Год | 2018 |
Собиратели | КМП |
Тверская область |
Кимрский район |
Неклюдово |
Код | КЛД |
Пол | f |
Год рождения | 1948 |
Высоково |
Код | ПЗИ |
Пол | f |
Год рождения | 1947 |
Гроб, Икона, Кладбище, Кутья, Могила, Обмывание покойника, Покойник, Поминки, Похоронный обряд, Сон, Церковь
ФА ВШЭ 4719
4719
С: Если вы не против похороны обсудить?
ЗИ: Ну а че, похороны-похороны.
С: У вас как гроб в домах стоит? Головой к иконам или ногами?
ЗИ: Головой к иконам, а ногами на выход. И не гроб, умер человек, его смыли, одели. Лавка, лавки большие были, широкие по трем сторонам, ложили на лавку и оплакивали. Лампаду зажигали, лежал три дня.
ЛД: Звали специальных женщин, специальные были женщины, которые могли и плакать, и причитать.
ЗИ: Когда мы росли, батюшек не было, бабушки, которые помнят все эти молитвы, панихиды читали. А потом в это время делался гроб, все уже, к выносу готовился уже на третий день. Клали в гроб, тоже посередке, гроб уже на лавке не умещается, а посередке избы, головой к образам со свечками. В 90-е годы у нас уже батюшка появился, приходил, литию читал. Когда выносили из избы, три раза нужно его поднять и опустить, поднять и опустить у порога.
С: Снаружи порога или прям над порогом?
ЗИ: Посередке гроб делают, так прощаются с домом, и там еще на выходе порог, и там тоже так три раза опускают и поднимают. Потом на улице весь народ не умещался, может быть, или как-то, там прощаются с ним. Потом по деревне несли раньше на полотенце.
ЛД: На руках.
ЗИ: Сейчас ручки приделывают, а раньше эти длинные большие льняные полотенца через плечо, вчетвером несут этот гроб. Батюшка поет литию.
С: Именно на полотенцах или на новинах?
ЗИ: На полотенцах мы видели.
ЛД: Да, полотенца.
ЗИ: Но их не бросали в могилы, нет, их выстирают, сложат, и опять уберут.
С: Они лежат до следующего покойника или их используют вообще?
ЗИ: Используют, конечно, украшать иконы или чем-то, все это не бросали. Потом в церковь заносят, там уже панихида отпевная, поет батюшка, а потом из церкви также провожает с кадилом, и там последнюю молитву читает и бросает землю на гроб, а потом уже родственники кидают.
С: А сколько человек гроб несли?
ЗИ: Четверо, смотря кто, если крупная, то и шесть человек несут. А если такого размера, то четыре и все.
С: А кто обмывал? Свои люди или чужих приглашали?
ЗИ: Кто не брезгует, бабушки.
ЛД: Чужих вызывали, своим нельзя обмывать.
ЗИ: Я не знаю, как нельзя или можно, у меня свекровь умерла, мы с сыном с ее, он ее поливал, где я говорила, я промывала, одела и положила.
ЛД: Ну ты не родная.
ЗИ: Мы не кровные, да.
ЛД: Просто кровным нельзя.
С: А одежду новую или какая найдется?
ЗИ: Какую приготовили.
ЛД: Они сами обычно готовят, старые сами, узелок в шифоньере лежит.
С: Савана у вас не было?
ЗИ: Саван обязательно, у меня бабушка умерла в 70-м году, уже совхоз здесь был, советское время. Она у меня 1895 года рождения, у нас очень большая семья была, шесть человек у родителей, бабушка нас всех растила, Феодосией ее звали, Феодосия Ивановна. Умерла, мама и старушка одна пришла, вымыли ее, косу заплели, очень огромная такая была, длинные волосы, всю одели, батюшки не было, похоронили мы ее. Все, почитали, все нормально, я была маленькая, мне годов 14 было, наверное. Похоронили, все сделали нормально. Однажды я говорю: «Мам, мне сон приснился, бабушка голая какая-то лежит! Мне даже холодно стало!», а она: «А мне третьего дня приснился в какой-то рогожи!». А че это означает-то? А она: «Погоди-ка, мы ей саван не положили!». Сшила саван сама, мама пошла и подкопала, и закопала и все, больше сниться не стала. Было уже советское время, поэтому про саван она и забыла. С 70-х годов я больше не видела, чтобы кто-то саван надевал. Так, платки красивые и все. Теперь покрывают покрывалом церковным со всеми цветными.
С: А есть еще истории, как покойники приходили к живым? Во сне, может?
