Год | 2017 |
Собиратели | НВП |
Брянская область |
Злынковский район |
Спиридонова Буда |
Код | КЛН |
Пол | f |
Год рождения | 1943 |
Брянская область |
Злынковский район |
Азаричи |
Код | АА |
Пол | m |
Год рождения | 1971 |
XXIa 12 з | Запишите предания о происхождении села и его названия. |
Вера, Время, Давать-брать, Два, Добро-зло, Камень, Книга, Крест, Кукиш, Молиться, Народное православие, Палец, Предания топоним., Пространство, Свой-чужой, Священник, Старообрядцы, Тело человека, Три, Церковь, Число
ФА ВШЭ 442
442
[Почему Злынковский район так называется?]
[АА:] Потому́ что он был Злы́нковским, пото́м бы́л Новозы́бковским, потом Злы́нковским.
[КЛН:] Потом Новозы́бковский, пото́м опя́ть Злы́нковский. [А почему так назвали?] Злы́нка?
[АА:] Злы́е лю́ди.
[КЛН:] АА… тут же э́то. Ра́ньше Зы́бко… э́то… была́ а тут осе́длые бы́ли старообря́дцы. Вот чаго́ круго́м… Я да́же е́здила в Арха́нгельскую о́бласть сестры́, и там же́нщины коль… коро́че, сестра́ у меня́ рабо́тала леспромхо́зе, гла́вным бухга́лтером там яна́ рабо́тала, и нача́льник… там во́инская часть бы́ла. И вот, офице́р… И… а же́нщина была́ из Белору́ссии из До́бруша, вот тут недаляко́ пе́ряд Го́млем - же́нщина отту́да. И она́ всё вре́мя… Вот она́: “Во, моя́ сестра́ моя́ прие́хала, моя́ ве́руюшшая сястра́ во прие́хала сястра́”. Ну она́ ду́мала… Ока́зывается, она старообря́дка – та же́нщина – офице́рова жена́. Вот она́ мне… я пришла́, литерату́ру да́ла – я без очо́к была́, не разгля́дела ничёго, - пришла́ домо́й и к… до сястры́. Погляде́ла, а там оно́… оно́ всё одина́ковое ра́ньше до ты́щу сто со́рок пя́того го́да бы́ли ўсе одина́ковы, все, вся ве́ра была́ одна́, одна́ ве́ра. Пото́м на́чали ве́тви от э́то… На́чала дели́ться у э́та… поотделя́лись. Старообря́дцы – и их два ви́да старообря́дцеў. С на́шей и с правосла́вной це́рковью, с на́шей – э́то… они́ там по ма́лому разделя́ются. Ма́ло ветвь яка́ есь отделя́ется то́лько мы от них. Но всё равно́ нам не ра… не поло́жено с ни́ми. Я не могу́ и́хню литерату́ру приня́ть, не могу́, е́сли я ве́руюшшая, глубоко́ ве́руюший челове́к, я не могу́ и́хню литерату́ру. Я ста́ла гля… гляде́ть – э́то не моё. Я сястре́ говор\: “Отнеси́». Наза́ўтра она́ счита́… “Вот ў Злы́нки вот тут и до Новозы́бкова бы́ло старообщи́ны старообря́дческие». Вот Злы́нка, Злы́нка и ў э́то… Она́ не Злы́нка сра́зу зва́лась. Зыбкая́, Зыбка́я, то Зыбка́я, то то́е, и перяшли́ на Злы́нку. Злы́нка и Злы́нка.
[АА:] Так она́ была́ Злы́нка и́ли Зыбка́я?
[КЛН:] Злын… злы́дни, злы́дни, злые – вот и ста́ла Злы́нка.
[АА:] А Зыбка́я – э́то ста́рая прозва́ли про́сто и́ли Зыбка́я называ́лось?
