Характеристики текста
Год2018
СобирателиИДД, ЧМА
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Еловка
Информанты
Данные об инф.
КодПМА
Полm
Год рождения1940
Место рождения
Данные об инф.
КодПТИ
Полf
Год рождения1944
Место рождения
Брянская область
Злынковский район
Софиевка
Данные об инф.
КодПГМ
Полm
Год рождения1976
Место рождения
Опросник
XIX 6 Как называется божья коровка? Как и о чем гадали с помощью божьей коровки? С какими словами дети обращались к ней для того, чтобы она взлетела?
XIX 4 Как называется толчея насекомых в воздухе? Что она предвещает — погоду или непогоду?
XIX 10 Можно ли убивать паука? Почему? Не говорили ли, что он охраняет дом, приносит благополучие? Существует ли примета, в связи с тем, что паук плетет паутину? Что она сулит? Не говорили ли, что паук “мир сновал“?
Ключевые слова
Божья коровка, Верх-низ, Грибы, Детский фольклор, Животное, Жизнь-смерть, Зерно, Знак-знамение, Комар, Красный цвет, Насекомые, Небо, Паук, Плодородие, Приметы, Прорицание, Просо, Ребенок, Смерть животных, Смотреть-заглядывать, Тепло-холод, Убивать, Хороший-плохой, Цвет, Ягоды
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 3740
3740
[А пауков можно убивать?]

[ПГМ:] О, я бы их всех истреби́л. У лясу́ зна́ешь, ско́лько цапля́ешься?

[ПМА:] Нет.

[ПГМ, смеётся:] Паути́на э́та: иде́шь, спе́реди ве́тка…

[ПМА:] По иде́е, нельзя́, ну. Ну а что пау́к? Что ён зде́лаў, э́то, прыме́рно мне и́ли тобе́, э́то вообще́. Э́то живо́тное, тако́е, як и мы, оно́ должно́ жить. Заче́м, э́то вообще́, убива́ть? […] [Не было такого, что если паук вниз опускается, это к чему-то?]

[ПМА:] Ну… [К плохому, там, или к хорошему?]

[ПТИ:] Ну так, э́то – людско́е пове́рье. [Что за поверье?] Ну, е́сли пау́к, во, спусти́ўся вниз – э́то изве́стие бу́де яко́есь. [А, известие?] Да. [Не говорили, хорошее или плохое?]

[ПТИ:] На хоро́шее – вверх, на плохо́е – вниз.

[ПМА, одновременно:] Детвора́ кака́я-то павука́ найде́ да, вон, ста́не, и: «Паву́к – паву́к, на… на плохо́е – вниз, на хоро́шее – вверх». И гляди́т, куда́ же он, паву́к, по… поднима́ется. Плюх, э́то, на зе́млю – зна́чит, во, плохо́е, плоха́я весть бу́де. Вверх – вот э́то хоро́шее. [Это детвора так делала?] Ну, да. [А как здесь звали красного жучка с крупинками чёрными?] Коро́ўка-муро́ўка! [Муроўка?] Да. [А, может, как-то гадали с ней?] Не… Бы́ло что́-то, по́мню, э́то… Тако́е бы́ло – коро́ўка-муро́ўка.

[ПГМ:]
…Лети́ на не́бо,
Там твои́ де́тки
Ку́шають конфе́тки:
Всем по одно́й,
А мне – ни одно́й.
[А дальше что?] Отку́да я зна́ю, что да́льше? [И отпускали её, эту коровку?]

[ПТИ:] Она́ сама́ полете́ла.

[ПМА, одновременно:] Ну да, не ляти́т – дак э́то по… подки́нут, что́бы кры́лышки ра… распусти́ла и поляте́ла.

[ПГМ, одновременно:] Ну, ляти́ на не́бо. [Это дети говорили?]

[ПМА:] Ну, да. [А ничего не говорили, если мошкару видно, много мошкары?]

[ПГМ:] Про́со толку́т, мошка́. К тяплу́, что ли. [К теплу?]

[ПМА:] Да не, мно́го комаро́ў, а е́сли мно́го комаро́ў, зна́чит, мно́го э́той, я́годы и грибо́в бу́де, и вообще́.