Год | 2018 |
Собиратели | ЮМК |
Ивановская область |
Южский район |
Южа |
Код | КЮН |
Пол | f |
Год рождения | 1980 |
Ивановская область |
Южский район |
Южа |
Выкуп, Деревце обрядовое, Жених, Канун свадьбы, Невеста, Свадебный обряд
ФА ВШЭ 4517
4517
С: Нам рассказывали здесь, что на свадьбу делали елочку, красу!
ЮН: Красу, да, деревце.
С: Делали Вы? Я пытаюсь понять, нам рассказывал и в Мугреевском, и в Мугреево-Никольском, а многие вещи с одной стороны Лух есть, а с другой стороны Луха нет. А у вас с какой стороны?
ЮН: У нас этой деревни уже нету, но она со стороны Легково, немножко за Истоками. Маленькие деревни объединяют, Истоки. Краса у нас тоже была, когда я выходила замуж, только мы уже делали не деревце, мы делали корзину. А когда у меня женился брат, мы делали дерево. Самое интересное, что делали красу невеста с подружками, в основном делали подружки. Еще был выкуп, когда жених был должен эту красу выкупить, и только потом, со временем, когда я уже замуж выходила, он на 13 лет старше, мы делали корзину, а эти цветы мы продавали.
С: А-а-а, а у вас была такая корзина с цветами?
ЮН: Да, такую корзину уже продавали, а у брата было дерево, которое он выкупал. Самое интересное, что когда была свадьба, и у брата, и у меня, у нас сохранилось еще, что невесте преграждали путь. Жених забирает невесту из дома, а потом преграждали дорогу ну улице, когда молодые шли в ЗАГС или под венец, уличные преграждали дорогу. Жених, не невеста, должен был опять откупиться. И там самое интересное, там какие были игры! Были самые различные. Была такая игра, что моего мужа просто пожалели, честно, <смеется>, дали литровую банку самогонки, туда бросили ключ от замка от цепи, которой был скреплен наша калитка… Вот есть калитка, выход от одной стороны цепь, на ней замок, замок на ключ, этот ключ в бутылку трехлитровую с самогонкой, и он должен был это все употребить. Но здесь проверяется дружба между мужчинами. Он идет не один, он идет со свидетелем, у нас даже одно время свидетели в свое время ставили подпись, что, да, мы свидетели, что такие-то венчалися, что они расписывались. Раньше выбирали самые близкие, кто с тобой дружит по жизни, кто с тобой будет рядом. Дружки [дружкИ] жениха должны были договориться помочь выпить вот это вот, это проверялось на крепкость, на дружбу, в моем случае пожалели,<смеется>, мы откупилися. Там был не только этот обряд, он должен был развеселить, и, самое интересное, на свадьбу всегда все деньги разменивали монетами! Бумажки были, но в основном принимали монетами. Представляете, сколько бумажек надо кинуть, чтобы засыпать всех уличных, задобрить! Монетами, сетюньчиками, пятюньчиками, пятикопеешнымиоткупалисяпрям, давали пригорышню серебра. Он брал эти пятикопеешные монеты и прям насыпал. В рублях бумажных это не так много, но сам факт того, что пригоршни он давал как серебра, «давай за глаза ее, за губы», за другие любые части тела называли, давай!
С: Прям части тела выкупают ее!
ЮН: Да-да! Давай пригоршню золота, а за глаза за ее ясные давай еще что-нибудь, мужчины пели частушки, плясали, выпивали банку самогонки <смеется>. Не выпивал ни один жених, выпивал вместе со всеми друзьями, поэтому считалось, что чем больше свита жениха, тем будет легче жениху.
С: Поразительно! А у вас какое дерево наряжали на свадьбе у брата?
ЮН: По-моему, елочку. Или березку, точно не помню.
С: Нам рассказывали больше про елочку, что елку ставили. А как вы наряжали? Вы же делали сами?
ЮН: Делали цветы, желательно красного цвета, красный, красивый. Брали бумагу, по-моему, уже была краповая бумага, цветы были красивые, нарезали лентами, и ее скручивали, самые элементарные цветы, у кого какие были. Не было заворотов, проволочкой и булавочкой, на обычную булавку, не английскую. У брата это дерево выкупали, был даже такой обряд, что дерево выкрадывали, красу выкрадывали. Кто-то из гостей выкрадывал дерево, если жених зазевался, и требовал свой выкуп, чтобы красу выкупить!
