Характеристики текста
Год2018
СобирателиБСК, ВДК, ЗАЛ
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Рогов
Информанты
Данные об инф.
КодМТЯ
Полf
Год рождения1950
Место рождения
Брянская область
Злынковский район
Новобежков
Опросник
XIII 8 а Как говорили о порче и о сглазе? Ко всем ли пристает? Когда надо особенно оберегаться от порчи? Чем пользуются для наведения порчи? Как? Кто может сглазить? Что надо сделать, чтобы не сглазить?
XIII 8 б Как говорили о снятии порчи? Как избавиться от порчи, предотвратить или снять сглаз?
XIII 9 а Как называются: колдун, знахарь, ведьма, знахарка? Чем они отличались друг от друга?
Ключевые слова
Бессонница, Бог, Богородица, Болезнь, Боль, Былички, Вера, Глаза, Говорить, Голова, Давать-брать, Демонология, Добро-зло, Еда, Женщина, Животное, Завязывание-развязывание, Заговоры, Запреты, Знахарь, Катить, Колдовство, Кормление, Кот, Круг, Кулич, Лицо, Медицина, Молиться, Над-под, Народное православие, Обереги, Освящение, Пища, Посыпание, Родство, Рука, Свой-чужой, Сглаз, Слезы, Смотреть-заглядывать, Собака, Соль, Сон, Сосед, Старуха, Тайно, Тело человека, Узел, Уничтожение ритуальное, Хлеб, Хлеб ритуальный
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 3489
3489
[Когда ребёнок родится, его можно чужим людям показывать?] Ну, ня жела́тельно. Не жела́тельно. Вся́кие ж ё лю́ди. У нас, во, напро́тив жила́ э́та, во, Ни́нка живе́, дак она́ така́я глазли́вая, что… У меня́ вну́чки, вон, были́ и уже́, вну́чки уже́... Уже́ одна́ уже́ роди́ла и друга́я уже́ два́дцать два годы́, в институ́те уже́ у́чится, в э́том году́ ко́нча. Дък де… э́та ма́ленькая Таню́ша была́ не глазли́вая, а Ю́ля глазли́вая была́. Вот она́... пры́дим, она погля́де… она́ така́я чёрненькая была́. Гъво́рыт: «Чарну́шечка э́то!» И ўсё. И ве́чером реве́, поку́ль к ба́бке сво́зим, к ба́бке вози́ли. У нас тут ба́бки бы́ли, шапта́ли. Шапту́хи. […] [Почему плакала девочка?] Нуу, ня спа́ла. Пло́хо ж наве́рно ей было́, что не… пла́ча, и пла́ча, и пла́ча, и пла́ча. [Как называли это состояние?] Ну, сгла… сгла́женое, сгла́зили детёночка. И, вот, и к ба́бке той повядо́м, она́, як ба́бка э́та сра́зу Бо́гу начина́е моли́ться, хле́бу во́зьмя, ўсё. Я да́же по́мню, як она́ говоры́ла: «Пе́рвым ра́зом, Госпо́днем ча́сом, Го́споду Бо́гу помолю́ся, Пречи́стой Бо́жей Ма́тери поклоню́ся. Ты, Прэчи́стая Бо́жая Ма́терь, прыди́ рабе́ бо́жьей на по́мощь Ната́шке…». И всё, ёна́ як ска́же пе́рвым ра́зом, вот, э́то… ну, да́льше ж там моли́тва э́та. И всё. Она́... И она́ уже́ засыпа́ла. И засыпа́ла, и домо́ў прывязо́м со́нную, до утра́ спа́ла. Вот. А кому́ от пе́рвого ра́за ня помога́ло, дак ешше и вт… вторы́й раз вози́ли. Тут у нас бы́ли ба́бки шапту́хи. [Соб.: Говорили, они хлеб еще брали.] Хлеб ката́ли, дък там смотря́ что. Хлеб таки́ми ша́рыками нака́тывали с солью, а соль э́ту церко́ўную э́ту… на Па́ску. Па́ску све́тять и соль э́ту свя́щенную. И вот оны́ э́ту соль хова́ли специа́льно э́ти шапту́хи. [Внутрь в хлеб?] Нее. Оны́ хава́ли его́ ў узяло́к… э́то… а пото́м, як прихо́дять, уже́ дяте́й, ти кого́ прино́сять, оны́ уже́ со́льку э́ту достава́ли и хле́бец э́тый кача́ли ша́риками. [Катает шарики против часовой стрелки между ладоней.] Э́тым хле́бом по челове́ку ката́ли. [Как?] А вот так, и по голове́ и по лицу́ руко́й, и ў руке́ хлеб. Вот. И тады́, сказа́ли як уже́ ко́нчит шапта́ть, говоря́т, э́ты хле́бец, э́ты… ша́рики э́ты соба́чкам и́ли ко́тикам отдаси́ть. Ну, вро́де б тады́ прохо́дило. Оно́ про́йдя, дък говоря́т: «Ай, помога́ется от того́ челове́ка, от кого́ не, дък не́».