Характеристики текста
Год2018
СобирателиИДД, ЧМА
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Еловка
Информанты
Данные об инф.
КодДТА
Полf
Год рождения1932
Место рождения
Опросник
XXIIa 8 а а) Как и кому молились о свадьбе; о пчеловодстве; о скотине; о домашней птице; от волков; об удачной охоте; об удачной рыбной ловле; об урожае (при засеве, дожинках); о болезнях людей, скота и кур; при засухе; перед едой; перед сном; перед дальней дорогой; перед началом работ (перед пахотой, севом, жатвой, выгоном скота, печением хлеба, прядением, снованием, тканьем и т.д.)?
XXIIa 8 доп
XXIIa 7 б Св. Николай - скотоводство, путешествие, на воде, от воров
XXIIa 10 е Запишите рассказы о разрушении церквей.
XXIIa 18 в Какие иконы (каких святых) висят в доме, как их называют хозяева? Почему именно эти?
XXIIa 18 доп
Ключевые слова
Богородица, Война, Грех, Дни недели, Жизнь-смерть, Икона, Красный угол, Ломать, Медицина, Молитва, Молиться, Народ, Народное православие, Николай св., Пост, Пространство, Пятница, Распятие, Свой-чужой, Святые, Среда, Угол, Христос, Церковь
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 2921
2921
[До этого речь зашла о заговорах. Соб.: А сами вы знаете какие-то заговоры, чтобы голова не болела?] [Смеется.] Моли́тў я бога́то зна́ла, моли́тў о́чень бога́то я зна́ю. [А заговоры?] [Смеется.] А за́говороў, ўот э́того не зна́ю. А так моли́тў я уже́... Молю́ся Никола́й Уго́днику, ўот. [Почему ему?] А потому́ что он же ка́к-то помога́е ўро́де б, ка́к-то помога́е. Мне… мне ка́жется. [А чему он может помочь?] Ну, ка́жется, ўот, чтоб не боле́ў чэлове́к, чтоб… ўот чтоб его́ не оби́дели, я так поду́мала, да. [А кто из святых са́мый гла́вный?] Никола́й и Ма́терь Бо́жия Каза́нская у мене́, мо́жно погляде́ть, и Ма́терь Бо́жия Каза́нская, ўот, и Никола́й Уго́дничек. Я Никола́ю молю́ся за дете́й, за ўну́коў, за пра́ўнукоў, что́бы хоть быт до́брый бы́ў, а помога́е – отку́да я зна́ю, я ж не могу́ сказа́ть. [А какая молитва самая главная?] Ой, а я она́ неда́ўно, я прочыта́ла по газе́те моли́тву Ису́су Хрысту́ Сы́ну Бо́жему моли́тву чыта́ла:

Прошу́ тебе́, Уго́дник Бо́жий,

Святы́й Вели́кий Никола́й,

Ў жите́йском го́ре утопа́ю,

Ты ру́ку по́мошчи пода́й.

К твое́й ико́не прыпада́ю,

Ты, Уго́дник, ме спаса́й и моли́ся.

Тебя́ на по́мощь прызыва́ю,

Моли́тву к Бо́гу вознеси́.

Враги́ поўсю́ду окружа́ют,

Наше́й поги́бели жела́ют,

Нам прыгражда́ют ўсе пути́,

Чтоб нам ў блаже́нство не войти́.

Ты ўсем помо́щничек Вели́кий,

Для ўсех явля́еся родно́й,

Ты мой родно́й, ты мой родно́й.

Прошу́ тебе́ Уго́дник Бо́жий,

Умилосе́рдись надо мно́й,

Ты ж чудаса́ми свои́ми

Спаса́ў на мо́ре корабли́,

К тебе́ с моли́твой прыпада́ю,

Прошу́ в скорбя́х мне помога́й.

Ты тая́ся у око́нца,

В се́рдце зла́то положи́ў

Родно́му ста́рцу помолю́ся,

Лихи́е мы́сли отклоня́й.

Неишчерпа́емые здесь бо́ли

Уго́дник Бо́же сотворы́л.

