Год | 2018 |
Собиратели | КАГ, ЮМК |
Тверская область |
Кимрский район |
Приволжский |
Код | СЗТ |
Пол | f |
Год рождения | 1930 |
Калязинский район |
Скнятино |
Посиделки, Танец
ФА ВШЭ 4412
4412
Собиратель: А вот расскажите нам, как раньше праздники праздновали, как вот молодёжные всякие, это вот, поседки были у вас.
ЗТС: У нас были… у нас называлась «беседа». Не было у нас «кадриль ходить», у нас было «чижа ходить».
Собиратель: Чижа…
<ЗТС предлагает книгу «Скнятино и скнятинцы», написанную её знакомым, в которой описан их «чиж».>
Собиратель: Чижа? Это то же самое, что кадриль, да?
ЗТС: Да, что чижа, что кадриль, одно и то же. Так что у нас чижа и у нас беседа, а там оно на песках с сучком ходили.
Собиратель: С сучком?
ЗТС: С сучком… это называется… Да я вам лучше дам эту книжку.
<говорят наперебой>
Собиратель: А вот как у вас было, нам интересно. У вас так и было, да?
ЗТС: …Так он про нас и пишет. И про меня там пишет, про всё-про всё пишет.
Собиратель: Ух ты.
ЗТС: Да. Как с сучком – это так… это уже четыре кона, а это пятый кон, с сучком, приглашают. И это уже… сучок объявляет баянист. Вот он играет, играет нам <нрзб> музыку, и тррр! - всё – сучок. Конец. И которая девушка с каким парнем стоит - целует, если это дамского… Белый, как называют, танец. У нас называют «дамского». И девушка целует своего парня. Ну, который поцелует, который нет.
NN: Только на сучке целуются?
ЗТС: Только на сучке.
NN: А если сучок не объявят?
ЗТС: Нет, а пятого без сучка уж не бывает.
Собиратель: Аааа.
ЗТС: Пятый всегда с сучком. Первого, второго, третьего, четвёртого ходят… Обычно у нас первый четвёртого ходят.
NN: А помнишь, фигуры-то как ходили эти?
ЗТС: Чего?
NN: Фигуры-то помнишь, танец этот сам? Помнишь? Вы знаете, это надо вам, нет?
Собиратель: Ну так, кратенько.
NN: Фигуры как ходили, чижа-то танцевали как?
ЗТС: Парень приглашает девушку, вот, пожалуйста.
NN: Я вот тебя приглашаю.
ЗТС: Парень идёт на своё место, их четыре, парня, или восемь, можно сколько хочешь, как здание позволит, потом все четыре девушки подходят к своему парню, встают с какой, с левой стороны, встают и гармонист играет: первого – специально первого, второго – елецкого играет, первого русского больше играет, а потом елецкого.
NN: А как мы идём? Что мы делаем?
ЗТС: И как только заиграл, ну и под музыку, все четыре парня задробили, сошлися, а девушки стоят.
NN: Парни пошли.
ЗТС: Парни за руку держат девушку, дроби задают.
NN: А дроби задают парни.
ЗТС: Парни.
NN: Вот, а нам говорили – девушки.
ЗТС: Парни. Потом возвращаются к девушкам и кружиться начинают, в одну сторону – в другую сторону. И потом если парень знает, что девушка пляшет и поёт – не все девушки плясали-пели, - то он ей позволит, руку протянет, держит её и глядит на нее. Значит, девушка запоёт. А если… то парень сам.
NN: Частушку запоёт?
ЗТС: Частушку запоёт и задробит. Круг парень обойдёт и уже с другим парнем кружится.
NN: И она уходит к другому парню. Меняются. Девушки отходят.
ЗТС: Девушки не уходят, парни уходят. И вот так вот кругом, только взад-назад <нрзб> к одной-второй, к одной-второй. Взад-назад.
NN: Всех четырёх обойдёт?
