Характеристики текста
Год2018
СобирателиКМП
Место сбора данных
Тверская область
Кимрский район
Неклюдово
Информанты
Данные об инф.
КодКЛД
Полf
Год рождения1948
Место рождения
Высоково
Данные об инф.
КодПЗИ
Полf
Год рождения1947
Место рождения
Опросник
Ключевые слова
Гроб, Икона, Кладбище, Кутья, Могила, Обмывание покойника, Покойник, Поминки, Похоронный обряд, Сон, Церковь
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 4719
4719
С: Если вы не против похороны обсудить?
ЗИ: Ну а че, похороны-похороны.
С: У вас как гроб в домах стоит? Головой к иконам или ногами?
ЗИ: Головой к иконам, а ногами на выход. И не гроб, умер человек, его смыли, одели. Лавка, лавки большие были, широкие по трем сторонам, ложили на лавку и оплакивали. Лампаду зажигали, лежал три дня.
ЛД: Звали специальных женщин, специальные были женщины, которые могли и плакать, и причитать.
ЗИ: Когда мы росли, батюшек не было, бабушки, которые помнят все эти молитвы, панихиды читали. А потом в это время делался гроб, все уже, к выносу готовился уже на третий день. Клали в гроб, тоже посередке, гроб уже на лавке не умещается, а посередке избы, головой к образам со свечками. В 90-е годы у нас уже батюшка появился, приходил, литию читал. Когда выносили из избы, три раза нужно его поднять и опустить, поднять и опустить у порога.
С: Снаружи порога или прям над порогом?
ЗИ: Посередке гроб делают, так прощаются с домом, и там еще на выходе порог, и там тоже так три раза опускают и поднимают. Потом на улице весь народ не умещался, может быть, или как-то, там прощаются с ним. Потом по деревне несли раньше на полотенце.
ЛД: На руках.
ЗИ: Сейчас ручки приделывают, а раньше эти длинные большие льняные полотенца через плечо, вчетвером несут этот гроб. Батюшка поет литию.
С: Именно на полотенцах или на новинах?
ЗИ: На полотенцах мы видели.
ЛД: Да, полотенца.
ЗИ: Но их не бросали в могилы, нет, их выстирают, сложат, и опять уберут.
С: Они лежат до следующего покойника или их используют вообще?
ЗИ: Используют, конечно, украшать иконы или чем-то, все это не бросали. Потом в церковь заносят, там уже панихида отпевная, поет батюшка, а потом из церкви также провожает с кадилом, и там последнюю молитву читает и бросает землю на гроб, а потом уже родственники кидают.
С: А сколько человек гроб несли?
ЗИ: Четверо, смотря кто, если крупная, то и шесть человек несут. А если такого размера, то четыре и все.
С: А кто обмывал? Свои люди или чужих приглашали?
ЗИ: Кто не брезгует, бабушки.
ЛД: Чужих вызывали, своим нельзя обмывать.
ЗИ: Я не знаю, как нельзя или можно, у меня свекровь умерла, мы с сыном с ее, он ее поливал, где я говорила, я промывала, одела и положила.
ЛД: Ну ты не родная.
ЗИ: Мы не кровные, да.
ЛД: Просто кровным нельзя.
С: А одежду новую или какая найдется?
ЗИ: Какую приготовили.
ЛД: Они сами обычно готовят, старые сами, узелок в шифоньере лежит.
С: Савана у вас не было?
ЗИ: Саван обязательно, у меня бабушка умерла в 70-м году, уже совхоз здесь был, советское время. Она у меня 1895 года рождения, у нас очень большая семья была, шесть человек у родителей, бабушка нас всех растила, Феодосией ее звали, Феодосия Ивановна. Умерла, мама и старушка одна пришла, вымыли ее, косу заплели, очень огромная такая была, длинные волосы, всю одели, батюшки не было, похоронили мы ее. Все, почитали, все нормально, я была маленькая, мне годов 14 было, наверное. Похоронили, все сделали нормально. Однажды я говорю: «Мам, мне сон приснился, бабушка голая какая-то лежит! Мне даже холодно стало!», а она: «А мне третьего дня приснился в какой-то рогожи!». А че это означает-то? А она: «Погоди-ка, мы ей саван не положили!». Сшила саван сама, мама пошла и подкопала, и закопала и все, больше сниться не стала. Было уже советское время, поэтому про саван она и забыла. С 70-х годов я больше не видела, чтобы кто-то саван надевал. Так, платки красивые и все. Теперь покрывают покрывалом церковным со всеми цветными.
С: А есть еще истории, как покойники приходили к живым? Во сне, может?
ЛД: Знаете, у нас хор «Романовские девчата», фольклор, у нас умерла руководитель, старший в хоре руководитель. Она у нас очень курила сигареты, однажды перед сороковым днем или на девятый ли день она снится именно мне. Якобы идет она из этого Подосеново, с кладбища, где она похоронена, идет мимо моего дома, я вроде стою около палисадника, и она на меня так глядит. Я хотела что-то ей сказать, а она: «Скажи моим, чтобы мне курево принесли!».
