[Детей маленьких в чём держали? Какие-то люльки были?] Да, я ещё у той лю́льке росла́.
[А какие они, из чего делают?] Ой, была́ така́я, зна́ете… Вот э́то, кру́гленькая па́лочка, четы́ре кру́гленьких па́лочки – и натя́нута тка́нька была́ на э́ти па́лочки, обши́та.
[Просто рама и снизу ткань?] Да, да, ра́ма и всё. Кру́гленькая така́я, с кругляшо́чком. И ткань, льняна́я ткань. И вот у нас крюк ещё... Наве́рно нет уже́ ме́ста того́, где крюк был. А мо́жет и есть – там, где ба́ня. В о́бщем в э́том же до́ме я росла́ так, ну, до́лго, где лю́лька э́та. «Баб, что э́то тако́е?» А бра́та уже́ в лю́льке – вот, он в се́мьдесят девя́том году́ роди́лся… Я в се́мьдесят четвёртом родила́сь, брат - в се́мьдесят девя́том – уже в лю́льке его́ не ката́ли. Но крова́тка была́ - деревя́нная така́я крова́тка. Ка… кача́ли в крова́тке.
[Такая на полозьях?] Да. Да-да-да, на поло́зьях была́.
[В бок качалась?] Да, в бок. Туда́-сюда́, туда́-сюда́ - така́я, доста́точно больша́я крова́тка. Ну, я ж уже́ царь, ма́ма же в торго́вле, так у меня́ уже́ коля́ска была́ на колёсиках. И прогу́лочная была́, вот. Я… я как бы цивилиза́цию заста́ла и не цивилиза́цию.
[Как люлька к крюку подвешена?] А на верёўках, на виты́х верёўках – тка́невые таки́е виты́е верёўки бы́ли у нас.
[Во все стороны раскачивалась?] Да, ещё и говори́ли, что «не урони́ ребёнка». А то «Чуу!»
[Смеётся, руками изображает сильное раскачивание люльки.] [Соб.: А не говорили, что её, когда ребёнка там нет…] А, не кач… Пусту́ю ни коля́ску, ни крова́тку, ни лю́льку не…льзя́ бы́ло раска́чивать, а то ребёнок спать не бу́дет, бу́дет капри́зничать. Э́то да, тако́е бы́ло.
[Далее рассказывает, какой радостью для неё было стать частью большого рода. Соб.:] [А не говорили, что эту люльку нельзя качать вдвоём?] Да. Да-да-да. Мы подходи́ли – у кого́-то мы бы́ли до́ма, дак подходи́ли. И запреща́ла ма́ма: «Не тро́гайте, одна́ кача́й. Сади́сь на э́то, на сту́льчик…» Ну, тада́ ж табуре́тки бы́ли, во таки́е – ну, необтя́нутые
[Показывает на табурет на кухне.] – э́то Фёдора, кста́ти, рабо́та. Деревя́нные таки́е скаме́ечки, сади́лись… Я ещё по́мню ла́вки э́ти, на кото́рых вот… В Лы́сые прие́хала уже́ в во́семьдесят второ́м году́ - совсе́м друга́я цивилиза́ция. Там же ну всё насто́лько бе́дненько бы́ло. Им всё равно́...
[А почему нельзя было, не говорили?] Не, не говори́ли, почему́ нельзя́. Мо́жет боя́лись, что уро́нят, не зна́ю – мо́жет, приме́та кака́я была́. Ну, то что одна́ кача́ю – во, сади́сь и кача́й во так вот. А мы же ста.. ста́ли по у́зкому кра́ю – э́то ж по широ́кому кача́ли. Ну, у́зкий и широ́кий – э́то по… по широ́кому на́до бы́ло кача́ть. А по у́зкому ж на голо́вка и но́жки, вот. Так нельзя́...
[Смеётся.] ж вы́летит ребёнок голово́й там.
[По широкому качали?] По широ́кому, да. Ўон, где ру́чки, вот. Ну, с боко́в, получа́ется. А, вперёд нога́ми не клади́те ребёнка к э́той, к две́ри.
[То есть, он должен лежать головой к двери?] Да, голово́й к две́ри.
[Почему?] Ну, поко́йника выно́сят – укора́чивается жизнь, наве́рно, ребёнка – не зна́ю.
[А какой-нибудь крестик или иконку не держали?] Держа́ли, да, под поду́шечку кла́ли – кре́стик и́ли ико́ночку. Ну, проблемати́чно бы́ло, коне́чно, потому́ что ж хра́мы бы́ли закры́ты. Ну, бы́ло всё равно́. Всё равно́ бы́ло. Берегли́ кре́стики. Но пря́тали: не разреша́ли в шко́лу носить кре́стик. До́ма одева́ешь, в шко́лу идёшь – снима́й. Там могли́ ещё прове́рить: шо у тебя́? Под га́лстуком кре́стик оде́т? Ещё и пото́м вы́зовут и вы́читают и тебя́, и ма́му. Бы́ло тако́е.