ЛД: Знаете, у нас хор «Романовские девчата», фольклор, у нас умерла руководитель, старший в хоре руководитель. Она у нас очень курила сигареты, однажды перед сороковым днем или на девятый ли день она снится именно мне. Якобы идет она из этого Подосеново, с кладбища, где она похоронена, идет мимо моего дома, я вроде стою около палисадника, и она на меня так глядит. Я хотела что-то ей сказать, а она: «Скажи моим, чтобы мне курево принесли!».
ЗИ: Сигарет не положили.
ЛД: Да, потом ехала Жанна, сноха ее, я ей говорю: «Жанна, мне Ирочка приснилась, такое дело, мы не положили ей сигарет». Они также ходили, подкапывали могилу, в землю клали сигареты. Мне наяву, она лет пять назад умерла, я уже здесь жила, в Романово.
С: А что-то вообще кладут в гробы?
ЗИ: Конечно, моя мама умерла, любила душиться, мы ей духи положили, книжку, очки положили. Моя мама не ходила к нам, значит, уважили.
С: А подушечку кладут под голову?
ЗИ: Конечно, подушку либо сеном набивают, либо стружками. Когда делали гроб раньше, эта стружка оставалась, строгали доски, клали вот эти стружки в наволочку и клали в гроб. Потому что оно не гниет.
С: А что-то кидали, когда гроб несли вслед?
ЗИ: Рис раньше кидали, пшено, а сейчас батюшки не разрешают.
С: А на гроб деньги кладут или куда-то?
ЗИ: У нас кладут, в Москве – нет. Я двоих вот похоронила в Москве – никто, только цветы. А у нас в ноги кладем денюжки, кто сколько может.
ЛД: Но батюшке это не нравится, быстрее, пока батюшка приезжает, собираем.
ЗИ: Как петь начинает, эти денюжки собираются, и эти денюжки идут уже, оплачиваем отпев, свечки.
С: Все скидываются, и это идет на похороны?
ЗИ: Конечно.
С: А кто первый ком земли кидает?
ЗИ: Батюшка.
С: А потом?
ЗИ: Родственники, знакомые
С: Только землю кидают, ничего больше?
ЗИ: Ничего.
ЛД: Ничего.
С: Потом все вместе едут на поминки?
ЗИ: Да, кто хочет, едут поминают.
С: А еще, у вас ставят деревянный крест сначала или как? Холмик делают? Пока памятника нет?
ЗИ: Памятники могут и не быть, могут железный сразу поставить крест, песочницу сделать, как могут. Но практично через полгода-год, чтобы могила осела.
ЛД: Бугорок сделают и венки. У некоторых деревянные кресты на нашем кладбище, прям такие мощные стоят.
С: А на поминках есть обязательная еда какая-нибудь?
ЗИ: Сначала кутья, которую освятил на панихиде батюшка. А потом спиртные разливают, закуски.
ЛД: Обязательно компот, пирожок.
ЗИ: Раньше обязательно кутья, потом кисель из геркулеса, а потом уже эти щи, суп ставили в больших тарелках, и это все ели, когда мы маленькие были. Потом картошка, огурцы, все вот это стоит, яйца, яичница, а после уже красный кисель с пирогами.
С: А красный кисель из чего?
ЗИ: Из клюквы.
С: То есть первый кисель белый?
ЗИ: Да, «сыто» его называли, сыто поели. А второй красный, с пирогами, блинами.
С: А какие пироги?
ЗИ: Если пост – постные, если не пост – с капустой, яичками, луком, кто каких напечет. Все взрослые помянули все это, конечно, со спиртным уходили, а потом уже дети приходили, все это доедали, допивали.
С: А есть какая-то особая формула у пирогов?
ЗИ: Как хозяйка сделает, конечно.
С: А кутья у вас из чего делается?
ЗИ: Из риса с изюмом. У кого мед есть – с медом. А на девятый день с кутьей ходили с изюмом в каждый дом и поминать, можно ложечку одну, можно две съесть. Кто бедный – одну ложечку только. Кто встречался, кто в дом заходил, все-все-все поминали. А на сороковой уже панихида в церкви, также поминки устраивали, отчий прах поют панихиды, помянут, тарелку по столу пустят, денюжку положат. Взрослые помянули – дети поминают.
С: А когда душа отходит? Есть какие-то поверья?
ЗИ: Сороковой день закончился – душа отходит.
С: А есть правила для дома? Зеркала закрыть?
ЗИ: Конечно, когда покойник в доме, похоронили – все снимают.
ЛД: И полы моют! Вынесли – сразу вымывают полы.
С: А траур кто-то носит?
ЗИ: Конечно, платок повязывают и ходят сорок дней.
С: А потом когда следующие поминания?
ЗИ: Годовщина, полгода можно помянуть, годовщину можно помянуть. А потом года переходят в День памяти, как День рождения.
