Год | 2018 |
Собиратели | КЕА |
Брянская область |
Злынковский район |
Рогов |
Код | КСА |
Пол | f |
Год рождения | 1966 |
IIIa 5 д | Как одевали и обували покойника (покойницу)? Можно ли хоронить в туфлях на высоком каблуке, со шнурками? Как называется одежда, приготовленная для похорон (мё\ртвое платье, умё\ршее платье)? Какого она цвета? Можно ли хоронить покойника в одежде красного (черного) цвета? Если нет, то почему (на том свете покойник будет стоять под солнцем, пока одежда не выгорит)? Во что одевали девушку, умершую до свадьбы (в наряд невесты)? Как её называли (божья невеста)? Надо ли снимать с покойника украшения, когда его хоронишь? Почему (на том свете украшения обратятся в змей)? |
IIIa 5 е | Что клали в гроб женщине, мужчине, холостым, ребенку, старику, старухе? Что клали колдуну? Пастуху? Повитухе? Кладут ли покойнику в гроб носовой платок, гребенку для волос? Зачем? Клали ли в гроб хлеб-соль? Кто? Куда? Когда? Что при этом приговаривали? Можно ли было класть в гроб живые цветы? Если нет, то почему? Сколько цветков кладут (чёт или нечет)? На какой нитке висит нательный крест покойного? Хоронят ли его с крестом, или крест вынимают? |
IIIa 16 а | Что делали, чтобы не бояться покойника, чтобы покойник не снился (смотрели в трубу, клали за воротник землю с могилы, клали камень на место, где лежал покойник, трогали покойника за ноги, обходили дом, обсыпали могилу, дом маком, вбивали в могилу осиновый кол, клали топор под подушку, вбивали топор в порог, водили человека по дому с закрытыми глазами и т.д.)? |
Говорить, Головные уборы, Гроб, Дар, Жизнь-смерть, Изгнание, Купля-продажа, Над-под, Новый-старый, Обереги, Обувь, Одежда, Пища, Плата, Платок, Подушка, Покойник, Покойник ходячий, Постель, Похоронный обряд, Приговоры, Свеча, Семейные обряды, Сновидения, Сон, Узел, Утварь, Хлеб, Шапка
ФА ВШЭ 3126
3126
[Мы слышали, что покойному «постельку кладут» – это как?] Ну, посте́льку как обы́чно, э́то са́мое, гото́вят зара́нее э́ти са́мые, как говоря́т, ну похоро́нную… похоро́нную, как э́то… ну да. У свекро… у свёкра вот и оста́лся, наэ́рно, да́же. Узело́к гото́вят уже́ лю́ди, кото́рые пожилы́е. С каж… у ка́ждого есть в до́ме, вот. И у мои́х роди́телей узело́к, где сла́живают туда́, вот и́менно что застели́ть в гроб, вот, во что наде́ть, да́же та́пки, там, ло́жат, и… и све́чки, и с… и покупа́ют же, и плато́чки вся́ки, кому́ что там, э́то са́мое, зара́нее говоря́т де́тям. [Там новые должны быть вещи?] Ну да, но́вые ве́щи. Ну, я не зна́ю, е́сли оде́ть что́-то, костю́м е́сли есть, ну, как говори́тся, тако́й, ну не са́мый но́вый, наприме́р, где он по… там, по пра́здникам ходи́л, вот он у… висе́л, пара́дный [нрзб.]. Вот, мо́жет и тако́е там. Так что вот. И ещё... и ещё ло́жат… кто говори́т вот, наприме́р, та́кже лежи́т он без э́то са́мое, без головно́го убо́ра, да? И говоря́т, что головно́й убо́р кладём. Мы… мы то́же положи́ли ему́ э́тот, карту́з. [Куда положили?] Ря́дышком, во́зле головы́. [Справа или слева?] Не ва́жно, по-мо́ему. Угу́. Кто говори́т, наприме́р, мне сказа́ли, свекро́в у́мерла, так хле́бушка положи́ть, э́то са́мое, под голову́. Ну, там, под поду́шку, чтоб не сни́лась. И сказа́ть, что, э́то са́мое, как э́то… Ну уже́ ка́к-то: «Остава́й… – мол, – спи споко́йно, к нам не приходи́, нас не беспоко́й». Вон в э́том смы́сле, чтоб ни во сне не приходи́ла, ни так, там, не приви́делась, ничего́.