Характеристики текста
Год2018
СобирателиАБМ, ИДД, САИ, СНА
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Рогов
Информанты
Данные об инф.
КодМСИ
Полf
Год рождения1974
Место рождения
Климовский район
Каменский хутор
Опросник
XXIIa 12 Заветы. Что такое "завет". В каких случаях его кладут? Что делают по завету и как? Можно ли брать заветные вещи? Почему и для чего?
Ключевые слова
Бдение, Богослужение, Вознесение, Время, Год, Гость, Давать-брать, Дом, Еда, Закрывать, Икона, Имя, Календарь, Книга, Кража, Михаила день, Молиться, Народное православие, Новый-старый, Обет, Отец, Открытый-закрытый, Пища, Покойник, Похоронный обряд, Праздники, Пространство, Родство, Свеча, Свеча (обряд), Святые, Семейные обряды, Стол, Угощение, Утварь, Церковь
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 3326
3326
[В интервью 2 днями ранее МСИ, отвечая на вопрос об иконе (свече) у ПОС, назвала её «храмовой» - См. XXIIa-12. В следующем интервью собиратели уточняют значение этого оборота. Соб.: Вот вы рассказывали про икону у Ольги Стефановны (ПОС) – вы сказали, что икона храмовая. Это просто потому, что она большая или из этой…] Она́ храни́лась в хра́ме, но то́лько не в э́том хра́ме, а у друго́й дере́вне - вот в како́й – я не по́мню. А э́то зна́ет… Она́ сама́ да́же, наэ́рно, не зна́ет, отку́да у неё. Не из Ро́гова, не из Ро́гова у неё ико́на. Вообще́ она́ была́ у друго́й же́нщины в Ро́гове, а пото́м э́та же́нщина ей уже́ отдала́. [Она уехала?] [Заминается.] До́чка той же́нщины живёт… Щас вам скажу́... Ше́стерова Валенти́на… [ШВМ] Валенти́на… [Михайловна?] Да, наэ́рно, Миха́лна. Бы́ли у Ше́стеровой, да? [Соб.: Немножко с ней поговорил.] Ну, у меня́ её но́мер телефо́на есть. Е́сли хоти́те, договори́тесь, я дам но́мер телефо́на. Вот она́ зна́ет исто́рию – она́ расска́зывала, но я ж забы́ла. [Соб.: Ольга Стефановна, говорит, что у неё в доме она четыре года, но откуда она взялась…] Бы́ло ж э́то – щас, как же э́то называ́лись э́ти… В о́бщем, дере́вни э́ти уже́ исче́зли. Бы́ло ещё три дере́вни. Вот в одно́й из дереве́нь – наэ́рно, там был храм, це́рьковь – и вот она́ отту́да. [То есть, эти иконы возникли, когда закрыли храмы?] Да! Да-да-да. Када́ разру́шили хра́мы, лю́ди позабира́ли у́тварь, ико́ны – позабира́ли себе́ домо́й. [И получается, что вот это празднование, которое сейчас на Вознесение или на Николу – это с этого времени началось? Или раньше тоже такая традиция была – по домам служить?] Да, да. Ра́ньше лю́ди собира́ли са́ми моле́бен, чита́ли. Не то́лько в совреме́нном ми́ре уже́. Са́ми. Ну, тёть Ве́ра [ЦВГ] тут ходи́ла – вот при мне уже́, сестра́ её то́же. [Ранее МСИ говорила, что ЦВГ зовут читать молитвы, когда в деревне кто-то умирает – Cм. IIIa-9 в, и. Соб.: Которая покойников отчитывает?] Ну да, да-да-да. Она́ приходи́ла, у неё там есть моле́бны – ну, щас же не пробле́ма, щас мо́жно и сами́м. [А раньше где собирались?] Ну вот хто… у кого́ ико́на… Э́то вот есть – ну, я говори́ла: Нико́ла, Миха́йло есть ещё ико́ны. У него́ до́ма собира́лись, э́тот челове́к стол гото́вил. Приходи́ли ба́бушки, чита́ли моле́бен, све́чи – ну в о́бщем моли́лись. [Это все иконы из храма, или частные всё-таки?] Ну, я ду́маю, э́то хра́мовые скоре́е всего́. Вот она́, Валенти́на Хохло́ва [ХВМ] – Валенти́на Ива́новна – ну, в магази́не кото́рая рабо́тает. Вы с ней говори́ли? [Соб.: Да, говорили.] Она́ сказа́ла, хра́мовая – не хра́мовая? [Соб.: Это были не мы, поэтому деталей не знаем.] Ну, вот она́ бу́дет знать. Есть, по-мо́ему, кака́я-то – и́ли Нико́ла, и́ли Миха́йло – ну шо там у них? [Соб.: У неё Михайло по-моему…] Миха́йло, да? Она́, наэ́рное, Миха́йловна – я и о́тчества не зна́ю. Э… Что э́то я? По-мо́ему, у неё ро́говская ико́на хра́мовая – ну, вот, уточни́те. Нико́ла не зна́ю, отку́да. У э́той, у друго́й Валенти́ны. Кириче́нко. Валенти́на… Не зна́ю, о́тчество забы́ла. Ну, всегда́ ка́к-то: вот щас они́... И не зна́ю, собира́лись у них когда́ и́ли не собира́лись лю́ди. Бы́ла, вот… Миха́йло э́тот был у мое́й сосе́дки, Ната́льи Миха́йловны. Вот, за забо́ром.