С: И в День рождения, и в День памяти?
ЗИ: В День рождения можно панихиду заказать и в день смерти.
С: А на именины нет?
ЗИ: Кто как отмечает, кто день в день, кто со святыми.
С: Понятно…
ЗИ: Ну а че, похороны-похороны.
С: У вас как гроб в домах стоит? Головой к иконам или ногами?
ЗИ: Головой к иконам, а ногами на выход. И не гроб, умер человек, его смыли, одели. Лавка, лавки большие были, широкие по трем сторонам, ложили на лавку и оплакивали. Лампаду зажигали, лежал три дня.
ЛД: Звали специальных женщин, специальные были женщины, которые могли и плакать, и причитать.
ЗИ: Когда мы росли, батюшек не было, бабушки, которые помнят все эти молитвы, панихиды читали. А потом в это время делался гроб, все уже, к выносу готовился уже на третий день. Клали в гроб, тоже посередке, гроб уже на лавке не умещается, а посередке избы, головой к образам со свечками. В 90-е годы у нас уже батюшка появился, приходил, литию читал. Когда выносили из избы, три раза нужно его поднять и опустить, поднять и опустить у порога.
С: Снаружи порога или прям над порогом?
ЗИ: Посередке гроб делают, так прощаются с домом, и там еще на выходе порог, и там тоже так три раза опускают и поднимают. Потом на улице весь народ не умещался, может быть, или как-то, там прощаются с ним. Потом по деревне несли раньше на полотенце.
ЛД: На руках.
ЗИ: Сейчас ручки приделывают, а раньше эти длинные большие льняные полотенца через плечо, вчетвером несут этот гроб. Батюшка поет литию.
С: Именно на полотенцах или на новинах?
ЗИ: На полотенцах мы видели.
ЛД: Да, полотенца.
ЗИ: Но их не бросали в могилы, нет, их выстирают, сложат, и опять уберут.
С: Они лежат до следующего покойника или их используют вообще?
ЗИ: Используют, конечно, украшать иконы или чем-то, все это не бросали. Потом в церковь заносят, там уже панихида отпевная, поет батюшка, а потом из церкви также провожает с кадилом, и там последнюю молитву читает и бросает землю на гроб, а потом уже родственники кидают.
С: А сколько человек гроб несли?
ЗИ: Четверо, смотря кто, если крупная, то и шесть человек несут. А если такого размера, то четыре и все.
С: А кто обмывал? Свои люди или чужих приглашали?
ЗИ: Кто не брезгует, бабушки.
ЛД: Чужих вызывали, своим нельзя обмывать.
ЗИ: Я не знаю, как нельзя или можно, у меня свекровь умерла, мы с сыном с ее, он ее поливал, где я говорила, я промывала, одела и положила.
ЛД: Ну ты не родная.
ЗИ: Мы не кровные, да.
ЛД: Просто кровным нельзя.
С: А одежду новую или какая найдется?
ЗИ: Какую приготовили.
ЛД: Они сами обычно готовят, старые сами, узелок в шифоньере лежит.
С: Савана у вас не было?
ЗИ: Саван обязательно, у меня бабушка умерла в 70-м году, уже совхоз здесь был, советское время. Она у меня 1895 года рождения, у нас очень большая семья была, шесть человек у родителей, бабушка нас всех растила, Феодосией ее звали, Феодосия Ивановна. Умерла, мама и старушка одна пришла, вымыли ее, косу заплели, очень огромная такая была, длинные волосы, всю одели, батюшки не было, похоронили мы ее. Все, почитали, все нормально, я была маленькая, мне годов 14 было, наверное. Похоронили, все сделали нормально. Однажды я говорю: «Мам, мне сон приснился, бабушка голая какая-то лежит! Мне даже холодно стало!», а она: «А мне третьего дня приснился в какой-то рогожи!». А че это означает-то? А она: «Погоди-ка, мы ей саван не положили!». Сшила саван сама, мама пошла и подкопала, и закопала и все, больше сниться не стала. Было уже советское время, поэтому про саван она и забыла. С 70-х годов я больше не видела, чтобы кто-то саван надевал. Так, платки красивые и все. Теперь покрывают покрывалом церковным со всеми цветными.
С: А есть еще истории, как покойники приходили к живым? Во сне, может?
ЛД: Знаете, у нас хор «Романовские девчата», фольклор, у нас умерла руководитель, старший в хоре руководитель. Она у нас очень курила сигареты, однажды перед сороковым днем или на девятый ли день она снится именно мне. Якобы идет она из этого Подосеново, с кладбища, где она похоронена, идет мимо моего дома, я вроде стою около палисадника, и она на меня так глядит. Я хотела что-то ей сказать, а она: «Скажи моим, чтобы мне курево принесли!».
