Характеристики текста
Год2018
СобирателиАБМ, МВБ
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Рогов
Информанты
Данные об инф.
КодМСИ
Полf
Год рождения1974
Место рождения
Климовский район
Каменский хутор
Опросник
IVa 7 а Кто мог принимать участие в ряжении?
IVa 7 б Какие персонажи участвовали в ряжении? Как назывались участники? Опишите, как именно рядились и что делали.
Ключевые слова
Благопожелания, Бросать, Васильев день, Верх-низ, Внутренний-внешний, Время, Выворачивание, Говорить, Год, Давать-брать, Дар, Двор, Деньги, Дни, Дом, Животное, Запреты, Звезда рожд., Звук, Земля, Зерно, Зима, Календарь, Канун, Кожух, Коза, Колядки, Колядование, Корова, Курица, Лежать, Мальчик, Маски, Мать, Мешок, Музыка, Музыкальные инструменты, Музыкант, Мясо, Наоборот, Начало, Новый год, Обход, Овес, Одежда, Осень, Отел, Открывать, Пение, Песни, Пища, Плата, Плодородие, Погода, Покров (календ.), Пол, Посуда, Посыпание, Праздники, Продуцирующая магия, Пространство, Процессия, Птицы, Путь обрядовый, Ребенок, Речь ритуальная, Родство, Рождество, Рука, Ряженье, Свой-чужой, Святки, Сев, Сеяние ритуальное, Сидеть, Скот, Скотоводство, Снег, Сосед, Стоять, Тело человека, Уголь, Угощение, Удача, Урожай-неурожай, Утварь, Утро, Ходить, Христос, Черный цвет, Щедрование, Яйцо
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 3393
3393
[Думает, что бы еще рассказать:] Про Покрова́ поговори́ли, про… что́ там да́льше – Рождество́… Рождество́, зна́ете, ка́к-то вот оно́ ми́мо. Ми́мо бы́ло. [И колядовать не ходили?] А, колядова́ть – да, коля́дки да, бы́ли, но э́то ж бы́ло вон, на Ста́рый Новый год, [Не на Рождество?] Не на Рождество́, нет. Но то́ что одева́лись и меня́ с собо́й таска́ли – а сугро́бы ж бы́ли тогда́, ма́ма дорога́я! по са́мую ше́ю! Одева́лись, вывора́чивали кожухи́. Ну, кожу́х зна́ете что тако́е, да? Э́ти, плю́шки, плю́шки зна́ете? Така́я безрука́ўка… безрука́ўка, велю́ром, наве́рно, или че́м там она обши́тая. Тако́й тка́нью вот блестя́щей, шерохова́той. [Плюшевые?] Да, плю́шевая, вот она́… те плю́шки одева́ли наверх ба́бушкины – они во́н нам, ни́же коле́на бы́ли. И вот ходи́ли мы по двора́м, пе́сни пе́ли. Е́сли вот, в Кли́мовском райо́не [МСИ родилась и первые 8 лет прожила в с. Каменский Хутор Климовского р-на] была́ така́я приме́та: е́сли коро́ва отели́лась в э́тот день или за де́нь до э́того, то ничего́ хозя́йка не выноси́ла. Не дава́ла де́тям, закры́тые они́ сиде́ли. [Тем, которые приходят колядовать?] Да, е́си де́ти пришли́ колядова́ть, а у неё коро́ва отели́лась, то н… ну, не дава́ли гости́нца. [Почему?] Ну, чтобы не у́быль… у́были не́ было, чтоб не поги́б телёнок, чтоб с коро́вой бы́ло всё хорошо́ - така́я приме́та была́. По́мню, одна же́нщина вы́шла, а мы вдвоём с подру́жкой. Она вы́шла, гът: «Де́точки, извини́те меня́, у меня́ коро́ва отели́лась, я вам ничего́ дать не могу́, вам расска́жет ва́ша ма́ма почему́. Ну, мы собра́лись. Почему́ нельзя́ - не зна́ю. Ну́ вот… я уже пото́м узна́ла. [Нельзя давать только тем, кто ходит колядовать или никому? Соседка пришла что-то попросить?] Никому́. И сосе́дка пришла́ - не дава́ли. Ну, уже