ЗТС: Нет, только взад-назад.
Собиратель: Только две, да?
NN: Только две.
ЗТС: А третьего ходят – это вот так берутся. Два парня, два парня, и вот они кругом ходят. Подробят, конечно, песню споют, к этой девушке подойдут, опять дроби, и опять к этой девушке подойдут. К другой девушке, и так пока всех четырёх девушек не обойдут… А уж четвёртого – это саму девушку крутят, вот выбирают конечно такую, которая и пляшет, и дробит, и песни поёт… ох уж она, бедная, за всех отдувается. Тут он – парень – с этой девушкой, со своей девушкой откружатся – и соседний парень кружится, остальные стоят. Теперь он возвращается и идёт туда. И этот парень подходит к ней, этой же девушке, теперь эта девушка… другая девушка кружится, а эта девушка так до конца и будет всё одна. Потом другой парень подходит, свою бросает девушку, к ней подходит, тот стоит, отдыхает парень. Эта девушка…
NN: Эта третьего, да?
ЗТС: Нет, эта четвёртого, третьего крестом.
NN: Эта четвёртого уже. А второго мы пропустили. А второго что было?
ЗТС: А второго его не ходят. Второго по два ходят. Две пары стоят и стоят и стоят…
NN: А гармонист играет, играет.
ЗТС: А две пары стоят, две пары ходят. Потом две пары встанут, другие две пары, начнут…
NN: А что ходят-то?
ЗТС: Кружатся, один со своей, другой со своей.
NN: Это второго, третьего, четвёртого, и дальше пятого уже не бывало.
ЗТС: А пятого как придётся. Он заиграет, ты не успеешь заходить, ну раз, два и тррр! Всё.
Собиратель: Аааа. Сучок.
NN: Ну как танец-то назывался? Чижа, да?
ЗТС: Это вот чижа.
<Сравнивают с кадрилью, говорят, что не похож.>
ЗТС: А я пригласила на пятого, дамского. Когда у мужчин не бывает сучка. Им интересно, когда женщина поцелует парня.
<ЗТС рассказывает про то, как она пригласила рыжего парня, пришлось целовать, но потом он женился на её родственнице.>
ЗТС: У нас были… у нас называлась «беседа». Не было у нас «кадриль ходить», у нас было «чижа ходить».
Собиратель: Чижа…
<ЗТС предлагает книгу «Скнятино и скнятинцы», написанную её знакомым, в которой описан их «чиж».>
Собиратель: Чижа? Это то же самое, что кадриль, да?
ЗТС: Да, что чижа, что кадриль, одно и то же. Так что у нас чижа и у нас беседа, а там оно на песках с сучком ходили.
Собиратель: С сучком?
ЗТС: С сучком… это называется… Да я вам лучше дам эту книжку.
<говорят наперебой>
Собиратель: А вот как у вас было, нам интересно. У вас так и было, да?
ЗТС: …Так он про нас и пишет. И про меня там пишет, про всё-про всё пишет.
Собиратель: Ух ты.
ЗТС: Да. Как с сучком – это так… это уже четыре кона, а это пятый кон, с сучком, приглашают. И это уже… сучок объявляет баянист. Вот он играет, играет нам <нрзб> музыку, и тррр! - всё – сучок. Конец. И которая девушка с каким парнем стоит - целует, если это дамского… Белый, как называют, танец. У нас называют «дамского». И девушка целует своего парня. Ну, который поцелует, который нет.
NN: Только на сучке целуются?
ЗТС: Только на сучке.
NN: А если сучок не объявят?
ЗТС: Нет, а пятого без сучка уж не бывает.
Собиратель: Аааа.
ЗТС: Пятый всегда с сучком. Первого, второго, третьего, четвёртого ходят… Обычно у нас первый четвёртого ходят.
NN: А помнишь, фигуры-то как ходили эти?
ЗТС: Чего?
