Характеристики текста
Год2018
СобирателиБСК, ВДК, ЗАЛ
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Рогов
Информанты
Данные об инф.
КодМТЯ
Полf
Год рождения1950
Место рождения
Брянская область
Злынковский район
Новобежков
Опросник
IIIa 7 а Кто участвует в похоронной процессии? Везут гроб или несут? Кто несет гроб? В каком порядке идут на кладбище? Какой дорогой (напрямую или в обход)? Делают ли остановки? Где? Все ли идут до кладбища или только близкие? Хорошо ли, если за процессией увязалась собака?
IIIa 7 б Где находилась крышка от гроба и крест (в доме; снаружи прислоняли к большому углу)? Когда их делают? Кто? В каком порядке выносят из дома гроб, крышку, венки? В каком порядке их несут на кладбище? Считалось ли, что гроб с грешником тяжелее нести, чем гроб с праведником?
IIIa 5 е Что клали в гроб женщине, мужчине, холостым, ребенку, старику, старухе? Что клали колдуну? Пастуху? Повитухе? Кладут ли покойнику в гроб носовой платок, гребенку для волос? Зачем? Клали ли в гроб хлеб-соль? Кто? Куда? Когда? Что при этом приговаривали? Можно ли было класть в гроб живые цветы? Если нет, то почему? Сколько цветков кладут (чёт или нечет)? На какой нитке висит нательный крест покойного? Хоронят ли его с крестом, или крест вынимают?
IIIa 8 г Считается ли, что для грешников копать могилу тяжелее? Хорошо ли, если при рытье могилы откапывают старый гроб, что в таком случае делают? Что кидают в могилу (монеты, носовые платки, горсть земли)? Кто это делает первым? Когда? Зачем (место окупают; чтоб не плакать)? Допустимо ли, чтобы слёзы во время похорон капали в открытый гроб? Если нет, то почему (покойник на том свете будет стоять в воде)?
IIIa 9 а А) где поминали (на кладбище, дома)? Приглашают ли на поминки или туда приходят сами? В каком порядке поминающие сидят за столом (по старшинству, иначе)? Кто встает первым? Долго ли продолжаются поминки, можно ли быстро вставать из-за стола?
Ключевые слова
Бросать, Бумага, Вдовство, Венок, Вера, Верх-низ, Внутренний-внешний, Вышивка, Глаза, Говорить, Гроб, Давать-брать, Дар, Диалог, Еда, Жизнь-смерть, Завязывание-развязывание, Закапывание, Запреты, Земля, Икона, Кладбище, Крест, Крест нательный, Лента, Лицо, Мужской-женский, Над-под, Надпись, Народное православие, Ноги, Обереги, Передний-задний, Песок, Пища, Плата, Платок, Погребение, Покойник, Полотенце, Поминки, Похоронный обряд, Приглашение, Пространство, Процессия, Путь, Путь обрядовый, Родство, Рука, Священник, Семейные обряды, Слепота, Смотреть-заглядывать, Сосед, Старик, Тело человека, Три, Украшать, Ум-безумие, Уродство, Ходить, Хромота, Церковь, Число, Юродство
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 3541
3541