ЗИ: Сигарет не положили.
ЛД: Да, потом ехала Жанна, сноха ее, я ей говорю: «Жанна, мне Ирочка приснилась, такое дело, мы не положили ей сигарет». Они также ходили, подкапывали могилу, в землю клали сигареты. Мне наяву, она лет пять назад умерла, я уже здесь жила, в Романово.
С: А что-то вообще кладут в гробы?
ЗИ: Конечно, моя мама умерла, любила душиться, мы ей духи положили, книжку, очки положили. Моя мама не ходила к нам, значит, уважили.
С: А подушечку кладут под голову?
ЗИ: Конечно, подушку либо сеном набивают, либо стружками. Когда делали гроб раньше, эта стружка оставалась, строгали доски, клали вот эти стружки в наволочку и клали в гроб. Потому что оно не гниет.
С: А что-то кидали, когда гроб несли вслед?
ЗИ: Рис раньше кидали, пшено, а сейчас батюшки не разрешают.
С: А на гроб деньги кладут или куда-то?
ЗИ: У нас кладут, в Москве – нет. Я двоих вот похоронила в Москве – никто, только цветы. А у нас в ноги кладем денюжки, кто сколько может.
ЛД: Но батюшке это не нравится, быстрее, пока батюшка приезжает, собираем.
ЗИ: Как петь начинает, эти денюжки собираются, и эти денюжки идут уже, оплачиваем отпев, свечки.
С: Все скидываются, и это идет на похороны?
ЗИ: Конечно.
С: А кто первый ком земли кидает?
ЗИ: Батюшка.
С: А потом?
ЗИ: Родственники, знакомые
С: Только землю кидают, ничего больше?
ЗИ: Ничего.
ЛД: Ничего.
С: Потом все вместе едут на поминки?
ЗИ: Да, кто хочет, едут поминают.
С: А еще, у вас ставят деревянный крест сначала или как? Холмик делают? Пока памятника нет?
ЗИ: Памятники могут и не быть, могут железный сразу поставить крест, песочницу сделать, как могут. Но практично через полгода-год, чтобы могила осела.
ЛД: Бугорок сделают и венки. У некоторых деревянные кресты на нашем кладбище, прям такие мощные стоят.
С: А на поминках есть обязательная еда какая-нибудь?
ЗИ: Сначала кутья, которую освятил на панихиде батюшка. А потом спиртные разливают, закуски.
ЛД: Обязательно компот, пирожок.
ЗИ: Раньше обязательно кутья, потом кисель из геркулеса, а потом уже эти щи, суп ставили в больших тарелках, и это все ели, когда мы маленькие были. Потом картошка, огурцы, все вот это стоит, яйца, яичница, а после уже красный кисель с пирогами.
С: А красный кисель из чего?
ЗИ: Из клюквы.
С: То есть первый кисель белый?
ЗИ: Да, «сыто» его называли, сыто поели. А второй красный, с пирогами, блинами.
С: А какие пироги?
ЗИ: Если пост – постные, если не пост – с капустой, яичками, луком, кто каких напечет. Все взрослые помянули все это, конечно, со спиртным уходили, а потом уже дети приходили, все это доедали, допивали.
С: А есть какая-то особая формула у пирогов?
ЗИ: Как хозяйка сделает, конечно.
С: А кутья у вас из чего делается?
ЗИ: Из риса с изюмом. У кого мед есть – с медом. А на девятый день с кутьей ходили с изюмом в каждый дом и поминать, можно ложечку одну, можно две съесть. Кто бедный – одну ложечку только. Кто встречался, кто в дом заходил, все-все-все поминали. А на сороковой уже панихида в церкви, также поминки устраивали, отчий прах поют панихиды, помянут, тарелку по столу пустят, денюжку положат. Взрослые помянули – дети поминают.
С: А когда душа отходит? Есть какие-то поверья?
ЗИ: Сороковой день закончился – душа отходит.
С: А есть правила для дома? Зеркала закрыть?
ЗИ: Конечно, когда покойник в доме, похоронили – все снимают.
ЛД: И полы моют! Вынесли – сразу вымывают полы.
С: А траур кто-то носит?
ЗИ: Конечно, платок повязывают и ходят сорок дней.
С: А потом когда следующие поминания?
ЗИ: Годовщина, полгода можно помянуть, годовщину можно помянуть. А потом года переходят в День памяти, как День рождения.
С: И в День рождения, и в День памяти?
ЗИ: В День рождения можно панихиду заказать и в день смерти.
С: А на именины нет?
ЗИ: Кто как отмечает, кто день в день, кто со святыми.
С: Понятно…