Характеристики текста
Год2018
СобирателиАБМ
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Рогов
Информанты
Данные об инф.
КодПНМ
Полf
Год рождения1960
Место рождения
Опросник
XXIIa 12 Заветы. Что такое "завет". В каких случаях его кладут? Что делают по завету и как? Можно ли брать заветные вещи? Почему и для чего?
Ключевые слова
Блины, Бог, Богослужение, Болезнь, Вера, Вознесение, Время, Год, Давать-брать, Деньги, Дом, Еда, Икона, Имя, Календарь, Каша, Михаила день, Молитва, Молиться, Молодой-старый, Народное православие, Николай св., Обет, Огонь, Открытый-закрытый, Песни, Питье, Пища, Плата, Покрывание, Полотенце, Поминки, Похоронный обряд, Праздники, Приглашение, Пространство, Процессия, Путь, Путь обрядовый, Пьянство, Рождество, Свеча, Свеча (обряд), Святые, Семейные обряды, Стол, Трапеза ритуальная, Три, Угощение, Украшения, Утварь, Хлеб, Ходить, Число, Чистый-грязный
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 3677
3677
[Говорят, вы держали у себя переходящую икону – как это было?] Зна́чит, из воспомина́ний. На ка́ждой у́лице была́ вот – у нас бы́ло четы́ре у́лицы основны́х: у́лица Но́вая, улица Ста́рая [ныне Советская], Гайдуко́вка [часть ул. Ленина в сторону Бежкова] и у́лица… Полуя́хтовка [ныне Озерная]. [...] И у ка́ждой у́лицы была́ своя́ переходна́я ико́на. [...] Переходна́я ико́на у… на ка́ждой у́лице была́ своя́, и пре́жде, зна́чит, лю́ди ка́ждый год, поло́жим, э́то Миха́йла, или Рождество́, или Вознесе́нье, ещё кака́я-то была́ ико́на, вот, ка́ждый год она́ переходи́ла из до́ма в до́м. Э́то в ста́рые, дореволюцио́нные времена́. Де́лали обря́д: песнопе́ние, ба́бушки там, всё, вот э́ти вот… всё как поло́жено, вот соблюда́ли э́тот обря́д, и приходи́ла в друго́й дом. И та́к она шла́ по у́лице. На ка́ждой у́лице была́ своя́ ико́на. [С чего начался этот обычай?] Я не зна́ю. Вот э́ти моме́нты б… бы́ли б, э́то, ну вот, в при́нципе, э́то прису́тствует. Зна́чит, на сего́дня вот… Нико́ла ещё был. Нико́ла. Нико́ла, да. [...] Вот, Миха́йла – ко мне пришли́ (я рабо́тала как раз дире́ктором дома культу́ры) ба́бушки, которые… которые… и́х уже́ нет, вот к сожале́нию. Они́... на по́хоронах, они́ соблюда́ли вот, ве́рующие, одна́ среди ни́х была́ гла́вная – они́ пришли́ ко мне домо́й. Ну, я о́чень вот э́ти вот моме́нты для меня́… (я старико́в я люблю́ и уважа́ю) для меня́ это бы́ло ну вот ка́к тако́е дове́рие, када́ старики́ к тебе́ прихо́дят с про́сьбой. А ико́на была́ в семье́... зна́чит, там ушли́ друг за дру́гом муж и жена́, а де́ти, в о́бщем-то, по накло́нной. [Что дети?] Де́ти по накло́нной пошли́ в том пла́не, что вот… они́ переж… ба́бушки ста́ли пережива́ть, что ико́на мо́жет куда́-то деться. [То есть дети как-то не так..?] Нехорошо́, по накло́нной пошли́, ну, в смы́сле и вы́пивки там, и то-сё, всё. Они́ ста́ли пережива́ть за э́ту ико́ну, что они́ мо́гут её… А тут и воро… ворова́ли и про́чее – ну, в так… вы по́няли. И они́, зна́чит, пришли: ка́к им забра́ть э́ту ик… ну такой, возь… дава́йте, говорю́, ка́к-нибудь приду́маем, я там э́то всё. Вот, они́... ну: «А куда́ мы её де́нем?» – они́... Го́ворю́: «Так вот, ну́ вот, у ва́с же ж… заберёте себе́ там, как, что… – гъворю́, – я… я поду́маю, ка́к э́то сде́лать». Ну, они́ ко мне пришли́ спра́шивать сове́та и что. Ну, они́ меж собо́й переговори́ли, и они́ говоря́т… на… они́ на меня́: «Миха́йловна, и ты́ ж Миха́йловна, и па́па у тебя́, и брат у тебя́ Ми́ша, и всё. Возьми́ ты себе́ [икону архангела Михаила]». Гворю… э́то… э́то они ко мне с таки́м дове́рием. Я не ожида́ла. Ну, коне́шно, э́то вот тако́е дове́рие, всё, говорю́: «Хорошо́». Я переговори́ла – Ната́ша там была́ – говорю́: «Ната́ш, – говорю́, – на́до… ну́ вот, ико́ну мы рестав… ну как – реставри́руем там то…» Мы действи́тельно её реставри́ровали, ба́бушки соблюли́ обря́д, я пригласи́ла их к себе́ домо́й, и, зна́чит, всё