Характеристики текста
Год2017
СобирателиЗАЛ
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Спиридонова Буда
Информанты
Данные об инф.
КодКИФ
Полf
Год рождения1964
Место рождения
Лысые
Опросник
IIa 1 е Как можно было уменьшить боли и количество выделений во время месячных?
Ключевые слова
Болезнь, Веревка, Говорить, Девочка, Диалог, Дочь, Женщина, Завязывание-развязывание, Красный цвет, Кровь, Лента, Мать, Месячные, Новорожденный, Постель, Ребенок, Родство, Роды, Роженица, Свой-чужой, Тело человека, Утварь, Ходить, Цвет
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 349
349
[Повторная запись. Соб.: Вы рассказывали, что если девочка рождалась, то к роженице приходили и спрашивали что-то про месячные – см. карточку IIa-1 е. Соб. ЗАЛ, ТМА.] А, ну э́то… что́-то, да. [Соб.: Расскажите поподробнее.] Нуу, я не зна́ю. Вот мне так одна́ же́нщина сказа́ла, что вот э́то, ну, что́бы де́вочка когда́ рожда́ется, что́бы всё, ну, всё хорошо́ у неё по-же́нски бы́ло. Вот, что́бы она́ могла́ рожа́ть дете́й – не вся́кая ж мо́жет. Ну, вся́кие ж быва́ют боле́зни. Дак вот, меня учи́ли: «Вот придёт к тебе́ же́нщина, в прове́дке, – отведа́ть [проведать] зна́чить э́то, малы́шку твою́, – ты спроси́ у неё: “У тебя́ давно ме́сячные, вот, шли и́ли нет?”» Нуу, е́сли о́на ска́жет, что, «вот, неда́вно». И, – говори́т, – пове́сь на ээ\ту… нуу, куда́-нибу́дь привяжи́ кряс… кра́сную ле́нточку», ну и́ли… и́ли верёвочку, и́ли что-то тако́е. А на како́е вре́мя, я уже́ не по́мню. Ну вот, «так, – мол, – сделай, что…» Что́бы… Да. Вро́де, вот… А для чего́, я не зна́ю. Но так она́ учи́ла. Мо́жет, ей хто́-то подска́зывал э́то сде́лать. А отку́да э́тот обря́д, я да́же и не зна́ю. Ну, вот что́бы в… увсё бы́ло у неё, что́бы она́ могла́ продо́лжить род, да? Вот. Вот так\ое. Учи́ли. Э́то у меня́ пе́рвая до́чка роди́лась, так она́ и учи́ла: «Сде́лай так, сде́лай так». [Спрашивать должна роженица?] Ну, у одного́. Да, да, ро́женица, угу́. [А женщина, у которой спрашивать, любая?] Ну кака́я? Лю… [Первая, которая к ней пришла?] Нуу, да. Нуу, моло… Ну, какая́... Да. Нуу, не… Не мать там, не свекро́в, а уже́ хто́-то посторо́нний. [Чужая женщина должна быть?] Нуу, и́ли уже́... И́ли… [Подружка, например?] Да. Мо́жет, подру́жка, мо́жет, и ро́дственница, ну, не мать, не свекро́в, там. [Ответ не имеет значение? Главное спросить?] Ну да, спроси́ть, наве́рное. [И ленточку привязать?] Ну да. [Где?] Нуу, на крова́тке, мо́жет где-то при... [У ребёнка?] У ребёнка, ага́. [Соб.: В прошлый раз вы вспомнили, что нужно так сделать, когда услышали про красную ленточку.] Угу́, угу́, да. [Соб.: Мы не поняли тогда, при чём здесь красная ленточка.] Ну, ну, кра́сная ле́нточка – э́то ж е… ну, кров вро́де обознача́ет, я так понима́ю. Нуу а хто э́то, отку́да, я да́же и не спроси́ла. Ну, ска́жут: «Сд\елай так, и сде́лай», я обря́дов э́тих осо́бо-то так не зна́ю – подска́зывают, так, ии... и я так стара́юсь де́лать, ну…