Год | 2018 |
Собиратели | АБМ, МВБ |
Брянская область |
Злынковский район |
Рогов |
Код | МСИ |
Пол | f |
Год рождения | 1974 |
Климовский район |
Каменский хутор |
VIa 2 | Как назывался праздник Троица? Сколько дней он длится? Красили ли на Троицу яйца? Катали ли их? Были ли гуляния по деревне? |
VIa 19 а | Как назывался Ильин день, 20.VII/2.VIII? Какие обряды, обычаи и запреты существуют в этот день? Что такое “ильинская гроза“? |
Библия, Битье, Бог, Богородица, Болезнь, Борода, Верба, Вербное воскресение, Верх-низ, Ветки, Внутренний-внешний, Вода, Водяной, Время, Втыкание, Год, Граница, Давать-брать, Демонология, Дерево, Дождь, Забор, Запах, Запреты, Засуха, Знак-знамение, Икона, Ильин день, Календарь, Кара, Клен, Крапива, Красный угол, Круг, Купание, Легенды, Лес, Лето, Леший, Липа, Молиться, Мост, Над-под, Народное православие, Ноги, Окно, Освящение, Падать, Передний-задний, Погода, Пол, Праздники, Преграда, Приметы, Прорицание, Пространство, Пугание, Растения, Ребенок, Река, Родство, Рука, Русалка, Свой-чужой, Солнце, Сосед, Стол, Страх, Сухой, Тело человека, Травы, Три, Троица, Украшать, Христос, Число, Чудо, Явор
ФА ВШЭ 3367
3367
[В Вербное воскресенье что-то делали?]Никаки́е бо́льше пра́здники [на родине МСИ в с. Каменский Хутор Климовского р-на, где она прожила до 8-ми лет, не праздновались]… Вот о Ве́рбном воскресе́нье я узна́ла уже́ в Лы́сых [село в Злынковском р-не, где МСИ прожила с 8 до 16 лет]. [Правда?] Да. Там… как… А! Тро́ица! Та́м ещё почита́ли Тро́ицу, вот в Кли́мовском райо́не. Обяза́тельно ве́точками украша́ли забо́ры, в деревя… деревя́нные забо́ры втыка́лись ве́точки. Ве… веточки клёна… клёна и ли́пы. Вот, и счита́лось, если бы́стро засо́хла ве́тка, зна́чит год бу́дет засу́шливый, еси до́лго ве́тка зелёненькая, то́ будет дождли́вый год. [А явор (аир)?] О! Я́вор! Та́м же ж ре́чка красиве́нная была́, так вот ходи́ли за э́тим я́вором и ста́вили на все о́кна […]. Вот с двух сторо́н вот та́к вот. На всех о́кнах такой за́пах был! [В хате или с улицы?] В ха́те, угу́, внутри́-внутри́. Я́вор стоял внутри́, на столе́ был разло́жен, да́же мне чё-то каж… ну чё ка́жется, действи́тельно так, я ўспо́мнила: перед ико́ной на полу́. У бабу́льки, у Соломони́ды
[МСИ вспоминает двух бабушек: родную, Пелагею, которая была коммунисткой, и жену двоюродного деда Соломониду, которая была верующей], была́ огро́мная ико́на, Ма́терь Бо́жья Троеру́чица, и вот на полу́ она прям э́то… Уж не зна́ю, хто ей приноси́л, наъ\рно, сосе́ди за доброту́ её приноси́ли, потому́ что но́жки же больны́е – кто́ ей принесёт, ка́к она схо́дит? [Ранее МСИ рассказывала, что у бабушки Соломониды отнялись ноги после смерти третьего сына.] [А