́ли. Дък и куде́ли ты́е поджига́ли. А что? Гуля́ть… гуля́ть – на́до ж и что́-то шути́ть же. И куде́ли поджига́ли, а лён э́тый щас же: «Пых!» – и загоры́тся ж. [А на прялку огонь не перейдёт?] Да. Не, на пря́лку не пе́ре… она́ ж дярявя́нная, больша́я, дък ня пере… А лён э́тый ско́рэнько сгора́е. [И всё, и она работать не может?] Да. [Показывает пальцами расстояние в 3-5 сантиметров.] А э́то таки́е во зу́бы – таки́е во больши́е во зу́бы. [А не считали эти зубы – чётное-нечётное?] Не-не-не, не счыта́ли э́того. А на что их счыта́ть? [Далее, в ответ на слова, что это – форма гадания, ЦТН рассказывает про гадания. См. IVa-5 а, б, 8 а, 6, 13.]