Характеристики текста
Год2018
СобирателиГНА, ДВА, КАГ, КЛИ, ТОВ
Место сбора данных
Тверская область
Кимрский район
Неклюдово
Информанты
Данные об инф.
КодКЕП
Полf
Год рождения1958
Место рождения
Спирово
Опросник
Ключевые слова
Гроб, Кладбище, Корыто, Молитва, Обмывание покойника, Пение, Похоронный обряд
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 4761
4761
С: А как плачут? Бывает, голосят?
ЕП: Бывает.
С: А можете показать?
ЕП: А я не умею. <смеется> А как это – голосить? Ты умеешь? Были раньше плакальщицы…
Н: Голосят на похоронах.
С: Да, а можете показать, как бывает?
Н: Девчонки, вы сами знаете…
С: Нет, мы не знаем, как это бывает!
Н: Там «О-о-ой, куда же ты ушел, на кого ты меня покинул, как же я теперь буду, о-о-ой».
ЕП: А были раньше плакальщики просто из народа? Приглашали, наверное?
Н: Я не знаю, первый раз я это в Григорьевском увидела. Я еще маленькая была, они как поют у гроба, наподобие: «О-о-ой, милый ты мой…».
ЕП: А кто поет?
Н: Понимаешь, Кать, как тебе сказать, может плакать и жена, может плакать соседка или там еще… Оно идет, как пение.
С: Мы слышали еще такое, что нанимали?
Н: Что нанимали, я не слышала, я не слышала, а вот так вот… Свекровь у меня, когда Славка умер, она ж, понимаешь…
ЕП: Голосила.
Н: Да-да-да. Самое интересное, стоит там гроб уже в день выноса, пусть он там стоит часов в 9, в 12 вынос, и вот в этот промежуток, почти не переставая, человек голосит.
С: У вас кто-нибудь умеет тут?
ЕП: Я думаю, нет, только если по чувству горя.
Н: Девчонки, понимаете, это идет из души.
С: Понятно, конечно, да. А как может у наемных работников это из души идти?
Н: Ну да… Я говорю, вот у меня это лично свекровь, я это слышала, я и присутствовала, даже сама стоишь, это жутко, стоишь, по тебе вот так вот мурашки покрываются, вот…. «Сынок, милый сынок, на кого же ты покинул…», вот такой непрерывный…
ЕП: Ну понятно, плачет, изливает свою душу.
Н: Да.
ЕП: От этого легче, со слезами. Когда человек новый приходит смотреть на покойника, и еще начинают голосить. Раз глазом глянула, новый человек пришел – и по новой.
Н: Да.
ЕП: Ну, все по-разному, кто-то плачет, кто-то стоит. Я, например, в ступоре сразу, из меня ничего не вытянешь, я потом…
Н: Ну вот как раньше, человек умрет, нанимали людей, которые могут смывать. Раньше ж дома смывали, это сейчас раз, ритуал приехал, только денюжки попросят за все, а раньше же все дома было.
ЕП: Тоже не каждый может.
Н: Не каждый, ну не каждый.
С: А что там нужно было делать?
ЕП: Смывать, мыть покойника.
Н: То есть нужно, как обычно это, брали корыто железное, наливали его водой, покойника туда ложили, мыли, причем мочалкой, мылом! Вот, Галя…
ЕП: Да, корыто…
Н: Маму мою… Нет, кто-то делал без корыта, кто-то делал, например, клеенку на пол расстилали, ложили покойника, его мыли, а кто-то нет. Мы маму мыли в корыте, как человека живого, в это время уже стоит гроб, но в основном сразу старались ложить в гроб, почему? Потому что он уже костенеет, то есть какую форму он примет, потом можно… Потом ты его в гроб не положишь, вот чего, поэтому смывали и одевали…
ЕП: Вот так вот платком завязывали… Или чем-то завязывали, чтобы рот закрыт был.
Н: Руки, ноги связывали, чтобы не распускались, и ложили в гроб. А уже перед тем, как… Допустим, сегодня похороны, и веревочки разрезали и оставляли так.
С: А переодевал кто покойника?
Н: Кто смывал, тот и одевал. Там помощь все равно была, потому что одному не справиться. Даже когда смывают… Хотя, не знаю, Галя у нас одна мыла, она всегда одна смывала.
ЕП: Татьяна тоже, она всем помогает…
Н: Поэтому тут такое это…
С: А как надо покойника поминать потом? Чтобы это не слишком сильно было…
ЕП: Когда молитвы читаешь, я тоже помню, когда в первый раз читала, когда папа-то умер, мы плакали, было так тяжело-тяжело, думаешь: ну, все, мы его больше не увидим. А он говорил: «Плакать не надо, слезами горю не поможешь». Вот, мы купили молитвословы, я своими словами: «Господи, упокой душу раба твоего, Павла, прими его с миром, прости ему все согрешения, вольные, невольные, даруй ему царство небесное». Скажу так раза 3, 5, 10, мне легче становится, вот легче на душе. Сначала такое горе вот придавливает, а потом говорю-говорю-говорю и такое чувство, будто он меня слышит, Боженька поможет, и мне легче. Вот такая придет тоска-тоска – молитву начинаю читать, и мне легче становится, вот так стала верующей. И мама потом: «Приходи на исповедь, надо на исповедь, надо исповедаться в грехах». И вот так по чуть-чуть, самое главное – молитва, она на самом деле действенная, за покойника, за усопшего, потому что Бог ему облегчает участь, и вам становится легче.
Н: Но кроме молитвы еще хорошо раздавать детям.
ЕП: Милостыню, да.
Н: И в храм носить.
ЕП: А если человек умер, например, некрещеным, он умер самоубийцей, то такого в храме не поминают, потому что он не член церкви, но за него можно, особенно за некрещеного, бывает такое, то можно милостыню духовную. То есть книжечки покупаете в храме и раздаете, но сейчас у нас нету такого благодатного, как раньше было, деткам, кто может, кто хочет читать милостыню. Однажды одной женщине приснилось, что она купила литературу духовную и раздала, и ей приснился ее родственник, он умер, не помню, крещеный или некрещеный, но умер, и что он сидит и читает эту книгу. Значит, ему это пошло на пользу.