[КЛН:] Ну, что-то по старообря́дчеству. И там же вот… кода́ зае… уезжа́ешь за Злы́нку – в сто́рону Ноўозы́бкова когда́ е́хать, вот пе́ред запра́ўкой, есть запраўка пе́рвая от Злы́нки [… - обсудждает, где находится это место]. Есть ка́мень. Там ешо́ есть старообря́дческая общи́на, то приезжа́ют батюшки́, то уезжа́ют батюшки́. Есть, есть, они́ живу́т там – ско́лько их там шас, я не зна́ю. И и́хняя це́рковь… и́хняя це́рков ў Злы́нке есть. И гла́вное то, шо там две ве́тви их. И яны́ раздели́лися. Вот щас на террито́рии оди́н храм яны́ отстро́ились, моли́лись-моли́лись вме́сте что-то. Шо-то у них не получи́лось. Коро́че, у нас с и́ми ра́зница в чём? Мы ма… мо́лимся вот так трумя́… три перста́, и э́ти два вот так мы мо́лимся [крестится тремя перстами], а они́ мо́лятся во [складывает указательный и средний палец вместе], двумя́, во, как они́ мо́лятся. Раз… э́то пе́рвое отлич\ие. Они всё объясня́ють: “Вы ку́кишем мо́литесь, вы мо́литесь ку́кишем». Ну, име́ется в виду…
[АА крестится тремя перстами:] Я ж пра́вильно молю́сь, вот так?
[КЛН:] Во, вот так мы мо́лимся.
[АА:] Вот так пра́ильно.
[КЛН:] Э́то пе́рвое отли́чие мер… ме́жду старообря́дцами. [Они они говорят, что православные кукишем молятся?] А мы… да. Они́ всё на нас говоря́т, что вы…
[АА крестится:] Вот так же я пра́вильно молю́сь?
[КЛН:] Во, во так. И два па́льца приж… прижима́ешь. Вот, э́то пе́рвое отли́чие, ну там мно́го их у… филосо́фию я… [А злыдни почему там называют жителей Злынки?] Ну, я не зна́ю, вот нача… нача…. Злы́нка, Злы́нка, а чего́ она начала́сь э́та Злы́нка, Бог её зна́ет, не зна́ю.
[АА:] Дак, а Зыбка́я так и была́ Зыбка́я?
[КЛН:] Ну, и пото́м шо-то перешло́ и на Злы́нку.
[АА:] Потому́ что он был Злы́нковским, пото́м бы́л Новозы́бковским, потом Злы́нковским.
[КЛН:] Потом Новозы́бковский, пото́м опя́ть Злы́нковский. [А почему так назвали?] Злы́нка?
[АА:] Злы́е лю́ди.
[КЛН:] АА… тут же э́то. Ра́ньше Зы́бко… э́то… была́ а тут осе́длые бы́ли старообря́дцы. Вот чаго́ круго́м… Я да́же е́здила в Арха́нгельскую о́бласть сестры́, и там же́нщины коль… коро́че, сестра́ у меня́ рабо́тала леспромхо́зе, гла́вным бухга́лтером там яна́ рабо́тала, и нача́льник… там во́инская часть бы́ла. И вот, офице́р… И… а же́нщина была́ из Белору́ссии из До́бруша, вот тут недаляко́ пе́ряд Го́млем - же́нщина отту́да. И она́ всё вре́мя… Вот она́: “Во, моя́ сестра́ моя́ прие́хала, моя́ ве́руюшшая сястра́ во прие́хала сястра́”. Ну она́ ду́мала… Ока́зывается, она старообря́дка – та же́нщина – офице́рова жена́. Вот она́ мне… я пришла́, литерату́ру да́ла – я без очо́к была́, не разгля́дела ничёго, - пришла́ домо́й и к… до сястры́. Погляде́ла, а там оно́… оно́ всё одина́ковое ра́ньше до ты́щу сто