[Соб.: Говорят, здесь есть крест какой-то, который носили.] Даа, носи́ли. Э́то носи́ли… На кла… э́то са́мое… Ка́ждому поко́йнику прыно́сили хрэст, и яго́ носи́ли, э́то, лю́ди душевнобольны́е. Ну, таки́е… таки́е, вот. ИИ... Вот у нас ўсё Си́дорка носи́ла, тады́ перяда́… перяда́ли – дед хромый\, дя́дька хромы́й забра́ў, ён носи́ў яго́. А тяпе́рь, я не зна́ю, хто но́ся. И́ли его́ соўси́м уже́ не но́сять, у це́рьку отвязли́. Ни́на э́та, что тут у нас ё, дък она́ сказа́ла, что «Я ня бу́ду носи́ть». А де́ўки э́тые, две у нас, таки́х, дурнова́тых, дък оны́ сказа́ли, что «А, нам тады́ по́сле Си́дорки не отда́ў крывоно́гий, дък неха́й сам и но́ся, а мы бо́льше… а мы то… щас то́же ня бу́дем носи́ть». Дък я ня зна́ю уже́. Щас его́, наве́рное, и́ли… Наве́рное, у це́рькву отда́ли. Уже́, наве́рное, в це́рькву.
[То есть этот крест только такие, странные люди носили?] Даа, душевнобольны́е лю́ди. Йих… и… и гости́ли ж им, и о… и плато́к завя́зывали на тый хрэ́стик дава́ли.
[Кому давали?] Ну э́то, хто но́ся.
[Душевнобольным людям?] Да.
[В платке что-то было?] Ничёго. Ничёго. Ну на обе́д же зва… Яны́ прыхо́дили, обе́дали ж по поко́йнику, гости́ли. Хто и гости́нца дава́л.
[На следующий день доспрашивают о деталях.] [Почему крест только дешевнобольные люди носили?] Ну таки́е ж не хо́чать лю́ди но…
[Только поэтому?] Да, да, да, да. Ико́ну но́сять, а ико́ну но́сять, обяза́тельно вдо́вы. Нельзя. Нель… Нель…
[Вдовы?] Да, нельзя́.
[Они должны быть родственницами покойнику?] Нее\, не, нее, чужи́... Хоть чужи́е лю́ди. Из… Ро́дственники ж не… не… не но́сять ничёго, ро́дственники иду́ть за поко́йником. Яны́ ничёго ни цвято́в, ни вянко́в, ничёго. А пе́рво-на́перво нясу́ть же хрэст, тады́ ико́ну, а тад\ы ж уже́ иду́ть вянки́ нясу́ть. Вот. Дък… вся… э́то са́мое, и… ико́ну но́сять обяза́тельно вдо́ва. Семейное́ нель… говори́ть, ну… п… пове́рье тако́е.
[Почему?] Ну я не зна́ю, почему́.
[… – Разговаривает с соседом.] [Икону носят, когда хоронят кого-то?] Да, ику… ико́ну обяза́тельно на́до несть: е́сли мужчи́на – мужчко́е лицо́, а е́сли же́нщина, то же́нское. И та́к же и у… и у… и в гроб же ло́жать и… ико́нку ма́ленькую, церьк… церько́вную Хрэ́стик до́лжен, е́сли хрещёный челове́к, обяза́тельно хрэ́стик на ше́ю. Да́же ба́тюшка…
[Он должен на шее висеть или его в гроб вкладывают?] Нет, наде… надею́ть на ше́ю. Помы́еть и уже́ на ше́ю надею́ть. И ма́ленькую ико́нку ло́жат таку́ю,
[показывает, что иконка в высоту примерно десять сантиметров, и её кладут на правое плечо], ну там ло́жат специально и тако́е на голову́,
[ведёт пальцами от центра лба к вискам, изображая, что на лоб кладут ленту шириной примерно пять сантиметров], и лист таки́й ло́жать,
[чертит в воздухе прямоугольник размером с лист А4], и в руку́ хрэст даю́ть, вот тако́й во,
[показывает, что в сложенные друг на друга на животе руки вертикально ставят крест].
[Какой лист кладут?] А там специа́льная моли́тва для поко… для поко́йников. Вот тут во ло…
[Изображает, как будто икону кладут на правое плечо.] Вот тут во. Ну, ко́ло э́то.
