Характеристики текста
Год2019
СобирателиВК, КАС, СЭС
Место сбора данных
Псковская область
Себежский район
Себеж
Информанты
Данные об инф.
КодНТВ
Полf
Год рождения1955
Место рождения
Опросник
XXIa 0 доп
Ключевые слова
Беременность, Бог, Болезнь, Душа, Женщина, Жертва, Камень, Кровь, Легенды, Лес, Медицина, Молиться, Молодой-старый, Народное православие, Предания, Пространство, Цветы
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 5386
5386
Зна́ете, что, в музе́е, в музе́е есть два язы́ческих и́дола. Вы их сфотографи́ровали? [Соб.: Да. А что про них рассказывают?] Два язы́ческих и́дола: оди́н язы́ческий и́дол… как бы есть тако́е пове́рье, бу́дто… от пле́на, от захва́тчиков бежа́ла… бра́ли, хоте́ли взять ў поло́на одну́ же́нщину, молоду́ю же́нщину, она́ была́ бере́менна, э́та же́нщина. И она́ бежа́ла, бежа́ла до высо́кого обры́ва, и ста́ла моли́ть Бо́га, что «Лу́чше я ста́ну ка́мнем, не́жели я попаду́ в плен». И вот там вот такой высо́кий тако́й ка́мень высо́кий, так с… немно́жко къ… же́нская фигу́ра прорисо́вывается в нём. Вот он там стои́т. И к э́тому ка́мню, кста́ти, хо́дят лечи́ться от безде́тности. [А как лечатся?] Ну, как. Как, обраща́ются к нему́ с про́сьбой, цвето́чки ему́ прино́сят, ко́ло… [Соб.: Цветочки?] Э́тот ка́мень, я когда́ обща́лась с… с э́тими людьми́, с архео́логами, кото́рые приезжа́ли, оди́н архео́лог расска́зывала: э́тот ка́мень о́чень печа́лится, ему́ там нело́вко в музе́е, он там ўсё вре́мя в лесу́ был. И вдруг его́ из ле́са принесли́, сюда́ поста́вили, за́мкнутое простра́нство. И для него́ очень прия́тно, когда́ к нему́ прино́сят цветы́. И о́коло него́ всегда́ ста́вят буке́т с цвета́ми, ўот о́коло э́того ка́мня. [Соб.: Какая прелесть.] Да. Э́то не пре́лесть, э́то вообще́ серьёзно о́чень интере́сно. А друго́й тако́й, го́лову челове́ка напомина́ет, язы́ческий и́дол, ему́ приноси́ли жертвоприноше́ния. Он весь обагрённый кро́вью. И он где-то наполови́ну вот так вот е́сли просма́тривать определённым аппарату́рой просма́тривает, то там дъ… кровь да́же просма́тривается. Э́то ка́мень, кото́рому приноси́ли жертвоприноше́ния. [Ничего, что они рядом стоят? Они в разных были местах?] В музе́е. Их сфотографи́руйте. И сфотографи́руйте, и о них материа́лы есть в музе́е, о них, статьи́ таки́е есть. И э́ти статьи́ присовокупи́те к э́тим камня́м. [А как прикладываются к камню?] Ну, там обраща́ются с про́сьбой же́нщины прихо́дят про́сят. Про́сят, обраща́ются там с про́сьбой, цвето́чки прино́сят там, ўсё тако́е. Ну вот как, как они́ мо́гут, как они́ мо́гут вот… как челове́к мо́жет кого́... кого́... у кого́ душа́ заболе́ла, как он ле́чит ду́шу. Не ўсегда́ одно́й моли́твой, кото́рая вот ука́зана всем, она́ свои́ми слова́ми так мо́лится. Так и сюда́ прихо́дят, про́сят, что́бы Бог посла́л… [Прикасаются к камню?] Как-то прикаса́ются, как-то слова́ми. Мо́жет быть, посидя́т, поговоря́т, вот ка́ждый челове́к мо́жет в тру́дные мину́ты жи́зни… Как вот, как он э́то де́лает, вот челове́к. Ка́ждый по-сво́ему де́лает. Вот обрати́те внима́ние на двух э́тих язы́ческих и́долов. [А кто жертвоприношения делал?] А жертвоприноше́ния язы́ческие – э́то же ра́ньше, ра́ньше, до приня́тия христиа́нства. Где-то э́тот ка́мень в лесу́ стоя́л, собира́лися. Ну, там… как там… живо́тное како́е-то убива́ли, жертвоприноше́ние бы́ло, там что-то определённый ритуа́л был. Вот. [Их здесь выкопали?] Даа, даа, в на́шем райо́не, э́то с на́шего райо́на из лесу́ взят. Недалеко́ от латы́шской грани́цы ка́мни э́ти стоя́ли. Э́то старославя́нские ка́мни. Да. Э́то и́менно вот славя́нам принадлежа́щие язы́ческие и́долы. [К тому, который для жертвоприношений, не приходят?] Ну, а к нему́ ходи́ть како́й смысл, он, понима́ете, он… [смеётся] како́й к нему́ смысл. На него́ мо́жно про́сто посмотре́ть и… как бы он как свиде́тельство того́, что бы́ло ра́ньше. А здесь вот така́я вот… тако́е серьёзное пове́рье тако́е есть, и не́которые, не́которые к нему́ хо́дят, обраща́ются с про́сьбами. [Помогает камень?] А Бог его́ ве́дает. Мне… мне не довело́сь э́тим занима́ться, но лю́ди говоря́т, что непло́хо. Да́же приезжа́ют туда́, обраща́ются к нему́.