Характеристики текста
Год2018
СобирателиЮМК
Место сбора данных
Ивановская область
Южский район
Мугреево-Никольское
Информанты
Данные об инф.
КодДЛЮ
Полf
Год рождения1958
Место рождения
Опросник
Ключевые слова
Гроб, Дом, Дорога, Жизнь-смерть, Зеркало, Икона, Кладбище, Обмывание покойника, Покойник, Похоронный обряд, Причитания, Родство, Церковь
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 4462
4462
С: Людмила Юрьевна, может, расскажете…Не знаю, как вас зовут [( обращение к женщине, которая пришла в библиотеку убираться) – далее Людмила Юрьевна и Евгения Федоровна будут говорить вместе].
А вот как у вас тут принято хоронить? Мы никого еще не успели спросить о похоронах, правила у вас тут какие?
ЛЮД: Ну, как раньше-то хоронили? С батюшкой. В церковь увозили сразу.
С: И там он стоял, да?
ЛЮД: Да.
ЛЮД: Человек умирает, приходят люди его оплакивать. Раньше нанимали оплакивать людей, потом обмывали его, по православной-то…
С: А нанимали кого-то специально оплакивать? Или родственники тоже могли?
ЛЮД: Да, были специально нанятые люди для этого… И родственники тоже могли. Нанимали, если родственники не плачут, чтобы за живое брало (смеётся)
С: А родственники сами обмывали или нет?
ЛЮД: Нет, родственникам нельзя обмывать. Строго только чужие люди омывают, нельзя.
С: А как вот сообщают по деревне? Вот умер человек, и как сообщают об этом?
ЛЮД: Ну как сообщают? Делают гроб, делают этот…Раньше гробы то делали в деревнях, какие-то мастеровые люди были, они делают гробы. Раньше не обивали гроб, материи не было, простой гроб.
С: А бывало такое, что заранее делали гроб?
ЛЮД: Да, бывало такое, что делали заранее гробы, ставили на сушилы наверху. И когда люди уже в возрасте, они специально готовили. И когда человек умирал, они гроб с сушил снимали, клали его туда…
ЛЮД:А потом на лошадях, быках увозили в церковь, он там и стоял.
С: А, то есть дома не ставили?
ЛЮД: Нет, не ставили. Раньше всегда увозили в церковь. И вот он там стоит , там обязательно чтобы православные были. Батюшка его потом отпевает, а до обеда нужно было захоронить его. Обязательно до обедни на третий день.
С: И как его отвезли, он до отпевания и похорон стоит в церкви? Дома не стоял?
ЛЮД: Ну, первый день он будет стоять, пока все припасут. Делали табуретки, стояли, на доски его кладут. Потом только его в гроб закладывают, а там по согласованию с батюшкой уже его увозят в церковь.
С: А то, чем его мыли – воду, тряпочки, мыло, что с ними делали?
ЛЮД: Это закапывали, воду выливали в то место.
С: Ну, не в огороде это, да?
ЛЮД: Нет, не в огороде. Старались где-то за усадьбой это закопать.
С: Понятно. А как у вас ставали – головой к иконе или ногами? Как у вас принято?
ЛЮД:  Ну как, иконки если висят, головой, наверное, над иконами он стоит, как сейчас.
С: А бывало, что зеркала завешивают?
ЛЮД: Конечно, завешивали зеркала. И сейчас завешивают. Все светящее, все завешивают. По поверью потому что он может там отразиться.
С: А трубу закрывают?
ЛЮД: Про трубу не знаю.
Про ветки вот знаю – что ветки, лапник, кидают от дома до дороги центральной. Раньше до кладбища кидали, сейчас – до дороги. Лапник ложат так, чтобы иголками на дорогу было, чтобы на кладбище уходил.  Это по поверью так, чтобы он назад не мог возвратиться. Это поверье тоже.
С: Ну да, ну да. А когда выносят его, как выносят? Чего-то там…
ЛЮД: Вперед ногами
С: Вперед ногами, да? А пол моют после этого?
ЛЮД: Да, моют. Сразу, нанимаю этих. Которые специально вот эти…кто убирается за ними. Вот они моют пол, потом выливают все за калитку.
С: Но не родственники?
ЛЮД: Нет, нанимается посторонний совсем человек. Потом оплачиваю это, или чего-то дают. Он вымоет все это, а потом приходят туда. Раньше же дома делали, возле него.