как поло́жено, и ико́на стоя́ла. И ка́ждый год э́то ка́к… Зна́чит, что тако́е переходна́я ико́на: ка́ждый год… э́то как мини-хра́м. В до́м мо́жет зайти́ любо́й челове́к, поста́вить свою́ свечу́. Е́сли свече́й нет, я закупа́ла, они́ ложи́ли копе́ечку, бра́ли свечу́, ба́бушки моли́лись, вот они́ и песнопе́ния у них всё э́то бы́ло, они соблюда́ли по́лностью, от начала и до конца́ всю́ вот э́ту вот тради́цию, я устра́ивала засто́лье. В при́нципе, засто́лье – из трёх блю́д оно́ должно́ состоя́ть, вот как в старину́: борщ, ка́ша, блины́ – э́то вот то́, что и, в при́нципе, на поми́нках у на́с вот как поло́жено, вот э́ти вот моме́нты соблюда́ются, а… и уже́ между ни́ми како́е-то разнообра́зие: символи́чная вы́пивка там кака́я: винцо́ там, ещё ли ещё что-нибу́дь в тако́м ду́хе, всё. Вот. И вот пе́рвый год у меня́ было шестна́дцать челове́к – сиде́ли за столо́м. И э́то де́лалось вот, де́лалось всё за свой счёт, в смы́сле, в том пла́не, э́то для м… э́то как вот… в до́ме посели́лся Бог. И лю́ди прихо́дят – нева́жно кто, дом откры́т в э́тот день для всех. Э́то вот когда́ переходна́я ико́на. [В праздник этой иконы?] В пра́здник э́той ико́ны конкре́тно. [У вас Михайлов день?] Был Миха́йлов день, да. [Какой из них?] Э́то в ноябре́. Э́то в ноябре́. И вот е́сли вот ща́с кто́-то слу́жбу де́лает у себя́ та, ща́с-то, конечно, про́ще всё – я могу́ зайти́ в э́тот дом со свое́й свечо́й там или э́то всё, постоя́ть, помоли́ться – ка́к вот… мини-хра́м получа́ется. [На какой улице была эта икона?] Я не по́мню. Пото́м уже… уже́ не име́ло значе́ния. У меня́... стоя́л вопро́с… […] у меня́ стоя́л вопро́с… ну́, вот… мы хоте́ли перее́хать с му́жем, вот сдать дом по черно́быльской програ́мме, всё. У нас не сложи́лось. Я спро… я сра́зу сказа́ла: «Де́вочки…» – там девча́там свои́м в во… уже́ в во́зрасте которые, вот… ну́ вот, мои́х… плюс-ми́нус мои́х лет. Говорю́: «Забира́йте ико́ну, потому́ что если вы не заберёте – переходна́я – э́то собственность села́, я́ её отда́м в храм. Не заберу́ её с собо́й я не име́ю пра́во, ну, и мора́льно, и та́к вот». [Вы собирались уезжать?] Мы́ собира́лись уежжа́ть, да. Она́ у меня́ была́ мно́гие го́ды. И в ре́дкую сти́шку, когда́ бы́ло, что я боле́ла там, не до э́того бы́ло, так отпра́вы не́ было. А ба́бушки ка́ждый ра́з вот они́ спра́шивали. Я их приглаша́ла, они́ приходи́ли, всё вот э́то вот э́ти моме́нты. И, говорю́, бу́ду прие… всё. И там да́ма одна́ на́ша взяла. Пото́м она уе́хала, но э́ту ико́ну пере… взяла́ друга́я, зна́чит, на́ша тут Валенти́на Хохло́ва, она́ рабо́тает в магази́не [ХВМ]. […] Вот ка́к-то так. Э́то вот всё, что переходну́ю я по́мню. По-мо́йму, э́то вот тради́ция така́я. [А почему перестали ее переносить из дома в дом?] Да мно́го чего́ переста́ли. [Некому стало делать?] [… – В ответ рассказала, что роговцы очень пассивные и бездеятельные, в частности не собрались организовать православную общину, чтобы построить часовню.] [Возвращаемся к теме: почему именно вам предложили взять икону?] Не зна́ю. Я, во-первых, када ба́бушка идёт – я её подвезу [на машине], у меня́ тре́петное отноше́ние к старика́м. [Просто уважали?] Да, э́то была́... э́то бы́ло элеме́нт уваже́ния, поэ́тому они́ ко мне пришли́, чтоб вот э́то вот э́то… я, ну, вот э́то было та́к. Я ду́маю, потому́ шо вот для меня́ это бы́ло вот… вот оно́ [?], всё: к тебе́ пришли́ старожи́лы с про́сьбой, с уваже́нием, ўсё. Для меня́ это ка́к – вы́ше кры́ши. То́ что вот там мо́гут кто́-то говори́ть про меня́ что́-то, мне всё, во́т он… для меня́ это как – вы́ше кры́ши. [У вас икона была вместе со специальным подсвечником?] Да. Деревя́нный обыкнове́нный. [… – После разговора на другие темы уточняю: Икону как-то украшали?] Ка́к всегда́: вот э́ти полоте́нца вот, шоб они… [На праздник дополнительно ничего не делали? Полотенце не меняли?] Да не́т, всё это чи́стенько должно́ быть.