[На плечо справа кладут?] Даа, спра́ва. И на лоб,
[снова ведёт от центра лба к вискам] – «прохожая» называ́ется. Оны́ говоря́ть, «прохожая». Вот. И ён чита…
[Это что такое, лента какая-то?] Ле́нта така́я. З… на бума́ге, з моли́твой. С моли́т… с моли́твой. Называ́ется… и ну поп говоря́: «Э́то прохо́жая, – мол, – уже́ чтоб пропусти́ли ж уже́ туда́». Вот.
[Если прохожую не положить, не пропустят?] [Отмахивается, улыбаясь.] Ай! Не пропустят…
[Имеет в виду, что пропустят.] [И икону покойникам кладут?] И ма́леньк… и ма́леньк… и ма́ленькую ико́нку ло́жат то́же сбо́ку, дък то́же – е́сли мужчи́на, дък ло́жат мужско́е лицо́, а е́сли же́нщина, то же́нское ли́цо. Вот.
[… – Через некоторое время разговор возвращается к этой теме.] [Соб.: Вы говорили, на крест платок какой-то повязывали.] Даа, и плато́к. На ём рушни́к виси́ть всягда́ – полоте́нце вышива́ное; и́ли куплёное, и́ли вышива́ное, н… чтоб… го́лый же не бу́дешь. Ик… и на ико́нах ж рушни́к на́до надява́ть, ико́на ж го́лая тож на… на э́том не виси́ть,
[показывает на дом, вероятно, имея в виду, что икона «голая не висит» на куту]. И як несу́т, на э́то, так на рушни… рушничо́к надяю́ть. На ико́нку, и увперяди́ же́нщина иде́ть, нясе э́тый рушничо́к, а потом\ наза́д его́ э́то, забира́еть.
[Она себе забирает?] Нее. Лю́ди, ч… Ну, чий поко́йник, ты и забира́ть. Нуу э́ты… хозя́ин.
[Зачем обязательно, чтобы рушники были?] Ну чтоб… Ну нельзя́, ико́на, говоря́т, нельзя́, чтоб без рушника́ была́. Як… як и же́нщина в це́рьквы без платка́, так и ико́на без э́то. Счита́ется, э́то ж уже́ як одева… Оде… одея́ние уже́ то́же, счита́ется.
[Соб.: Получается, сначала идёт человек с крестом…] Да.
[Соб.: За ним вдова с иконой.] Да.
[Соб.: А потом венки…] А пото́м вянки́ ты…
[Кто их несёт?] А лю́ди любы́е. Любы́е, хто на пох…
[Не родственники?] Нее, ро́дственники ничёго ня но́сять. На кла́дбище ро́дственники… И зямлю́ родственни… И як поко́йника же опу́стят, дък лю́ди яки́е провожа́ють э́того поко́йника, обяза́тельно тры ра́за зяме́лько ки́даэть туда́, н… на э́то. Ну чтоб ему́ уже́ там лёгко, наве́рное, было́, и́ли в дань, для чаго́ оны́ кида́эть, я не зна́ю, тры го́рстки зямли́. АА свои́м нельзя́, говоря́т, сы́пать. Я ще и спроси́ла у ба́бы Са́ши
[см. карточку IIIa-9 д, 7 а, 8 в. Соб.: ЗАЛ], говорю́: «Баб Са́ша, а чаго́ свое́й не сы́пять?» Она́ гово́ре: «А нельзя́ сы́пать свои́м – э́то выхо́де, что свое́, дък як во́чи засыпа́эть песко́м». Свое́ ро́дственники, бли́зкие ро́дсвтенники не э́то. И не но́сят ничёго ро́дственники, про́сто иду́ть за гро́бом и ўсё.
[А на поминки они готовят, или чужие люди готовят?] А ну кода́ там сами́м гото́вить? Что и са́ми, уже́ яки́е, мо́же, де́ти и́ли хто-нибу́дь уже́ ж, смотря́ уже́, хто. Е́сли ста́рый уже́ умрэ́, дък его́ ж не так уже́, по ём убива́этся, а як молоды́й… Як сы́на тады́ хова́ли, дък я ничёго ня по́мню, ничёго не по́мню…
[То есть готовить родственникам не запрещено?] Нее. Не́-не-не-не-не. Ну обы́чно ж сосе́ди, друзья́, знако́мые ж прыхо́дять и д… сосе́ди, во, подру́ги прыхо́дять гото́вить. В основно́м же так.
[Соб.: Помогают.] Да.