NN: Фигуры-то помнишь, танец этот сам? Помнишь? Вы знаете, это надо вам, нет?
Собиратель: Ну так, кратенько.
NN: Фигуры как ходили, чижа-то танцевали как?
ЗТС: Парень приглашает девушку, вот, пожалуйста.
NN: Я вот тебя приглашаю.
ЗТС: Парень идёт на своё место, их четыре, парня, или восемь, можно сколько хочешь, как здание позволит, потом все четыре девушки подходят к своему парню, встают с какой, с левой стороны, встают и гармонист играет: первого – специально первого, второго – елецкого играет, первого русского больше играет, а потом елецкого.
NN: А как мы идём? Что мы делаем?
ЗТС: И как только заиграл, ну и под музыку, все четыре парня задробили, сошлися, а девушки стоят.
NN: Парни пошли.
ЗТС: Парни за руку держат девушку, дроби задают.
NN: А дроби задают парни.
ЗТС: Парни.
NN: Вот, а нам говорили – девушки.
ЗТС: Парни. Потом возвращаются к девушкам и кружиться начинают, в одну сторону – в другую сторону. И потом если парень знает, что девушка пляшет и поёт – не все девушки плясали-пели, - то он ей позволит, руку протянет, держит её и глядит на нее. Значит, девушка запоёт. А если… то парень сам.
NN: Частушку запоёт?
ЗТС: Частушку запоёт и задробит. Круг парень обойдёт и уже с другим парнем кружится.
NN: И она уходит к другому парню. Меняются. Девушки отходят.
ЗТС: Девушки не уходят, парни уходят. И вот так вот кругом, только взад-назад <нрзб> к одной-второй, к одной-второй. Взад-назад.
NN: Всех четырёх обойдёт?
ЗТС: Нет, только взад-назад.
Собиратель: Только две, да?
NN: Только две.
ЗТС: А третьего ходят – это вот так берутся. Два парня, два парня, и вот они кругом ходят. Подробят, конечно, песню споют, к этой девушке подойдут, опять дроби, и опять к этой девушке подойдут. К другой девушке, и так пока всех четырёх девушек не обойдут… А уж четвёртого – это саму девушку крутят, вот выбирают конечно такую, которая и пляшет, и дробит, и песни поёт… ох уж она, бедная, за всех отдувается. Тут он – парень – с этой девушкой, со своей девушкой откружатся – и соседний парень кружится, остальные стоят. Теперь он возвращается и идёт туда. И этот парень подходит к ней, этой же девушке, теперь эта девушка… другая девушка кружится, а эта девушка так до конца и будет всё одна. Потом другой парень подходит, свою бросает девушку, к ней подходит, тот стоит, отдыхает парень. Эта девушка…
NN: Эта третьего, да?
ЗТС: Нет, эта четвёртого, третьего крестом.
NN: Эта четвёртого уже. А второго мы пропустили. А второго что было?
ЗТС: А второго его не ходят. Второго по два ходят. Две пары стоят и стоят и стоят…
NN: А гармонист играет, играет.
ЗТС: А две пары стоят, две пары ходят. Потом две пары встанут, другие две пары, начнут…
NN: А что ходят-то?
ЗТС: Кружатся, один со своей, другой со своей.
NN: Это второго, третьего, четвёртого, и дальше пятого уже не бывало.
ЗТС: А пятого как придётся. Он заиграет, ты не успеешь заходить, ну раз, два и тррр! Всё.
Собиратель: Аааа. Сучок.
NN: Ну как танец-то назывался? Чижа, да?
ЗТС: Это вот чижа.
<Сравнивают с кадрилью, говорят, что не похож.>
ЗТС: А я пригласила на пятого, дамского. Когда у мужчин не бывает сучка. Им интересно, когда женщина поцелует парня.
<ЗТС рассказывает про то, как она пригласила рыжего парня, пришлось целовать, но потом он женился на её родственнице.>