Характеристики текста
Год2017
СобирателиАБМ, ИДД
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Спиридонова Буда
Информанты
Данные об инф.
КодЧВ
Полf
Год рождения1939
Место рождения
Брянская область
Злынковский район
Азаричи
Опросник
IIIa 19 а Как называлось кладбище (буево)? Есть ли вокруг него ограда, культовые объекты (церкви, часовни)?
IIIa 19 в Где ставили крест (в голове, в ногах)? Почему? Как он выглядел? Не вешали ли на него полотенца, платки? С какой целью? Делают ли на нем надписи, эпитафии? Кто их сочиняет? Вставляли ли в крест иконку? Делают ли крышу над крестом? Ставят ли вместо креста столбик? Зачем? Что делают, если крест сгнил на могиле? Можно ли его заменять?
IIIa 19 д Делают ли ограду, стол на могиле? Если не сразу, то когда? Если нет, то почему? Оставляют ли открытой калитку? Зачем?
IIIa 15 Заложные покойники. Где хоронили некрещеных детей, висельников, утопленников, самоубийц, опойц, колдунов: вне кладбища (на месте смерти, в поле, на горе, за рвом, на развилке или перекрестке дорог, на границах), на кладбище (у ограды, в углу, - каком по сторонам света)? Можно ли заложных покойников хоронить с музыкой? Можно ли их поминать? Если да, то в какие дни? Ставили ли таким покойникам крест на могиле?
Ключевые слова
Внутренний-внешний, Вокруг, Голова, Граница, Дерево, Запреты, Кладбище, Крест, Круг, Могила, Народное православие, Ноги, Очищение, Покойник, Покойник заложный, Похоронный обряд, Пространство, Растения, Свой-чужой, Семейные обряды, Тело человека
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 3088
3088
[До этого рассказывала, что приносят на могилу. – См. IIIa-6 д, 7 а, в, г, доп., 10.] Вот где у вас стано́вять крэст? У нога́х и́ли у голова́х? [Соб.: У нас, по-моему, в головах.] И у нас в голова́х. А у Бря́нсках… у Бря́нске – у нога́х. Я была́ у Бря́нске, и я да́же удиви́лася – бра́та хорони́ла э́то, дак е́то. Я кажу́: «А в но́ги… не так же, - кажу́, - е́то, стано́вите крэст». А ён вое́нный, дак яму́ уже́ по́сле сде́лали па́мятник. Военкома́т сде́лаў, и привязли́, поста́вили, всё са́ми сде́лали. А снача́ла, когда́ хорони́ли, дак крест. Так я кажу́: «Дак не там вы крест стано́вите». Он ка́же: «Как не там? Крест до́лжен у нога́х быть». Е́то… а у вас, а у нас, выхо́де, на голову́ стано́вять крест. [Как объясняют, почему так?] А на́ши вот тут расска́зывають ишо́: «Ну как же так? На голову́ челове́ку станови́те крест. А вот кто челове́к, допу́стим, подыма́ется – оно́ же ж так счита́ют – и бяре́тся за крэст, е́сли в нога́х. А так – як ён мо́же к… подня́ться? Ён не поды́мется так». - «Поды́мется, – кажу́, – и так поды́мется, и так поды́мется». Ну, де… где как при́нято. Но у Бря́нске – у нога́х. Э́то я пе́рвый раз ище́ у го́роде – зна́ете ж, в го́роде не быва́ю, не хорони́ла – а сястру́ двою́родную хорони́ли у Го́меле мы, сястру́ и хрёстную я хорони́ла у Го́меле и му́жа и́хнего. Дак та́мака то́же у голова́х. А уже у Бря́нске – в нога́х. [Памятник ставят на место креста?] На ме́сто. Крэст вытя́гуэть, ло́жать ря́дом, ло́жать… на моги́ле, ко́ло моги́лки, а па́мятник поста́вили. А зна́ете, ё таки́е лю́ди – мы про… е́то… сястру́ тут хова́ли мы у свое́й дяре́ўне, в Аза́рычах, дак е́то: крэст, як па́мятник станови́ли, крест положи́ли к ёй. Оди́н там умёр, у йих креста́ не было́, ёны́ пришли́, забра́ли тый крест, поста́вили тому́ челове́ку. Ну и стои́ть, хай стои́ть. У сястры́ па́мятник, а то крест ляжа́л ту́така, ка́ла ее́. Ну, раз забра́ли, дак шо? Не по́йдешь ни вытя́гывать – заче́м? И ж… жале́зный крест, ён бу́де всю жизнь стоя́ть, така́е желе́зо хоро́шее было́. И покра́шенный быў, и усё на све́те. Но, факт тот, что па́мятник станови́ли. [Нужно ли было кого-то хоронить без креста?] Ну, э́то, зна́ете, ка́жуть, шо [усмехается] некрящённого дак, мол, на́до… ня на́до крест ста́вить. Но у нас уси́м-уси́м ста́вять, я вам пря́мо скажу́. Хто някре́щенный – б… бога́то ж таки́х, шо и по́сле войны́ не крести́ли. [… - в село приезжал поп и крестил всех желающих.] Дак шо кре́щанный, шо некре́щанный – усе́ с крясто́м стоя́ть, и всё. Ка́жут, да́же хто и зада́вленный, дак не э́то, нельзя́ на кла́дбишше хорони́ть, а на кана́ве на… за кана́вой. [Как?] За кана́вой. Кана́… Да, за кана́вой. [… - отвлекается на прохожего.] [А канава – это что?] Ну, обне́сена така́я кана́ўка круго́м вот, допу́стим. У нас там… В го́роде, допу́стим, я была́, дак там нема́ кана́вы, а у нас кана́ва. Во та кана́ўка, вы́копанная круго́м кла́дбишша во так – ну, у нас уже́ заросло́ кла́дбишше, там не прыду́мать. Тро́хи сёлето очи́стили во так. Квадра́т таки́й, отве́денный ну, ска́жем, ну, гекта́р так приме́рно. Ну, и дяре́вья хто сади́ў, шо яко́е де́ряво. А дяре́вьеў поразраста́лыся, заросло́, дак сёлето пиля́ли дере́вья да выво́зили тра́ктором – сельсове́т уже́. Глава́ администра́ции. [На кладбище насаживают деревья?] Ну, насажа́ли са́ми, як гово́рится [?], а тепе́рь, я кажу́, поразраста́лось, заросло́, дак глава́ администра́ции, сло́вом, райо́н, сказа́ў, шо на́до кла́дбишше почи́стить. Ён ну… Не пройти́ по кла́дбишшу, дак почи́стили.