со́рок пя́того го́да бы́ли ўсе одина́ковы, все, вся ве́ра была́ одна́, одна́ ве́ра. Пото́м на́чали ве́тви от э́то… На́чала дели́ться у э́та… поотделя́лись. Старообря́дцы – и их два ви́да старообря́дцеў. С на́шей и с правосла́вной це́рковью, с на́шей – э́то… они́ там по ма́лому разделя́ются. Ма́ло ветвь яка́ есь отделя́ется то́лько мы от них. Но всё равно́ нам не ра… не поло́жено с ни́ми. Я не могу́ и́хню литерату́ру приня́ть, не могу́, е́сли я ве́руюшшая, глубоко́ ве́руюший челове́к, я не могу́ и́хню литерату́ру. Я ста́ла гля… гляде́ть – э́то не моё. Я сястре́ говор\: “Отнеси́». Наза́ўтра она́ счита́… “Вот ў Злы́нки вот тут и до Новозы́бкова бы́ло старообщи́ны старообря́дческие». Вот Злы́нка, Злы́нка и ў э́то… Она́ не Злы́нка сра́зу зва́лась. Зыбкая́, Зыбка́я, то Зыбка́я, то то́е, и перяшли́ на Злы́нку. Злы́нка и Злы́нка.
[АА:] Так она́ была́ Злы́нка и́ли Зыбка́я?
[КЛН:] Злын… злы́дни, злы́дни, злые – вот и ста́ла Злы́нка.
[АА:] А Зыбка́я – э́то ста́рая прозва́ли про́сто и́ли Зыбка́я называ́лось?
[КЛН:] Ну, что-то по старообря́дчеству. И там же вот… кода́ зае… уезжа́ешь за Злы́нку – в сто́рону Ноўозы́бкова когда́ е́хать, вот пе́ред запра́ўкой, есть запраўка пе́рвая от Злы́нки [… - обсудждает, где находится это место]. Есть ка́мень. Там ешо́ есть старообря́дческая общи́на, то приезжа́ют батюшки́, то уезжа́ют батюшки́. Есть, есть, они́ живу́т там – ско́лько их там шас, я не зна́ю. И и́хняя це́рковь… и́хняя це́рков ў Злы́нке есть. И гла́вное то, шо там две ве́тви их. И яны́ раздели́лися. Вот щас на террито́рии оди́н храм яны́ отстро́ились, моли́лись-моли́лись вме́сте что-то. Шо-то у них не получи́лось. Коро́че, у нас с и́ми ра́зница в чём? Мы ма… мо́лимся вот так трумя́… три перста́, и э́ти два вот так мы мо́лимся [крестится тремя перстами], а они́ мо́лятся во [складывает указательный и средний палец вместе], двумя́, во, как они́ мо́лятся. Раз… э́то пе́рвое отлич\ие. Они всё объясня́ють: “Вы ку́кишем мо́литесь, вы мо́литесь ку́кишем». Ну, име́ется в виду…
[АА крестится тремя перстами:] Я ж пра́вильно молю́сь, вот так?
[КЛН:] Во, вот так мы мо́лимся.
[АА:] Вот так пра́ильно.
[КЛН:] Э́то пе́рвое отли́чие мер… ме́жду старообря́дцами. [Они они говорят, что православные кукишем молятся?] А мы… да. Они́ всё на нас говоря́т, что вы…
[АА крестится:] Вот так же я пра́вильно молю́сь?
[КЛН:] Во, во так. И два па́льца приж… прижима́ешь. Вот, э́то пе́рвое отли́чие, ну там мно́го их у… филосо́фию я… [А злыдни почему там называют жителей Злынки?] Ну, я не зна́ю, вот нача… нача…. Злы́нка, Злы́нка, а чего́ она начала́сь э́та Злы́нка, Бог её зна́ет, не зна́ю.
[АА:] Дак, а Зыбка́я так и была́ Зыбка́я?
[КЛН:] Ну, и пото́м шо-то перешло́ и на Злы́нку.