Характеристики текста
Год2018
СобирателиАБМ, КЕА, ОЕС, СНА
Место сбора данных
Брянская область
Злынковский район
Рогов
Информанты
Данные об инф.
КодХОР
ПолNone
Год рождения
Место рождения
Данные об инф.
КодКСА
Полf
Год рождения1966
Место рождения
Данные об инф.
КодНФЛ
Полf
Год рождения1942
Место рождения
Большие Щербиничи
Опросник
XXIa 10 Запишите частушки.
XXIa 9 в Запишите солдатские песни
XXIa 9 а Запишите песни о любви
Ключевые слова
Брови, Внутренний-внешний, Вода, Ворота, Время, Встреча, Гроб, Гусь, Давать-брать, Дверь, Двор, Девушка, Деньги, Дерево, Диалог, Дом, Звук, Зеленый цвет, Картошка, Корзина, Крики птиц, Лес, Лук (раст.), Мать, Молодой-старый, Музыкальные инструменты, Музыкант, Невеста, Ночь, Овощи, Одежда, Один, Парень, Песни, Печь, Письмо, Питье, Погода, Посиделки, Последний, Проводы, Пространство, Прощание, Птицы, Пьянство, Растения, Река, Родители, Родство, Сборник рукописный, Семена, Сердце, Синий цвет, Слезы, Солдат, Соловей, Стена, Стоять, Стук, Сутки, Танец, Тело человека, Тепло-холод, Утварь, Утро, Цвет, Цветы, Частушки, Черемуха, Черный цвет, Число, Штаны
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 4073
4073
[На встрече хора КСА берет тетрадь с записями, обращается к НФЛ:] Фёдоровна, я так ду́маю, молодёжи интере́сует и часту́шки. По́мните часту́шки? [Далее читает по тетрадке:] «Я пришёл на посиде́лки, де́вки се́мя шелуша́т…» «Я си́дела на дива́не, вышива́ла плато́к ма́ме…» [НФЛ:] Я по́мню, я про Но́вый год по́мню. [ХОР-1:] Да мы́-то по одно́й спее́ть вси, и хва́тит [нрзб.]. [КСА читает по тетрадке:] «Я пришёл на посиде́лки, штаны́ с на́пуском наде́л, а на э́ти на штани́шки и никто́ не посмотре́л». [НФЛ:] Дава́йте-ка, во, э́ту, в а́рмию провожа́ють, э́то «После́дний ны́нешний денёк споём…» Хоро́шая пе́сня. [ХОР поет:]

После́дний ны́нешний денёк

Ще гуля́ю с ва́ми я, друзья́.

А завтра ра́но чуть свето́чек

Запла́чет вся моя родня́.

Запла́чет ми́лка дорога́я,

С кото́рой тры́ года гуля́л.

Запла́чет ве́рный мой това-рышш,

С кото́рым ча́сто выпива́л.

Коля́ска к дому́ подъе́зж-я,

Колёсы о́ землю звуча́т.

[ХОР-1 речетативом:] Готу́й… крестья́нский сын, гон… гот... давно́ гото́в, гони́те с до́ма поскоре́й. [НФЛ:] Э́то не так. Ну ла́дно. [ХОР-1:] А как? [А как дальше?] Ну и всё, яго́ ж у а́рмию забира́ють, всё. [Напевает:]

Меня́ бра́ли, запиха́ли,

Посади́ли в сам\ый зад,

Хоть карто́шку бу́ду чи́стить,

Всё равно́ ж бу́ду солда́т. [Смеются.] [КСА:] Э́то таку́ю пе́ли, когда́ про́воды бы́ли. [ХОР-1:] Да, да, э́то когда́ ре́крут… э́то са́мая пе́рвая пе́сня. [НФЛ:] Э́то са́мая пе́рвая пе́сня. [КСА:] В ре́круты и́ли как… забира́ли. Так, Фёдоровна, [обращается к НФЛ], ну, «Еле́цкую» спо́йте нам. [Читает по тетради:] «Ой, еле́ц, еле́ц, еле́ц, мой милёнок – молоде́ц…» И хлопка́ми, и то́пала, и хло́пала. «Мой… с ви́ду стро́йный и краси́вый, как зелёный огуре́ц». «Что ты, Ни́на?» – «В са́мом де́ле. Как зелёный огуре́ц». Дава́йте нам, изобрази́те э́то. Э́то… [НФЛ поет:]

А я еле́цкого танцу́ю,

Сама́ не еле́цкая,

Я така́я боева́я

Де́вочка сове́тская.