Лишь то́лько где́ яви́лось го́ре,

Ты всем на по́мощь прыходи́л.

И ты пред Го́сподом вели́кий,

Тебе́, Уго́дничек, молю́.

У Го́спода Тама́ра про́ся прошче́нья

За ду́шу грэ́шную мою́.

[Это вы в газете прочитали?] По… Почыта́ла… Э́то не в газе́те, в газе́те э́то друга́я шче ё. Их мно́го у мене́, их мно́го у мене́. [А кому. вы сказали, молитва?] Никола́й Уго́днику, Никола́й Уго́днику. [А откуда взялся Николай Угодник?] А да́же коли́сь моя́ свёкр и свякру́ха, яны́ жили́, и у их Никола́й э́тый Уго́дничек. И мы стро́или, ўсе вы́несли э́ту ико́ну в сара́й. А прышла́ же́ншчина с… э… из Свистка́, да и ка́же: «Почэму́ вы са́ми вы́шли, вы снача́ла ўнеси́те ико́ну, а пото́м са́ми ўы иди́те». Я гърю, чтоб мужи́к бяго́м поисшёў, унёс ико́ну, поста́виў на кут. [Икона должна раньше в дом попасть?] Ра́ньше! Яны́ с прэдве́ку, ико́ны. А почему́ це́рквы… У нас це́рква была́ в Ро́гове кака́я, а прышли́ э́тые са́мые мадя́ры, яны́ ж разруши́ли тую це́ркву. [Кто пришел?] Мадья́ры, не́мцы, ў ўойну́, ўойну́. [Немцев так называли?] Да, мы «мадья́ры» [нрзб. - 00:19:47,747] называ́ем. [Мадьяры?] Да. Разруши́ли таку́ю ж це́ркву ў Ро́гове. Така́я была́ це́ркоў. Усе ж туды́ ходи́ли па́ску святи́ть. [Сосед вклинивается в разговор, упоминает о церкви в с. Малые Щербиничи.] И у Ма́лых была́ це́ркоў яка́я. […] Ой-ой-ой, тут бы́ло вообше́. И вси ж ходи́ли, моли́лися. [А потом что случилось?] Разру́шили, прые́хали э́тые мадья́ры, не́мцы э́тые, оны́ ж у нас жи́ли, оны́ ж про́волокой огоро́д огороди́ли, чтоб мы никуды́ не вы́шли, да, а мы ж ма́ленькие были́. Оны́ тама-ка и би́ли коро́ў на́ших и шишлаки́, уўсё, у сосе́дки, у… у Куря́чки, у э́той… у На́сти. В о́бшчем, было́ ту́та-ка […] [А потом-то что с этими людьми было, которые разрушили церковь?] А хто зна́е, мы малы́е, отку́да зна́ем, мы-то… [А что тогда с разрушителями было, если церкви нельзя разрушать?] Нельзя́, э́то ж вели́кий грэх. Они́ поме́рли ўсе. За е́то… Оби́дишь чэлове́ка – за е́то на́до отве́тить. Не дай Бог, за е́то на́до отве́тить. [А как?] А так! А ўот ты мо́жешь… мо́жешь, так твои́х дете́й мо́гуть оби́деть, мо́гуть тебе́, мо́гуть б… пра́унукоў мо́гуть по… пострада́ть ў э́той семье́. Нельзя́ обижа́ть, на́до жить як ўот чэ́стненько, так ўот хорошо́. [Собиратели соглашаются.] Да, да. Нико́го не обижа́ть. [А не рассказывали, как Иисус Христос родился?] Ўот уже́ не зна́ю, е́того я уже́ ня зна́ю, ўот, э́того я уже́ не зна́ю. […] Э́того уже́ я не зна́ю. То́льки сказа́ли так: у пя́тницу нельзя́ стира́ть, Ису́са рас… Хрыста́ распя́ли. В срэ́ду повели́, почему́ лю́ди по́стують. У срэ́ду повяли́ Ису́са Хрыста́, а у пя́тницу распя́ли, ўот, э́то ж таки́й день, что по́стуеть. И ўот нельзя́, сказа́ли, стира́ть. […]