здесь явор приносят?] Нет, ту́т не́ту его́, тут… ну, покупа́ем в хра́ме [в Новозыбкове] там или около э́того, около ры́нка. Освяща́ем. [Почему Троеручица?] Ну вот, бабу́ля мне расска́зывала моя Пелаге́я таку́ю… ну, уже пото́м в интерне́те вы́чла… вы́читала, что не так. Она́ мне расска́зывала, что Ребёночек топи́лся, ну, Исус Христо́с, получа́ется, и поп… Ма́терь Бо́жья попроси́ла: «Го́споди, дай мне возмо́жность спасти́ Сыно́чка», – и вот Он Ей третью ру́ку дал, и Она́ Его спасла́. [Топился почему? Они куда-то плыли?] Тону́л. То… да… Вот че… шла по мосту́, по-мо́йму, она́ говори́ла, шла по мосту́ через ре́чку, урони́ла Его́, вот. Вот оно́, украи́нское сло́во, и вы́скочило из меня́, я сама́ не заме[тила]. [МСИ считает себя украинкой в 7-м поколении и про свой говор говорит, что он похож на украинский, потому что ее родина на границе с Украиной.] […] [В Вербное воскресенье вербы не приносят?] Ну, ту́т… тут почита́ется, в Ро́гове почита́ется Ве́рбное – там [на родине МСИ, в с. Каменский Хутор Климовского р-на, где она прожила до 8-ми лет] я не по́мню. То́ ли ме… то́ ли я́ вот… ну как – была́ насто́лько мала́, что не замеча́ла э́тот пра́здник. А пото́м же я приежжа́ла ка́ждый год, до четы́рнадцати лет, пока́ не поступи́ла в педучи́лище […] два́дцать пя́того э́того… ма́я зака́нчивался уче́бный год, и де́душка, Васи́лий Па́влович, приежжа́л меня забира́л. И в э́тот же… как зако́нчится после́дний день учёбы, он меня́ забира́л и на ўсё ле́то, до два́дцать девя́того – до тридца́того а́ўгуста я прожива́ла ў Ка́менском ху́торе. Вот. А! Ещё ж там како́й пра́здник. О! забы́ла – Илия́. Когда́ он, второ́го а́вгуста или пе́рвого а́вгуста?
[Соб.: Второго.] Второ́го. Вот. Бабу́ля уже́ не разреша́ла ходи́ть в ре́чку купа́ться, а то́ водяно́й ута́щит. [Водяной?] Да [смеется]. Илья́ уже, говори́ла, Илья́ в во́ду насса́л, уже ходи́ть нельзя́ [усмехается]. Вот, стро́го, могла́ и крапи́вой… отходи́ть. [Даже так?] Да [смеется]. «Я тебе́ сказа́ла не ходи́ть!» Но я… и приходи́ли вот, ка́к-то… водяны́е, ле́шие вся́кие, там всё нас – то́ко вот во мне была́, что э́то пра́вда, мне внуши́ли с де́тства, шо э́то пра́вда, я боя́лась. Постою́ ў воде́, де́вочки купа́ются: «Свет, ну идём купа́ться!» – «Не, ба́ба сказа́ла, нельзя». Но за то́, шо я сходи́ла на ре́чку, мне пото́м ещё всы́пят. Во. [Что рассказывали про водяного?] Да: с бородо́й, с длинню́чей бородо́й, руса́лки вокру́г него́, живёт в о́муте. «Баб, где таки́е вот во́доросли?» – «Да, там, где таки́е… Ты же ви́дишь, кака́я там глубина́! Там о́мут!» – «Шо тако́е о́мут?» Ом… о́мут – э́то то́же чу́ть ли не живо́е существо́. Вот тако́е вот бы́ло. Всё пуга́ли, пуга́ли. Чтоб то́ко не ходи́ли да.
