Характеристики текста
Год2018
СобирателиАБМ, МВБ
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Рогов
Информанты
Данные об инф.
КодМСИ
Полf
Год рождения1974
Место рождения
Климовский район
Каменский хутор
Опросник
XXIIa 12 Заветы. Что такое "завет". В каких случаях его кладут? Что делают по завету и как? Можно ли брать заветные вещи? Почему и для чего?
Ключевые слова
Блины, Богослужение, Болезнь, Братчина, Бумага, Вера, Верх-низ, Вознесение, Время, Втыкание, Давать-брать, Дар, Деньги, Дом, Еда, Жизнь-смерть, Закапывание, Зерно, Знак-знамение, Икона, Календарь, Каша, Кисель, Конец, Крестный ход, Кутья, Лицо, Медицина, Молиться, Над-под, Надпись, Народное православие, Начало, Обереги, Обет, Обход, Овес, Питье, Пища, Погребение, Покойник, Поминки, Посуда, Праздники, Преломление хлеба, Приметы, Прорицание, Пространство, Процессия, Путь, Свеча, Свеча (обряд), Свой-чужой, Священник, Семейные обряды, Сквозь, Сласти, Сырое-вареное, Тело человека, Трапеза ритуальная, Украшать, Хлеб, Ходить, Хозяин-хозяйка, Церковь, Яблоко
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 3379
3379
[Про Вознесенье слышали?] Да, у нас э́то… э́то у нас… ико́на, ико́на есть у… у же́нщины у одно́й. В нача́ле дере́вни она́ живёт, тётя О́ля [ПОС] – э́то хра́мовая ико́на, вот она́ ка́ждый год приглаша́ет свяще́нника, ба́тюшка приежжа́ет, на дому́ у неё прово́дит моле́бен, и в дере́вне при́нято по́сле моле́бна накрыва́ть стол. Приглаша́ют свяще́нника, с ним приежжа́ют же пе́ўчие из хо́ра, вот, все за стол. И когда́ приежжа́л отец Иоа́нн, мой ба́тюшка, духовни́к, то мы проходи́ли с кре́стным хо́дом до того́ ме́ста, где у нас был храм, разру́шен уже храм, на том ме́сте у нас поста́влен и́дол Ле́нина. Вот мы кре́стным хо́дом с ико́ной Вознесе́ния шли вокру́г того́ ме́ста и возвраща́лись к хозя́йке до́ма и проходи́ли под ико́ной. Вот, я с… с вну́ком… я с вну́ком той же́нщины ико́ну несли́, так мы держа́ли повы́ше, а все проходи́ли под ико́ной, чтоб здоро́венькими быть. [Это икона Вознесения?] Да. [Тут, в Рогове?] да. [Вы все ходите к этой женщине?] Да. Кто хо́чет. Ну, молодёжь не хо́дит, из молодёжи одна я́ ў храм е́жжу. Мо́жет, ещё кто е́здит, но ка́к бы осо́бо лю́ди не зна́ют, что… уже зна́ют, что я е́жжу, так мне и звоня́т, и спра́шивают. Ба́тюшку там. [Эта икона хранится в одном доме или ее передают?] Передава́ли. У нас, в Ро́гове, передаю́т ка́к: е́сли там умира́ет хозя́йка или уежжа́ет… вот е́сли уежжа́ет из дере́вни, а у неё э́та ико́на (ну, уезжа́ет насовсе́м в смы́сле, жить здесь не бу́дет), то отдаёт, шоб ина́ в дере́вне оста́лась. [То есть она считается деревенской иконой?] Да, да. [Ее не называют «свеча»?] Да. «На свечу́ пойдём, – да, говоря́т. – Сёдня Свеча́». [Здесь одна свеча?] Нет, у нас ещё е́сть Никола́й уго́дник, Михаи́л… Михаи́л уго́дник, есть ещё. [В Рогове три свечи?] Да, три. Три, по-мо́йму. Вот, одна́ у Кириче́нко Валенти́ны, а друга́я у… ка́к её, Валенти́на… у магази́не рабо́тает, заўмагази́ном. [Кириченко?] Валенти́на, э́то на́ша ро́дственница [... – выясняем, кто такая вторая Валентина – это ХВМ]. Вот, у неё то́же. [...] У неё, не зна́ю, наве́рно, Миха́йловна – не зна́ю, ка́к её... [Вознесение у нее?] Нет, Вознесе́ние у Пархо́мцевой О́льги… а о́тчества не зна́ю. Тётя О́ля Пархо́мцева – вот, у неё Вознесе́ние, а у э́тих двух Валенти́н святы́е, а хто… хто у кого́ - не зна́ю. [Что подают к этому столу?] А сеча́с уже́ ничего́ осо́бого, ра́ньше стара́лись, ну, то́, что есть у кого́, скро́мненько, вот, а щас уже ж ка́к бы проду́ктов в изоби́лии, так всё подаю́т, шо кто… кто во что гора́зд. А на по́хороны вот тести́ну де́лают – ну, бли́н такой – не блин, чтоб на столе́ стоя́л, ко́ливо, узва́р… ещё по-друго́му называ́ют. [Узвар и коливо – это одно и то же?] Ну, они́ называ́ют… но э́то ра́зные ве́щи: ко́ливо – э́то ж ка́ша, а узва́р – э́то жи́дкое, ну, напи́ток. Ну вот, ба́тюшка сказа́л так: что тести́на – э́тот бли́н э́тот – у язы́чникоў кла́ли на лицо́ и пото́м… ну́ вот, у́мер, на труп кла́ли э́ту тести́ну, пото́м, когда́ его захоро́нят, сади́лись за помина́льный стол, дели́ли на кусо́чки и э́то ўсё съеда́ли. «Вы, – говори́т, – это бу́дете де́лать? Де́лайте. Вы бу́дете э́то есть? Шо́ ж вы, – говори́т, – ста́вите?» Вот. ну, он шути́л ка́к бы э́то всё, дава́л… дава́л поня́ть. А… э́тот, узва́р – ба́тюшка да, сказа́л – вот я звони́ла, хорони́ли же́нщину, я́ ж… ра́ньше по язы́ческим обря́дам хорони́ла ро́дственникоў уше́дших, а щас уже е́сть где спроси́ть – дак на́до же спроси́ть, как пра́вильно, вот про узва́р я спра́шивала. Он сказа́л: да, мо́жно ўзва́р перед нача́лом тра́пезы вкуша́ть. Туда́ поре́зать просфо́рочку, из хра́ма приве́зенную. [Это батюшка сказал?] Да, э́то мо́жно де́лать. [Как готовится узвар?] Обы́чно из сухи́х я́блок. [Это вроде компота?] Да, да. Из сухи́х я́блок, ма́леньки таки́е пло́шечки подаём, и вот уже ло́жечкой ка́ждый набира́ет и налива́ет себе́ в стака́нчик. [Это на похороны?] Да. [А с тестиной что делают?] А вот пото́м и но́сят [усмехается]: «Куда́ её?» Говорю́: «Не зна́ю, вы пякли́ - куда́ дева́йте!» [Один блин?] Да, оди́н. Угу́. [Его не едят?] [Отрицательно мычит.] Вот он постоя́л во́зле поко́йника – пото́м не зна́ют, куда де́ть. Я говорю́: «Я то́же не зна́ю». [А празднование Свечи как проходит? С вечера начинают?] Вобще, поло́жено да, с ве́чера. Вече́рние моли́твы, а пото́м уже́ ж ба́тюшка приежжа́ет, а тут нет, ну как, не де́лают так. Приежжа́ет… ждут ба́тюшку, собира́ются, как пра́вило, пожилы́е лю́ди, бабу́лечки. Вот, ждут ба́тюшку, прохо́дит моле́бен, посвящённый э́тому, ну вот Вознесе́нию, песнопе́ния прохо́дят, запи́сочки подаём о здра́вии и о упокое́нии, пото́м, по́сле как прошло́... э́тот, моле́бен, мо́лимся ещё о здра́вии и упокое́нии, вот, и ўсё. И уже пото́м ли́бо с кре́стным хо́дом идём, ли́бо сра́зу за стол. [А с крестным хо́дом куда?] Ну, к па́мятнику вон, что Ле́нину па́мятник, там была́... [Соб.: А! к месту, где была церковь.] Да, там была́ це́рьковь. [Молебен совершается в доме, где хранится эта икона?] Да. Да. [Икону, если идут крестным ходом, выносят?] Выно́сим, да, вот идём… идёт хор, идёт ба́тюшка с кади́лом, и идём мы, кто несёт ико́ну. А да́льше уже иду́т лю́ди, хто хо́чет уча́ствовать. [Проходят под ней когда?] Когда́ верну́лись домо́й с э́той ико́ной, вот на вхо́де в дом там… [В воротах или в дверях?] Побли́же к воро́там. Там и прохо́дим. Не в до́ме, на у́лице э́то прохо… происхо́дит. [И на место ее ставят?] Да, на ме́сто ста́вим. Ико́на в э́тот день укра́шенная, краси́вая, цветы́ около неё стоя́т, она́ сама́ укра́шена, уже́ как мо́жет хозя́йка э́то сде́лать. [Одна хозяйка или помогают? Каждый что-то для нее приносит?] А, прино́сят, гости́нцы прино́сят. [Какие?] Ну, печеню́шки, сла́дкое, сла́дкое принос… [Что за печенюшки?] Не, обы́чные, ўсё покупно́е. Не пе́ченное, а покупно́е. Ну, и кладём же де́нюжку. Запи́сочку положи́ли – де́нюжку положи́ли – поже́ртвование. [Тарелка стоит?] Да, таре́лочка стои́т, ёмкость с зерно́м или с песко́м – све́чки туда́ ста́вить – и таре́лочка для де́нег, ну, и салфе́точка, куда вот э́ти, поже́ртвования, гости́нцы-то, так сказа́ть, кладу́т лю́ди. [Называется Свеча, а свеча какая-то специальная есть?] [Отрицательно мычит.] Ну во́т обы́чные све́чечки. Когда́ ба́тюшка прие́хал, уже́ ж лю́ди поста́вили све́чечки, а в э́том году́ да́же и ра́ньше зажига́ли, до́ его прие́зда. [Свечи во что втыкают?] В песо́к. Как пра́вило, ў песо́к. [Банка стоит?] Ну, ёмкость така́я, ми́сочка кака́я-то, пло́шечка песка́ на́брана или зерна́. [Или зерна?] Или зерна́, да, и туда́ вот ста́вим. [Зерно какое?] Овёс быва́ет ча́ще всего́.