Характеристики текста
Год2018
СобирателиКАС, МВБ
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Рогов
Информанты
Данные об инф.
КодПЛН
Полf
Год рождения1944
Место рождения
Брянская область
Злынковский район
Кривуша
Опросник
XXIIa 14 в Протестантство и новые религиозные течения: есть ли в селе общины, если да, то что про них рассказывают?
Ключевые слова
Библия, Битье, Боль, Брань, Вера, Гадания, Гадательные книги, Говорить, Демонология, Заговоры, Знак-знамение, Знахарь, Кладбище, Книга, Колдовство, Колдун, Крест, Могила, Молитва, Молиться, Надгробие, Народное православие, Ноги, Печь, Погребение, Покрывание, Полотенце, Похоронный обряд, Прорицание, Пространство, Распятие, Речь ритуальная, Рука, Свой-чужой, Семейные обряды, Судьба, Тайно, Тело человека, Утварь, Хороший-плохой, Христос
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 3676
3676
[Есть ли здесь неправославные люди? Кто такие штунды?] У нас уже́ нет таки́х, не, не, вот тут вот жили́, подъезжа́ли. У нас уже́ нет, и нет, и нет. [Чем они отличаются от православных?] Ну як, ня зна́ют, шкунды́ – яны́ же ўсё уже́ хре́ст проберяга́ют, наши ж-то мо́лятся, ну а шкунды́, вот э́то, вро́де мы и так. Шкунды́ проберяга́ют. Ису́са Христа́ распя́ли, они́ проберяга́ють. Ну ў чём-то они́, наве́рное ж, и челове́ка ж на крясту́ и му́чали, забива́ли ру́ки-но́ги гвоздя́ми. Са́ми сде́лали кре́ст. Вот где-то и́хняя же пра́вда есть: челове́ка распя́ли на крясту́. Мы-то мо́лимся, кло́дем кре́ст. [У них распятия нет, да?] А яни́ хре́ст проберега́ють. У их вот у нас там и ба́бка, и там ешче́, есть лю́ди, Цу́пиковы, они́ шкунды́ бы́ли, поумира́ли. У них хрясто́ў не́ту. У нас же хрясты́, па́мятники. А у них не́т э́таго. Зары́ли и ўсё. Моги́лку сде́лали и ўсё на э́том. [Вы не знаете, как Христа распинали, из какого дерева крест был?] У, крэ́пко тяжёло, хто яго́ зна́э, я же́ э́тим… Не. У нас уже́, наве́рно, и не на́йдешь.

[… – Через некоторое время разговор возвращается к теме. Соб.: Не говорили такого, что если человек всю Библию прочтёт, что с ним что-то случится?] Ну дак, она́ ж Би́блия, э́то Би́блия, ну як, Би́блию чита́ють и шкунды́, и… и на́ши ж чита́ют, там же плохо́го нет ничё. [Нет ничего плохого?] Да, там же ня напи́сано, что то́я, есть же э́та кни́га, э́то Би́блию чита́ть мо́жно. Э́то, вот э́та ба́бка, что у нас умярла́, она́ и шапта́ла, и лечи́ла, и… и руга́лась, она́ всяго́. Мы с ней рабо́тали. [Библию она тоже читала?] Ну, у у ей ня Би́блия, у ей была́ кака́я-то друга́я кни́жка. Потому́ что вот тут ко мне кожди́ла ба́бка гуля́ть, она́ уже́ ўмерла́, да что яна́ говори́ла: когда́ она́ привяла́ свою́ знако́мую, кажи́сь, подру́га к ней прие́хала, и яна́ говори́: «В пячу́рке доста́ла таку́ю то́лстую кни́жку, зна́чить, уже́ ня бо́жия, вы́тянула, – каже́, – ў полоте́нце завёрнута, зна́чить, что-то там». [Почему не божья? Потому что из печи достала?] Что-то ж зна́ла. [Почему не божья книга?] Ну… по-бо́жьей же ня де́лають. Не лю́бшем, ни я́ких, ни гада́ють. По-бо́жьему гада́ть запрешчано́. [Из чего Библия состоит, вам не рассказывали?] Не, не, не, я не занима́юсь э́тым.