[Соб.: Говорят, здесь есть крест какой-то, который носили.] Даа, носи́ли. Э́то носи́ли… На кла… э́то са́мое… Ка́ждому поко́йнику прыно́сили хрэст, и яго́ носи́ли, э́то, лю́ди душевнобольны́е. Ну, таки́е… таки́е, вот. ИИ... Вот у нас ўсё Си́дорка носи́ла, тады́ перяда́… перяда́ли – дед хромый\, дя́дька хромы́й забра́ў, ён носи́ў яго́. А тяпе́рь, я не зна́ю, хто но́ся. И́ли его́ соўси́м уже́ не но́сять, у це́рьку отвязли́. Ни́на э́та, что тут у нас ё, дък она́ сказа́ла, что «Я ня бу́ду носи́ть». А де́ўки э́тые, две у нас, таки́х, дурнова́тых, дък оны́ сказа́ли, что «А, нам тады́ по́сле Си́дорки не отда́ў крывоно́гий, дък неха́й сам и но́ся, а мы бо́льше… а мы то… щас то́же ня бу́дем носи́ть». Дък я ня зна́ю уже́. Щас его́, наве́рное, и́ли… Наве́рное, у це́рькву отда́ли. Уже́, наве́рное, в це́рькву. [То есть этот крест только такие, странные люди носили?] Даа, душевнобольны́е лю́ди. Йих… и… и гости́ли ж им, и о… и плато́к завя́зывали на тый хрэ́стик дава́ли. [Кому давали?] Ну э́то, хто но́ся. [Душевнобольным людям?] Да. [В платке что-то было?] Ничёго. Ничёго. Ну на обе́д же зва… Яны́ прыхо́дили, обе́дали ж по поко́йнику, гости́ли. Хто и гости́нца дава́л. [На следующий день доспрашивают о деталях.] [Почему крест только дешевнобольные люди носили?] Ну таки́е ж не хо́чать лю́ди но… [Только поэтому?] Да, да, да, да. Ико́ну но́сять, а ико́ну но́сять, обяза́тельно вдо́вы. Нельзя. Нель… Нель… [Вдовы?] Да, нельзя́. [Они должны быть родственницами покойнику?] Нее\, не, нее, чужи́... Хоть чужи́е лю́ди. Из… Ро́дственники ж не… не… не но́сять ничёго, ро́дственники иду́ть за поко́йником. Яны́ ничёго ни цвято́в, ни вянко́в, ничёго. А пе́рво-на́перво нясу́ть же хрэст, тады́ ико́ну, а тад\ы ж уже́ иду́ть вянки́ нясу́ть. Вот. Дък… вся… э́то са́мое, и… ико́ну но́сять обяза́тельно вдо́ва. Семейное́ нель… говори́ть, ну… п… пове́рье тако́е. [Почему?] Ну я не зна́ю, почему́. [… – Разговаривает с соседом.] [Икону носят, когда хоронят кого-то?] Да, ику… ико́ну обяза́тельно на́до несть: е́сли мужчи́на – мужчко́е лицо́, а е́сли же́нщина, то же́нское. И та́к же и у… и у… и в гроб же ло́жать и… ико́нку ма́ленькую, церьк… церько́вную Хрэ́стик до́лжен, е́сли хрещёный челове́к, обяза́тельно хрэ́стик на ше́ю. Да́же ба́тюшка… [Он должен на шее висеть или его в гроб вкладывают?] Нет, наде… надею́ть на ше́ю. Помы́еть и уже́ на ше́ю надею́ть. И ма́ленькую ико́нку ло́жат таку́ю, [показывает, что иконка в высоту примерно десять сантиметров, и её кладут на правое плечо], ну там ло́жат специально и тако́е на голову́, [ведёт пальцами от центра лба к вискам, изображая, что на лоб кладут ленту шириной примерно пять сантиметров], и лист таки́й ло́жать, [чертит в воздухе прямоугольник размером с лист А4], и в руку́ хрэст даю́ть, вот тако́й во, [показывает, что в сложенные друг на друга на животе руки вертикально ставят крест]. [Какой лист кладут?] А там специа́льная моли́тва для поко… для поко́йников. Вот тут во ло… [Изображает, как будто икону кладут на правое плечо.] Вот тут во. Ну, ко́ло э́то. [На плечо справа кладут?] Даа, спра́ва. И на лоб, [снова ведёт от центра лба к вискам] – «прохожая» называ́ется. Оны́ говоря́ть, «прохожая». Вот. И