пото́м, в Ро́гове [МСИ вышла в Рогов замуж], я узна́ла: на зе́млю кла́ли. Е́сли уже сро́чно на́до дать сосе́дке, так не из рук в ру́ки, а на зе́млю положи́ть, шоб с земли́ взяла́. И не с поро́га, ни… ну, ни с чего́: ни со стола́, ни с поро́га – и́менно с земли́. [Что пели?] Ну, та́к как моя ма́ма Любо́вь, так пе́ли: «Лю́бка шу́бка кожушо́к, Давай, ба́бка, пирожо́к. Пирожка́ нам ма́ло, Давай, ба́бка, са́ла». Вот тако́е. Да́льше не по́мню. «А наве́рх колбасу́, а пото́м другу́ю, Дак ещё пощедру́ю». «Ма́ленький ма́льчик… – э́то уже наза́ўтра пе́ли, на засева́нне: – Ма́ленький ма́льчик Сел на сту́пчик, В ду́дочку игра́ет, Христа́ забавля́ет. А вы, лю́ди, зна́йте, Христа́… – вот не по́мню. – Открыва́йте сундучки́, Достава́йте пятачки́!» – вот така́я была пе́сня. Ну, дава́ли моне́тки. На второ́й день уже дава́ли моне́тки, на засева́ние. [Пятачки?] Да. Осо́бенно ж э́сли ты́ уже споёшь, дак уже они́… [Как засевают?] Ну, заходи́ли в дом… То́же вот, когда́ колядова́ли, ве́чером, то в дом не заходи́ли, стоя́ли о́коло крыльца́, пе́ли гро́мко, ора́ли со ўсей мо́чи. И э́то, выходи́ла хозя́йка там с корзи́ночкой или с таре́… ми́ски, ми́ски желе́зные в основно́м бы́ли, с ми́сочкой угоще́ний. Вот. И… ну, угоща́ла, и мы расходи́лись. Бы́ли у ка́ждого тряпи́чные су́мки, вот. А уже когда́ засева́ть наза́ўтра – э́то приходи́ли ра́но, часо́ў ў шесть-сем утра́, до шко́лы ж ну и, наве́рно ж, тради́ция така́я была́ – ра́но прийти́, – так достава́ли из карма́н зерно́, овёс, как пра́вило, овёс, и вот сы́пали, чтоб по ўсем угла́м, везде́, чтоб год был урожа́йный, ще́дрый, бога́тый и ку́ры несли́сь. [Это так говорили?] Ну, могли́ и пожела́ть в конце́, но уже зна́ли, что с како́й це́лью пришли́. [Овес специальный, из какого-то снопа?] [Отрицательно мычит.] Нет. Обы́чный овёс. [Не покупной?] Ну, тада́ ж не покупа́ли, тада́ ж в основно́м бы́ло своё. [Щедровать ходили..?] Ве́чером. [Тринадцатого вечером?] Да, да. [А четырнадцатого засевать?] Засева́ть. да. [А коляду пели? Про Рождество?] [Отрицательно мычит.] [А со звездой не ходили?] Не, у нас не ходи́ли, э́то бо́льше ў Белору́ссии. [Те, кто засевать ходил, переодевались?] Не. Засева́льщики уже шли про́сто, вот с открыцыми… с откры́тыми ли́цами. Но э́то, как пра́вило, бы́ли де́тки: ли́бо первокла́шечки, ли́бо дошколя́та. [Совсем маленькие?] Да, да, взро́слые уже́… [А щедровать ходили взрослые?] А щедрова́ть все, от ма́ла до вели́ка ходи́ли. [Лица щедровщики как закрывали?] Лица… ну… э́той… у́глями… [Мазали?] Ма́зали, да. Ма́ски каки́е-нибудь одева́ли. Уже́ ж бы́ли, э́то ж восьмидеся́тые го́ды, уже чё-ни… [Покупные маски?] Да-да-да, покупны́е. Или та́м… ну, чё-то… э́тот вот, па́кля, па́кля – что, ну, дома́ [конопатят], вот ка́к-нибу́дь прице́пливали на лицо́ па́клю э́ту. На го́лову, на лицо́. Ну, ка́к… ка́к-то стара́лись спря́тать лицо́. [Козу́ не водили?] Вот говори́ли, что води́ли на Рождество́, но я нет, в мое́й компа́нии не́ было. В основно́м вот вывора́чивали кожухи́ - то́же коза́ была́, то́же щита́лась коза́. [Это считалась коза?] Да. Уже́ щита́лось, а та́к, чтоб саму́ вот э́то де́лать: рога́ там – не.