[МСИ вспоминает двух бабушек: родную, Пелагею, которая была коммунисткой, и жену двоюродного деда Соломониду, которая была верующей], была́ огро́мная ико́на, Ма́терь Бо́жья Троеру́чица, и вот на полу́ она прям э́то… Уж не зна́ю, хто ей приноси́л, наъ\рно, сосе́ди за доброту́ её приноси́ли, потому́ что но́жки же больны́е – кто́ ей принесёт, ка́к она схо́дит? [Ранее МСИ рассказывала, что у бабушки Соломониды отнялись ноги после смерти третьего сына.] [А здесь явор приносят?] Нет, ту́т не́ту его́, тут… ну, покупа́ем в хра́ме [в Новозыбкове] там или около э́того, около ры́нка. Освяща́ем. [Почему Троеручица?] Ну вот, бабу́ля мне расска́зывала моя Пелаге́я таку́ю… ну, уже пото́м в интерне́те вы́чла… вы́читала, что не так. Она́ мне расска́зывала, что Ребёночек топи́лся, ну, Исус Христо́с, получа́ется, и поп… Ма́терь Бо́жья попроси́ла: «Го́споди, дай мне возмо́жность спасти́ Сыно́чка», – и вот Он Ей третью ру́ку дал, и Она́ Его спасла́. [Топился почему? Они куда-то плыли?] Тону́л. То… да… Вот че… шла по мосту́, по-мо́йму, она́ говори́ла, шла по мосту́ через ре́чку, урони́ла Его́, вот. Вот оно́, украи́нское сло́во, и вы́скочило из меня́, я сама́ не заме[тила]. [МСИ считает себя украинкой в 7-м поколении и про свой говор говорит, что он похож на украинский, потому что ее родина на границе с Украиной.] […] [В Вербное воскресенье вербы не приносят?] Ну, ту́т… тут почита́ется, в Ро́гове почита́ется Ве́рбное – там [на родине МСИ, в с. Каменский Хутор Климовского р-на, где она прожила до 8-ми лет] я не по́мню. То́ ли ме… то́ ли я́ вот… ну как – была́ насто́лько мала́, что не замеча́ла э́тот пра́здник. А пото́м же я приежжа́ла ка́ждый год, до четы́рнадцати лет, пока́ не поступи́ла в педучи́лище […] два́дцать пя́того э́того… ма́я зака́нчивался уче́бный год, и де́душка, Васи́лий Па́влович, приежжа́л меня забира́л. И в э́тот же… как зако́нчится после́дний день учёбы, он меня́ забира́л и на ўсё ле́то, до два́дцать девя́того – до тридца́того а́ўгуста я прожива́ла ў Ка́менском ху́торе. Вот. А! Ещё ж там како́й пра́здник. О! забы́ла – Илия́. Когда́ он, второ́го а́вгуста или пе́рвого а́вгуста?
[Соб.: Второго.] Второ́го. Вот. Бабу́ля уже́ не разреша́ла ходи́ть в ре́чку купа́ться, а то́ водяно́й ута́щит. [Водяной?] Да [смеется]. Илья́ уже, говори́ла, Илья́ в во́ду насса́л, уже ходи́ть нельзя́ [усмехается]. Вот, стро́го, могла́ и крапи́вой… отходи́ть. [Даже так?] Да [смеется]. «Я тебе́ сказа́ла не ходи́ть!» Но я… и приходи́ли вот, ка́к-то… водяны́е, ле́шие вся́кие, там всё нас – то́ко вот во мне была́, что э́то пра́вда, мне внуши́ли с де́тства, шо э́то пра́вда, я боя́лась. Постою́ ў воде́, де́вочки купа́ются: «Свет, ну идём купа́ться!» – «Не, ба́ба сказа́ла, нельзя». Но за то́, шо я сходи́ла на ре́чку, мне пото́м ещё всы́пят. Во. [Что рассказывали про водяного?] Да: с бородо́й, с длинню́чей бородо́й, руса́лки вокру́г него́, живёт в о́муте. «Баб, где таки́е вот во́доросли?» – «Да, там, где таки́е… Ты же ви́дишь, кака́я там глубина́! Там о́мут!» – «Шо тако́е о́мут?» Ом… о́мут – э́то то́же чу́ть ли не живо́е существо́. Вот тако́е вот бы́ло. Всё пуга́ли, пуга́ли. Чтоб то́ко не ходи́ли да.