ён чита… [Это что такое, лента какая-то?] Ле́нта така́я. З… на бума́ге, з моли́твой. С моли́т… с моли́твой. Называ́ется… и ну поп говоря́: «Э́то прохо́жая, – мол, – уже́ чтоб пропусти́ли ж уже́ туда́». Вот. [Если прохожую не положить, не пропустят?] [Отмахивается, улыбаясь.] Ай! Не пропустят… [Имеет в виду, что пропустят.] [И икону покойникам кладут?] И ма́леньк… и ма́леньк… и ма́ленькую ико́нку ло́жат то́же сбо́ку, дък то́же – е́сли мужчи́на, дък ло́жат мужско́е лицо́, а е́сли же́нщина, то же́нское ли́цо. Вот. [… – Через некоторое время разговор возвращается к этой теме.] [Соб.: Вы говорили, на крест платок какой-то повязывали.] Даа, и плато́к. На ём рушни́к виси́ть всягда́ – полоте́нце вышива́ное; и́ли куплёное, и́ли вышива́ное, н… чтоб… го́лый же не бу́дешь. Ик… и на ико́нах ж рушни́к на́до надява́ть, ико́на ж го́лая тож на… на э́том не виси́ть, [показывает на дом, вероятно, имея в виду, что икона «голая не висит» на куту]. И як несу́т, на э́то, так на рушни… рушничо́к надяю́ть. На ико́нку, и увперяди́ же́нщина иде́ть, нясе э́тый рушничо́к, а потом\ наза́д его́ э́то, забира́еть. [Она себе забирает?] Нее. Лю́ди, ч… Ну, чий поко́йник, ты и забира́ть. Нуу э́ты… хозя́ин. [Зачем обязательно, чтобы рушники были?] Ну чтоб… Ну нельзя́, ико́на, говоря́т, нельзя́, чтоб без рушника́ была́. Як… як и же́нщина в це́рьквы без платка́, так и ико́на без э́то. Счита́ется, э́то ж уже́ як одева… Оде… одея́ние уже́ то́же, счита́ется. [Соб.: Получается, сначала идёт человек с крестом…] Да. [Соб.: За ним вдова с иконой.] Да. [Соб.: А потом венки…] А пото́м вянки́ ты… [Кто их несёт?] А лю́ди любы́е. Любы́е, хто на пох… [Не родственники?] Нее, ро́дственники ничёго ня но́сять. На кла́дбище ро́дственники… И зямлю́ родственни… И як поко́йника же опу́стят, дък лю́ди яки́е провожа́ють э́того поко́йника, обяза́тельно тры ра́за зяме́лько ки́даэть туда́, н… на э́то. Ну чтоб ему́ уже́ там лёгко, наве́рное, было́, и́ли в дань, для чаго́ оны́ кида́эть, я не зна́ю, тры го́рстки зямли́. АА свои́м нельзя́, говоря́т, сы́пать. Я ще и спроси́ла у ба́бы Са́ши [см. карточку IIIa-9 д, 7 а, 8 в. Соб.: ЗАЛ], говорю́: «Баб Са́ша, а чаго́ свое́й не сы́пять?» Она́ гово́ре: «А нельзя́ сы́пать свои́м – э́то выхо́де, что свое́, дък як во́чи засыпа́эть песко́м». Свое́ ро́дственники, бли́зкие ро́дсвтенники не э́то. И не но́сят ничёго ро́дственники, про́сто иду́ть за гро́бом и ўсё. [А на поминки они готовят, или чужие люди готовят?] А ну кода́ там сами́м гото́вить? Что и са́ми, уже́ яки́е, мо́же, де́ти и́ли хто-нибу́дь уже́ ж, смотря́ уже́, хто. Е́сли ста́рый уже́ умрэ́, дък его́ ж не так уже́, по ём убива́этся, а як молоды́й… Як сы́на тады́ хова́ли, дък я ничёго ня по́мню, ничёго не по́мню… [То есть готовить родственникам не запрещено?] Нее. Не́-не-не-не-не. Ну обы́чно ж сосе́ди, друзья́, знако́мые ж прыхо́дять и д… сосе́ди, во, подру́ги прыхо́дять гото́вить. В основно́м же так. [Соб.: Помогают.] Да.