С: А было у вас, что дарили эти цветочки красы?
ЮН: У брата дарили гостям, приглашенным на свадьбу. Свадьбу в сто человек мало кто гулял, вы уж меня извините.
ЮН: Красу, да, деревце.
С: Делали Вы? Я пытаюсь понять, нам рассказывал и в Мугреевском, и в Мугреево-Никольском, а многие вещи с одной стороны Лух есть, а с другой стороны Луха нет. А у вас с какой стороны?
ЮН: У нас этой деревни уже нету, но она со стороны Легково, немножко за Истоками. Маленькие деревни объединяют, Истоки. Краса у нас тоже была, когда я выходила замуж, только мы уже делали не деревце, мы делали корзину. А когда у меня женился брат, мы делали дерево. Самое интересное, что делали красу невеста с подружками, в основном делали подружки. Еще был выкуп, когда жених был должен эту красу выкупить, и только потом, со временем, когда я уже замуж выходила, он на 13 лет старше, мы делали корзину, а эти цветы мы продавали.
С: А-а-а, а у вас была такая корзина с цветами?
ЮН: Да, такую корзину уже продавали, а у брата было дерево, которое он выкупал. Самое интересное, что когда была свадьба, и у брата, и у меня, у нас сохранилось еще, что невесте преграждали путь. Жених забирает невесту из дома, а потом преграждали дорогу ну улице, когда молодые шли в ЗАГС или под венец, уличные преграждали дорогу. Жених, не невеста, должен был опять откупиться. И там самое интересное, там какие были игры! Были самые различные. Была такая игра, что моего мужа просто пожалели, честно, <смеется>, дали литровую банку самогонки, туда бросили ключ от замка от цепи, которой был скреплен наша калитка… Вот есть калитка, выход от одной стороны цепь, на ней замок, замок на ключ, этот ключ в бутылку трехлитровую с самогонкой, и он должен был это все употребить. Но здесь проверяется дружба между мужчинами. Он идет не один, он идет со свидетелем, у нас даже одно время свидетели в свое время ставили подпись, что, да, мы свидетели, что такие-то венчалися, что они расписывались. Раньше выбирали самые близкие, кто с тобой дружит по жизни, кто с тобой будет рядом. Дружки [дружкИ] жениха должны были договориться помочь выпить вот это вот, это проверялось на крепкость, на дружбу, в моем случае пожалели,<смеется>, мы откупилися. Там был не только этот обряд, он должен был развеселить, и, самое интересное, на свадьбу всегда все деньги разменивали монетами! Бумажки были, но в основном принимали монетами. Представляете, сколько бумажек надо кинуть, чтобы засыпать всех уличных, задобрить! Монетами, сетюньчиками, пятюньчиками, пятикопеешнымиоткупалисяпрям, давали пригорышню серебра. Он брал эти пятикопеешные монеты и прям насыпал. В рублях бумажных это не так много, но сам факт того, что пригоршни он давал как серебра, «давай за глаза ее, за губы», за другие любые части тела называли, давай!
С: Прям части тела выкупают ее!
ЮН: Да-да! Давай пригоршню золота, а за глаза за ее ясные давай еще что-нибудь, мужчины пели частушки, плясали, выпивали банку самогонки <смеется>. Не выпивал ни один жених, выпивал вместе со всеми друзьями, поэтому считалось, что чем больше свита жениха, тем будет легче жениху.
С: Поразительно! А у вас какое дерево наряжали на свадьбе у брата?
ЮН: По-моему, елочку. Или березку, точно не помню.
С: Нам рассказывали больше про елочку, что елку ставили. А как вы наряжали? Вы же делали сами?
ЮН: Делали цветы, желательно красного цвета, красный, красивый. Брали бумагу, по-моему, уже была краповая бумага, цветы были красивые, нарезали лентами, и ее скручивали, самые элементарные цветы, у кого какие были. Не было заворотов, проволочкой и булавочкой, на обычную булавку, не английскую. У брата это дерево выкупали, был даже такой обряд, что дерево выкрадывали, красу выкрадывали. Кто-то из гостей выкрадывал дерево, если жених зазевался, и требовал свой выкуп, чтобы красу выкупить!
С: А было у вас, что дарили эти цветочки красы?
ЮН: У брата дарили гостям, приглашенным на свадьбу. Свадьбу в сто человек мало кто гулял, вы уж меня извините.