ЗИ: Сигарет не положили.
ЛД: Да, потом ехала Жанна, сноха ее, я ей говорю: «Жанна, мне Ирочка приснилась, такое дело, мы не положили ей сигарет». Они также ходили, подкапывали могилу, в землю клали сигареты. Мне наяву, она лет пять назад умерла, я уже здесь жила, в Романово.
С: А что-то вообще кладут в гробы?
ЗИ: Конечно, моя мама умерла, любила душиться, мы ей духи положили, книжку, очки положили. Моя мама не ходила к нам, значит, уважили.
С: А подушечку кладут под голову?
ЗИ: Конечно, подушку либо сеном набивают, либо стружками. Когда делали гроб раньше, эта стружка оставалась, строгали доски, клали вот эти стружки в наволочку и клали в гроб. Потому что оно не гниет.
С: А что-то кидали, когда гроб несли вслед?
ЗИ: Рис раньше кидали, пшено, а сейчас батюшки не разрешают.
С: А на гроб деньги кладут или куда-то?
ЗИ: У нас кладут, в Москве – нет. Я двоих вот похоронила в Москве – никто, только цветы. А у нас в ноги кладем денюжки, кто сколько может.
ЛД: Но батюшке это не нравится, быстрее, пока батюшка приезжает, собираем.
ЗИ: Как петь начинает, эти денюжки собираются, и эти денюжки идут уже, оплачиваем отпев, свечки.
С: Все скидываются, и это идет на похороны?
ЗИ: Конечно.
С: А кто первый ком земли кидает?
ЗИ: Батюшка.
С: А потом?
ЗИ: Родственники, знакомые
С: Только землю кидают, ничего больше?
ЗИ: Ничего.
ЛД: Ничего.
С: Потом все вместе едут на поминки?
ЗИ: Да, кто хочет, едут поминают.
С: А еще, у вас ставят деревянный крест сначала или как? Холмик делают? Пока памятника нет?
ЗИ: Памятники могут и не быть, могут железный сразу поставить крест, песочницу сделать, как могут. Но практично через полгода-год, чтобы могила осела.
ЛД: Бугорок сделают и венки. У некоторых деревянные кресты на нашем кладбище, прям такие мощные стоят.
С: А на поминках есть обязательная еда какая-нибудь?
ЗИ: Сначала кутья, которую освятил на панихиде батюшка. А потом спиртные разливают, закуски.
ЛД: Обязательно компот, пирожок.
ЗИ: Раньше обязательно кутья, потом кисель из геркулеса, а потом уже эти щи, суп ставили в больших тарелках, и это все ели, когда мы маленькие были. Потом картошка, огурцы, все вот это стоит, яйца, яичница, а после уже красный кисель с пирогами.
С: А красный кисель из чего?
ЗИ: Из клюквы.
С: То есть первый кисель белый?
ЗИ: Да, «сыто» его называли, сыто поели. А второй красный, с пирогами, блинами.
С: А какие пироги?
ЗИ: Если пост – постные, если не пост – с капустой, яичками, луком, кто каких напечет. Все взрослые помянули все это, конечно, со спиртным уходили, а потом уже дети приходили, все это доедали, допивали.
С: А есть какая-то особая формула у пирогов?
ЗИ: Как хозяйка сделает, конечно.
С: А кутья у вас из чего делается?
ЗИ: Из риса с изюмом. У кого мед есть – с медом. А на девятый день с кутьей ходили с изюмом в каждый дом и поминать, можно ложечку одну, можно две съесть. Кто бедный – одну ложечку только. Кто встречался, кто в дом заходил, все-все-все поминали. А на сороковой уже панихида в церкви, также поминки устраивали, отчий прах поют панихиды, помянут, тарелку по столу пустят, денюжку положат. Взрослые помянули – дети поминают.
С: А когда душа отходит? Есть какие-то поверья?
ЗИ: Сороковой день закончился – душа отходит.
С: А есть правила для дома? Зеркала закрыть?
ЗИ: Конечно, когда покойник в доме, похоронили – все снимают.
ЛД: И полы моют! Вынесли – сразу вымывают полы.
С: А траур кто-то носит?
ЗИ: Конечно, платок повязывают и ходят сорок дней.
С: А потом когда следующие поминания?
ЗИ: Годовщина, полгода можно помянуть, годовщину можно помянуть. А потом года переходят в День памяти, как День рождения.
С: И в День рождения, и в День памяти?
ЗИ: В День рождения можно панихиду заказать и в день смерти.
С: А на именины нет?
ЗИ: Кто как отмечает, кто день в день, кто со святыми.
С: Понятно…