Характеристики текста
Год2018
СобирателиАБМ, ИДД, САИ, СНА
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Рогов
Информанты
Данные об инф.
КодМСИ
Полf
Год рождения1974
Место рождения
Климовский район
Каменский хутор
Опросник
XXIV 19 а Как ее называли? Кто ее делал, когда? Когда устанавливали? Когда в нее первый раз клали ребенка? Кто это делал?
XXIV 19 в Какие существовали запреты при обращении с колыбелью? Что говорили ребенку, качающему или нянчащему свою куклу? Где и как вешали колыбель в доме? Как должна быть расположена зыбка по отношению к полу?
Ключевые слова
Брат, Веревка, Верх-низ, Говорить, Голова, Дом, Жизнь-смерть, Запреты, Икона, Кара, Колыбель, Крест, Круг, Лежать, Лен, Над-под, Народная педагогика, Новый-старый, Ноги, Обереги, Палка, Передний-задний, Подушка, Полотно, Постель, Потолок, Пространство, Пустой, Ребенок, Родство, Слезы, Сон, Судьба, Тело человека, Утварь
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 3324
3324
[Детей маленьких в чём держали? Какие-то люльки были?] Да, я ещё у той лю́льке росла́. [А какие они, из чего делают?] Ой, была́ така́я, зна́ете… Вот э́то, кру́гленькая па́лочка, четы́ре кру́гленьких па́лочки – и натя́нута тка́нька была́ на э́ти па́лочки, обши́та. [Просто рама и снизу ткань?] Да, да, ра́ма и всё. Кру́гленькая така́я, с кругляшо́чком. И ткань, льняна́я ткань. И вот у нас крюк ещё... Наве́рно нет уже́ ме́ста того́, где крюк был. А мо́жет и есть – там, где ба́ня. В о́бщем в э́том же до́ме я росла́ так, ну, до́лго, где лю́лька э́та. «Баб, что э́то тако́е?» А бра́та уже́ в лю́льке – вот, он в се́мьдесят девя́том году́ роди́лся… Я в се́мьдесят четвёртом родила́сь, брат - в се́мьдесят девя́том – уже в лю́льке его́ не ката́ли. Но крова́тка была́ - деревя́нная така́я крова́тка. Ка… кача́ли в крова́тке. [Такая на полозьях?] Да. Да-да-да, на поло́зьях была́. [В бок качалась?] Да, в бок. Туда́-сюда́, туда́-сюда́ - така́я, доста́точно больша́я крова́тка. Ну, я ж уже́ царь, ма́ма же в торго́вле, так у меня́ уже́ коля́ска была́ на колёсиках. И прогу́лочная была́, вот. Я… я как бы цивилиза́цию заста́ла и не цивилиза́цию. [Как люлька к крюку подвешена?] А на верёўках, на виты́х верёўках – тка́невые таки́е виты́е верёўки бы́ли у нас. [Во все стороны раскачивалась?] Да, ещё и говори́ли, что «не урони́ ребёнка». А то «Чуу!» [Смеётся, руками изображает сильное раскачивание люльки.] [Соб.: А не говорили, что её, когда ребёнка там нет…] А, не кач… Пусту́ю ни коля́ску, ни крова́тку, ни лю́льку не…льзя́ бы́ло раска́чивать, а то ребёнок спать не бу́дет, бу́дет капри́зничать. Э́то да, тако́е бы́ло. [Далее рассказывает, какой радостью для неё было стать частью большого рода. Соб.:] [А не говорили, что эту люльку нельзя качать вдвоём?] Да. Да-да-да. Мы подходи́ли – у кого́-то мы бы́ли до́ма, дак подходи́ли. И запреща́ла ма́ма: «Не тро́гайте, одна́ кача́й. Сади́сь на э́то, на сту́льчик…» Ну, тада́ ж табуре́тки бы́ли, во таки́е – ну, необтя́нутые [Показывает на табурет на кухне.] – э́то Фёдора, кста́ти, рабо́та. Деревя́нные таки́е скаме́ечки, сади́лись… Я ещё по́мню ла́вки э́ти, на кото́рых вот… В Лы́сые прие́хала уже́ в во́семьдесят второ́м году́ - совсе́м друга́я цивилиза́ция. Там же ну всё насто́лько бе́дненько бы́ло. Им всё равно́... [А почему нельзя было, не говорили?] Не, не говори́ли, почему́ нельзя́. Мо́жет боя́лись, что уро́нят, не зна́ю – мо́жет, приме́та кака́я была́. Ну, то что одна́ кача́ю – во, сади́сь и кача́й во так вот. А мы же ста.. ста́ли по у́зкому кра́ю – э́то ж по широ́кому кача́ли. Ну, у́зкий и широ́кий – э́то по… по широ́кому на́до бы́ло кача́ть. А по у́зкому ж на голо́вка и но́жки, вот. Так нельзя́... [Смеётся.] ж вы́летит ребёнок голово́й там. [По широкому качали?] По широ́кому, да. Ўон, где ру́чки, вот. Ну, с боко́в, получа́ется. А, вперёд нога́ми не клади́те ребёнка к э́той, к две́ри. [То есть, он должен лежать головой к двери?] Да, голово́й к две́ри. [Почему?] Ну, поко́йника выно́сят – укора́чивается жизнь, наве́рно, ребёнка – не зна́ю. [А какой-нибудь крестик или иконку не держали?] Держа́ли, да, под поду́шечку кла́ли – кре́стик и́ли ико́ночку. Ну, проблемати́чно бы́ло, коне́чно, потому́ что ж хра́мы бы́ли закры́ты. Ну, бы́ло всё равно́. Всё равно́ бы́ло. Берегли́ кре́стики. Но пря́тали: не разреша́ли в шко́лу носить кре́стик. До́ма одева́ешь, в шко́лу идёшь – снима́й. Там могли́ ещё прове́рить: шо у тебя́? Под га́лстуком кре́стик оде́т? Ещё и пото́м вы́зовут и вы́читают и тебя́, и ма́му. Бы́ло тако́е.