Характеристики текста
Год2018
СобирателиКАГ, ЮМК
Место сбора данных
Тверская область
Кимрский район
Приволжский
Информанты
Данные об инф.
КодСЗТ
Полf
Год рождения1930
Место рождения
Калязинский район
Скнятино
Опросник
Ключевые слова
Посиделки, Танец
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 4412
4412
Собиратель: А вот расскажите нам, как раньше праздники праздновали, как вот молодёжные всякие, это вот, поседки были у вас.
ЗТС: У нас были… у нас называлась «беседа». Не было у нас «кадриль ходить», у нас было «чижа ходить».
Собиратель: Чижа…
<ЗТС предлагает книгу «Скнятино и скнятинцы», написанную её знакомым, в которой описан их «чиж».>
Собиратель: Чижа? Это то же самое, что кадриль, да?
ЗТС: Да, что чижа, что кадриль, одно и то же. Так что у нас чижа и у нас беседа, а там оно на песках с сучком ходили.
Собиратель: С сучком?
ЗТС: С сучком… это называется… Да я вам лучше дам эту книжку.
<говорят наперебой>
Собиратель: А вот как у вас было, нам интересно. У вас так и было, да?
ЗТС: …Так он про нас и пишет. И про меня там пишет, про всё-про всё пишет.
Собиратель: Ух ты.
ЗТС: Да. Как с сучком – это так… это уже четыре кона, а это пятый кон, с сучком, приглашают. И это уже… сучок объявляет баянист. Вот он играет, играет нам <нрзб> музыку, и тррр! - всё – сучок. Конец. И которая девушка с каким парнем стоит - целует, если это дамского… Белый, как называют, танец. У нас называют «дамского». И девушка целует своего парня. Ну, который поцелует, который нет.
NN: Только на сучке целуются?
ЗТС: Только на сучке.
NN: А если сучок не объявят?
ЗТС: Нет, а пятого без сучка уж не бывает.
Собиратель: Аааа.
ЗТС: Пятый всегда с сучком. Первого, второго, третьего, четвёртого ходят… Обычно у нас первый четвёртого ходят.
NN: А помнишь, фигуры-то как ходили эти?
ЗТС: Чего?
NN: Фигуры-то помнишь, танец этот сам? Помнишь? Вы знаете, это надо вам, нет?
Собиратель: Ну так, кратенько.
NN: Фигуры как ходили, чижа-то танцевали как?
ЗТС: Парень приглашает девушку, вот, пожалуйста.
NN: Я вот тебя приглашаю.
ЗТС: Парень идёт на своё место, их четыре, парня, или восемь, можно сколько хочешь, как здание позволит, потом все четыре девушки подходят к своему парню, встают с какой, с левой стороны, встают и гармонист играет: первого – специально первого, второго – елецкого играет, первого русского больше играет, а потом елецкого.
NN: А как мы идём? Что мы делаем?
ЗТС: И как только заиграл, ну и под музыку, все четыре парня задробили, сошлися, а девушки стоят.
NN: Парни пошли.
ЗТС: Парни за руку держат девушку, дроби задают.
NN: А дроби задают парни.
ЗТС: Парни.
NN: Вот, а нам говорили – девушки.
ЗТС: Парни. Потом возвращаются к девушкам и кружиться начинают, в одну сторону – в другую сторону. И потом если парень знает, что девушка пляшет и поёт – не все девушки плясали-пели, - то он ей позволит, руку протянет, держит её и глядит на нее. Значит, девушка запоёт. А если… то парень сам.
NN: Частушку запоёт?
ЗТС: Частушку запоёт и задробит. Круг парень обойдёт и уже с другим парнем кружится.
NN: И она уходит к другому парню. Меняются. Девушки отходят.
ЗТС: Девушки не уходят, парни уходят. И вот так вот кругом, только взад-назад <нрзб> к одной-второй, к одной-второй. Взад-назад.
NN: Всех четырёх обойдёт?
ЗТС: Нет, только взад-назад.
Собиратель: Только две, да?
NN: Только две.
ЗТС: А третьего ходят – это вот так берутся. Два парня, два парня, и вот они кругом ходят. Подробят, конечно, песню споют, к этой девушке подойдут, опять дроби, и опять к этой девушке подойдут. К другой девушке, и так пока всех четырёх девушек не обойдут… А уж четвёртого – это саму девушку крутят, вот выбирают конечно такую, которая и пляшет, и дробит, и песни поёт… ох уж она, бедная, за всех отдувается. Тут он – парень – с этой девушкой, со своей девушкой откружатся – и соседний парень кружится, остальные стоят. Теперь он возвращается и идёт туда. И этот парень подходит к ней, этой же девушке, теперь эта девушка… другая девушка кружится, а эта девушка так до конца и будет всё одна. Потом другой парень подходит, свою бросает девушку, к ней подходит, тот стоит, отдыхает парень. Эта девушка…
NN: Эта третьего, да?
ЗТС: Нет, эта четвёртого, третьего крестом.
NN: Эта четвёртого уже. А второго мы пропустили. А второго что было?
ЗТС: А второго его не ходят. Второго по два ходят. Две пары стоят и стоят и стоят…
NN: А гармонист играет, играет.
ЗТС: А две пары стоят, две пары ходят. Потом две пары встанут, другие две пары, начнут…
NN: А что ходят-то?
ЗТС: Кружатся, один со своей, другой со своей.
NN: Это второго, третьего, четвёртого, и дальше пятого уже не бывало.
ЗТС: А пятого как придётся. Он заиграет, ты не успеешь заходить, ну раз, два и тррр! Всё.
Собиратель: Аааа. Сучок.
NN: Ну как танец-то назывался? Чижа, да?
ЗТС: Это вот чижа.
<Сравнивают с кадрилью, говорят, что не похож.>
ЗТС: А я пригласила на пятого, дамского. Когда у мужчин не бывает сучка. Им интересно, когда женщина поцелует парня.
<ЗТС рассказывает про то, как она пригласила рыжего парня, пришлось целовать, но потом он женился на её родственнице.>