Характеристики текста
Год2018
СобирателиИДД, ЧМА
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Еловка
Информанты
Данные об инф.
КодПМА
Полm
Год рождения1940
Место рождения
Данные об инф.
КодПТИ
Полf
Год рождения1944
Место рождения
Брянская область
Злынковский район
Софиевка
Данные об инф.
КодПГМ
Полm
Год рождения1976
Место рождения
Опросник
Xa 2 а Когда девочки начинали учиться прясть? Кто учил их? Где? Делали ли девочкам особую маленькую прялку?
Xa 4 а Принято ли было прясть на посиделках? Кто принимал в них участие?
Ключевые слова
Белый цвет, Время, Девушка, Зима, Игла, Кудель, Лен, Мать, Месяц, Молодой-старый, Нитка, Огонь, Одежда, Орудия ткаческие, Осень, Основа (ткач.), Отходы, Парень, Полотно, Посиделки, Прядение, Пряжа, Прялка, Ремесло, Родители, Родство, Сжигание, Снование, Сутки, Тканье, Ткачество, Утварь, Цвет, Шить
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 3738
3738
[Ранее ПМА описал процесс выращиваия льна.] Э́тот лён мну́ть. Костру́ э́то вы… вытря́хивають э́то вообще́ – остае́тся мяки́на. [А что с кострой потом делают?] Ну, костру́ мо́жно сжечь и́ли в сара́е вы́кинуть на подсти́лку. [Не хранят её ни для чего?] [ПТИ:] Не-не. [ПМА:] Не-не-не. Вот э́та мяки́на оста́лась – зна́чыт, там её и… як, трепа́ло есть, так? Костру́ э́ту выбива́ють, а воло́кна э́ти остаю́тся. Э́то лён называ́ется. [Лён?] Да. Э́тот лён…Что да́льше? [ПТИ:] Пря́ли. [ПМА:] Ну. Мота́ли куде́ли. [Кудели?] Куде́ли. Вот, сде́лана така́я дака́я, як… Куде́ль э́та одева́лась… Пря́лка, самопря́дка у нас называ́ли э́то вообще́. [Как называли?] [ПТИ:] Санопря́дка. [Соб.: Санопрядка.] [ПМА:] Санопря́дка. Када́ э́то, дни уже́ ме́нше ста́ли, с уси́м горо́дом убра́лись, сади́лись прясть, хто мог, а хто не мог, того́ учы́ла ма́ма, мать э́то вообще́… [ПГМ:] Хто не хоте́ў – заставля́ли. [ПМА:] Прясть. И вот, ско́льки они́ – ме́сяц, два пряли́. Днём и но́чью э́то… Клубки́ таки́е пря́жи на… э́той, на пряда́ле. [А сколько было лет, когда учили?] Я не зна́ю, у Во́льги… [ПТИ:] У шко́лу уже́ ходи́ли. [ПМА:] Не, поста́рше, чем э́то. [ПТИ:] У шко́лу ходи́ли. [ПГМ:] В таку́ю шко́лу хо́дят с пе́рвого по деся́тый класс, так вот и скажи́. [ПМА:] Ну годо́в в шастна́дцать. [ПТИ:] Да, пятна́дцать-шестна́дцать. [ПМА:] Пятна́дцать, во. Таки́х уже́ обуча́ли, что пря́ли. На́до напря́сть, на́до сямью́ оде́ть, э́то, с ног до головы́. Напря́ли. Во тада́ уже́ и полови́на зимы́ прошла́, э́то вообще́, уже́ на́чала весна́ э́тая прогля́дываться. Зна́чит, осно́ву снова́ли… [Соб.: Основу…] Ну да, э… э́то. Пото́м тка́цкий стано́к в дом вноси́ли, собира́ли яго́, там, навива́ли… [ПТИ:] Кро́сны, кро́сны. [ПМА:] Э́то осно́ву снова́ли, кро́сны. [ПТИ:] Кро́сны тка́ли, а осно́ва – сну́лля! [ПГМ смеётся.] Ну, сну́лля. А э́то уже́ тка́цкий стано́к ста́вили. [ПТИ:] А э́то, тка́цкий стано́к, – кро́сны. [ПМА:] Там, ну, мастера́ свои́ бы́ли, э́то. Там не́которые ве́рно счита́ли, э́то вообще́, там, рассчи́тывали, на ско́льки руба́х и на что э́то вообще́… Тка́ли полотно́. Обы́чное – сиде́ли то́же дня́ми, э́то вообще́. Вы́ткали, там, полотно́ дли́нное – вот его́ пото́м отбе́ливали, по черенку́, э́то вообще́, расстила́ли. Пото́м… [А как отбеливали?] Ну, сотка́ў оно́, тако́е полотно́ – а на́до ж его́, что́бы бе́лый цвет э́то… Приобрело́. Вот, его́ расстила́ли – отбе́ливали, да. А пото́м ма́тка уже́ р… гляде́ла, кому́ э́то, штаны́, кому́ руба́шку, кому́ платте поши́ть, э́то вообще́. Э́тими же ни́тками льняны́ми, э́то вообще́, иго́лкой с ни́тками вручну́ю – сама́ кро́ила и поодява́ла э́то, дяте́й свои́х. И са́ми одява́лись. Вот бы́ли и нате́льные, и нате́льное беллё бы́ло и… из своего́ полотна́, и ве́рхнее. Ве́рхнее отлича́лось то́льки, что кра́ски уже́ у коря́вочника, [см. брян. «корявочник» – скупщик тряпья], до… доста́не, ку́пе за тря́пки, дак покра́се ве… ве́рхнее. Вот э́тим отлича́лось. [… – Далее ПМА некоторое время говорит о том, что Россия ещё никогда не жила хорошо.] [А были какие-то посиделки, где все девки собирались и вместе пряли?] [ПМА:] Ну, хвате́ры э́ти бы́ли – э́то собира́лася молодёжь, ка́ждый с свое́й куде́лей э́той – собира́лись в яко́м до́ме э́то – ну да… Яки́е дру́жат друг с дру́гом, собира́лись ку́чей и пря́ли: та́я собе́, та́я – собе́. [А парни там появлялись?] Ну обяза́тельно, и па́рни там бы́ли. [Что они там делали?] [Смеётся.] А я не зна́ю, что они́ де́лали, я не… не то́го вре́мени я. [Может, хотели отобрать как-то? В шутку работу не расстраивали им?] Ой. [Вздыхает.] [Не помните?] Не, я у хвате́ры э́ти не э́то… Не заста́л. Мы нямно́го моло́же э́того были́ – вот так вот. [А когда девка начала прясти, что делали с первой пряжей?] Не-не-не.