[Ребёнка, который только родился, можно было показывать посторонним?] Нет. Сгла́за.
[От сглаза?] Да, мо́гут сгла́зить. И бу́эт э́то, пла́кать, всё. Пото́м посвещёную воду́ берёшь, умыва́ешь его́ – прохо́дит.
[Нужно что-то говорить, когда умываешь?] Не. Ну там ба́бка э́та начита́ет на во́ду.
[Нрзб. – 00:56:38,807].
[То есть к ней нужно идти за этой водой?] Да, к ней, да. К ней… с дитём к ней пое́хал. Она́ начита́ла и его́ умыва́ть не тако́й водо́й, а то э́той, лицо – раз, раз – и оно́ прохо́дит.
[Она давала к себе приносить эту воду?] К себе́ и прино́сишь. И умыва́ешь его́.
[Не ребёнка туда ведёшь?] [Отрицательно мычит.] Пе́рвый раз ребёнка ведёшь, она́ прочита́ет моли́тву, пото́м даёт во́ду, и вода́ стои́т у тя до́ма, и ты его́ умыва́ешь, зачерпну́л воды́, вот э́той водо́й, и всё.
[Когда идёшь с этой водой, можно разговаривать?] Ну разгова́ривешь, шо,
[нрзб. – 00:57:26,729]. Да всё, всё, пожа́луйста.
[… – Через некоторое снова говорят о сглазе. Соб.: А ребёнка до какого возраста нельзя было показывать?] Ни до во
[?]… ско́лько годо́в ему́, не говори́ли, э́то са́мое сде́лают, да и всё.
[Просто нельзя?] До го́да бы́ли.
[Вы сказали, что могли сглазить, а как это могли сделать?] Что?
[Как сглаз наводят?] Ну я ж говорю́, к стару́хе е́дешь, во… во́ду берёшь, и его́ умыва́ешь э́той водо́й.
[А как наводят сглаз? Человек что-то плохое думает про ребёнка?] А хто его́ зна́ет? Мо́жет. Э́то, говоря́т, глаз… глазли́вый како́й-то цвет глаз. Всё зави́сит.
[Глазливый?] Угу́.
[А какой цвет глаз должен быть?] А я… вот тут я не зна́ю. Вот она́ глазли́вая, а там глаза́ како́го цве́та, я не зна́ю.
[Можно было сглазить, если подкинуть какую-то вещь?] Нее, э́то… По… подки́нуть вещь – э́то уже́ н… суро́чить.
[Сурочить называется?] Да.
[А какой предмет могли подкинуть?] А что, что? Игру́шку. Шо, шо?
[А что с ней делали?] А до ба́бки е́дут, э́та ба́бка наговори́т на э́ту игру́шку. Уже́ пото́м э́ту игру́шку, там, в коля́ску, и́ли куда, и́ли в крова́тку, и́ли кто как. И всё.
[Эту игрушку можно брать в руки?] Бери́. Тебе́ ничё не бу́эт. На того́, на кого́ нагово́рят, тому́ бу́дет, и всё
[нрзб.].
[А если тот, на кого наговорено, возьмёт, ему будет?] Ничё не бу́дет.
[С игрушкой у вас случай был?] Да.
[А что бы́ло?] Ку́кла.
[Это вам подложили?] Неа́, дру́гу моему́.
[А куда подложили?] В коля́ску в де́тскую.
[Ребёнку вашего друга?] Да.
[И что тогда произошло с ребёнком?] Боле́л. Пока́ до ба́бки не своди́ли.
[А как поняли, что это игрушка?] Ба́бка, ба́бка, ба́бка всё.
[Она поняла, что э́то игрушка?] Да. «Вы́бросьте э́ту игру́шку, кото́рая нахо́дится у вас в коля́ске». Как она́ узна́ла – э́то уже́ её пробле́ма.
[Не понятно, кто это сделал?] [Отрицательно кивает.] [Выбросили, и всё прошло?] И всё.
[А взрослых так можно сурочить?] Вот э́того не зна́ю, наве́рно, мо́жно.
[Нрзб. – 01:02:18,586] у э́той стару́хи спра́шивай.