Что ты, Ва́ля? [Обращается к соседке:] А ты говори́шь: «В са́мом де́ле – де́вочка сове́тская». Пам-пам-пам-пам. [Прихлопывает.] Да, вот э́то так, э́то «Еле́цкая» так де́лают. [КСА:] А да́льше? Про зелёный огуре́ц? Про помидо́ры? [НФЛ:] Э́то на́до уси́, я ж ня по́мню… [КСА:] ну ла́дно. [ХОР-1:] Помидо́ры, мо́же, и квито́фтора поби́ла, огу́рцы – еще́ сла́ва Бо́гу. [Все смеются.] [ХОР-2:] Расту́ть. [КСА:] А вот двустро́чные любо́вные страда́ния? [Читает по тетрадке:] «Приди́, ми́лый, сту́кни в сте́ну, а я вы́йду тебя́ встре́ну. Приходи…» [НФЛ поет:]

При́ди, ми́лый, сту́кни в сте́ну,

А я вы́йду тебя́ встре́ну.

[ХОР-3:] Ой, ёлочки-мота́лочки,

Проси́л я у Ната́лочки…

[НФЛ:] Коле́чко поноси́ть.

[КСА читает:] «Приходи́, Мару́ся, с гу́сем…»

[НФЛ напевает:] На́ тебе, на́ тебе, не́ сказывай ма́тери,

Ох, не расска́зывай отцу́.

[ХОР-1:] Так вы ж страда́ние пе́ете. [Смеются.] [КСА читает:] «Хорошо́ страда́ть на пе́чке, но́ги в тёпленьком месте́чке». А ещё како́е? «Э́то что же за страда́ние…» [ХОР-1 поет:]

Ой, страда́ние моё по ле́су раздава́лося,

Горячо́ его́ люби́ла, но сознава́лася. Ух! Налива́й! Пошёл да́льше. [Смеется.]

Ой, страда́ние моё,

Како́е ты голи́мое:

Полови́ну голубо́го,

Полови́ну си́него. Ух!

[НФЛ поет:] Страдану́ли дед с уну́ком

Да пропили́ корзи́нку с лу́ком.

[ХОР-3 речетативом:] Ах ты, такой-сяко́й внучо́к,

Где ж корзи́нка? Где лучо́к?

[ХОР-1 поет:]

Ой, доса́да, ой, доса́да,

И тоска́ мне за тоско́й.

Лу́чше б ма́менька накры́ла

Гробово́й сыро́й доско́й. [Смеются.]

[НФЛ поет:] Завлёк ми́лой похо́дкою,

А я ю́бкой коро́ткою.

Завлёк ми́ленький реча́ми,

Я переста́ла спать ноча́ми.

[КСА поет:]

Во саду́ растёт свире́пка,

Не страда́йте, де́вки, ж кре́пко. Ух! [Смеются.] [ХОР-1 поет:]

А на гармо́шку но́вую

Не ве́шай, Ва́ня, го́лову,

Твоя́ Ни́на боева́я,

На́до быть весёлому.

Гармони́стов у нас мно́го,

Бараба́нщик у нас оди́н,

Дава́й, де́вки, соберёмся,

По рублю́ ему́ дади́м. Ух! Ух! [Смеются.]

У кали́тки до́лго я одна́ стою́,

Ви́дно, не умо́лкнуть в ро́ще соловью́.

Над реко́ю льётся, в се́рдце раздаётся

Молода́я пе́сня про любо́ў мою́.

Над реко́ю льётся, в се́рдце раздаётся

Молода́я пе́сня про любо́ў мою́.

Как мы расстава́лись, никому́ не знать,

Но любо́вь деви́чью нелегко́ поня́ть.

Приезжа́й, хороши́й, нет тебя́ доро́же,

Я тебя́, люби́мый, не уста́ну ждать.

Приезжа́й, хороши́й, нет тебя́ доро́же,

Я тебя́, люби́мый, не уста́ну ждать. […]

Цвела́ черёмуха, цвела́, была́ пора́ горя́чая,

Она́ уеха́ла к нему́, неве́ста настоя́щая.

Она́ уеха́ла к нему́, неве́ста настоя́щая.

И вот кото́рый год подря́д, как го́луби почто́вые,

Конве́рты си́ние летя́т в тот дом, где чернобро́вая.

Конве́рты си́ние летя́т в тот дом, где чернобро́вая. […]

Як над га́ем-га́ем сте́лется в по́ле тума́н,

Там на [?] зелёненьком га́е е́дет к девчи́не каза́к. [… – Спорят, что все знают разные слова; договариваются, кто будет запевать.]