Характеристики текста
Год2019
СобирателиВК, САИ
Место сбора данных
Псковская область
Себежский район
Дворище
Информанты
Данные об инф.
КодРВД
Полm
Год рождения1955
Место рождения
Опросник
IIIa 9 б Как называлось поминальное блюдо (кутья, коливо, сыта, канун и т.д.)? Что это: каша, хлеб, крошенный в сладкую воду, и т.д.? Как его ели (давали каждому по ложке кутьи, клали ее в руку, в рот)? Зависит ли состав блюд от наличия поста? Едят ли кутью в другие дни (например, на сороковины)? Можно ли на поминках чокаться рюмками? Петь? Сколько можно пить рюмок на поминках (четное число)?
IIIa 12 б Когда их справляли и как назывались каждые из этих ежегодных поминок в отдельности? Какие из них главные? До какого часа ходят на кладбище поминать? Приветствуют ли покойника, когда приходят на кладбище? Как (стучат в крест)? Что приносят с собой (хлеб, крупа, водка), говорят, делают? Сыплют ли пшено для птиц? Зачем (чтобы помянули)? Как называют крупу, яйца, которые приносят для птиц (сорокова\я ми\лостинка)? Оставляют ли на могиле еду собакам? Как прощаются с покойником, уходя с кладбища?
Ключевые слова
Береза, Блины, Богослужение, Верх-низ, Ветки, Водка, Ворота, Время, Втыкание, Давать-брать, Дар, Двор, День, Дерево, Дом, Еда, Жизнь-смерть, Закрещивание, Зерно, Календарь, Каша, Кладбище, Кормление, Кутья, Лето, Могила, Молиться, Над-под, Народное православие, Новый-старый, Обереги, Огонь, Питье, Пища, Покойник, Поминальные дни, Поминки, Посуда, Посыпание, Похоронный обряд, Праздники, Предки, Пространство, Путь, Растения, Родство, Свой-чужой, Священник, Семейные обряды, Сжигание, Стол, Трапеза ритуальная, Троица, Угощение, Украшения, Уничтожение ритуальное, Ходить, Цветы
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 5566
5566
[Ранее говорил про то, что кисель – обязательное блюдо на поминках, если его нет, хозяйка считалась плохой – см. Ia-14 г, б.] [Какие еще блюда на поминки готовили?] Ну это от доста́тка, как пра́вило. Кто что мо́жет. [А что обязательно?] Не, ну та́кже: ры́ба жела́тельно, да, мясно́е. Ну а как щас, дък это бутербро́ды в основно́м, ры́ба, икра́, и всё. [Блины не делают на поминки?] Блины́... так... я ду́маю, не́т, наве́рно. В основно́м котле́ты де́лают, мясно́е блю́до. А блины́ так... Блины́ на Ма́сленицу. [Делают?] Да. Де́лали вот, да, а щас... Щас жизнь бы́страя, динамичная, поэ́тому, я ду́маю, молодёжи не осо́бо... [Через некоторое время возвращаемся к прежней теме. Соб.: А кутью на поминки делают?] Де́лают. [Из чего?] Ну у нас ри́с, как пра́вило, де́лали, эт... не́которые пшени́цу... де́лают. Ста́рые вот и... у нас же на Тро́ицу хо́дят на кла́дбище, вот, обяза́тельно де́лали кутью́. [И носят на кладбище?] Да. Это во... ну, щас уже́ этот ритуа́л то́же умира́ет. А ра́ньше бы́ло вот, как пра́вило, коро́ў пригоня́ли с по́ля, и, соотве́тственно... это где́-то с ча́... к ча́су они́ уже прибира́лись и на кла́дбище е́хали, хто на лошадя́х, хто пешко́м. Вот это Глубочи́ца, и туда́, вот с Двори́ща, с Чёрной Грязи́ [соседние деревни], с само́й Глубочи́цы, и крестья́не собира́лись. Несли́ с собо́й еду́, кутью́... Ну и вы́пить... мужчи́ны, никуда́ не де́нешься. И там вот сиде́ли помина́ли. Это, ви́дно, Пско́вская респу́блика это тако́й ритуа́л. Потому́ что вот, говоря́т, в тех областя́х не везде́ хо́дят. А э́то и́менно вот в Тро́ицын день, и причём в э́той ме́стности бы́ло, что свяще́нник приходи́л. На кла́дбище, вот, допу́стим, ру́сское кла́дбище, они́ в воскресе́нье свяще́нник был, а на Глубочи́це в понеде́льник. И вот помина́ть на́до бы́ло идти́ и́менно в понеде́льник. Он приходи́л там, мог слу́жбу нести́. [Там общий стол делали?] Нет, ка́ждый на свое́й моги́лке, ну мо́жет быть, свяще́нник подходи́л е́сли... Ну я-то, я уже свяще́нника не заста́л, я... уже́ когда́ гоне́ние бы́ло. [Кутью на могилку кладут?] Не, ну так, как бы... ритуа́л, что они́ живы́е, по ло́жке им ложа... ло́жат, и сам в рот... берёшь. [На тарелку какую-то?] Не, ба́нка стои́т, ло́жка, и всё, ръ... там, разнёс. И всё. Так что вы на Троице ни ра́зу не́ были? Мы внучке... внучков\ берём, иногда́ е́здили. Е́сли они́ попада́ют. [А березовые веточки носите?] Да. [На кладбище?] Ну на кла́дбище, на бъ.. это щас цветы́ стали ста́вить, а ра́ньше то́лько берёзка бы́ла, и всё украше́ние. А щас уже вот эти цветы́... [нрзб. – 00:52:35,127] моги́лы. [Ничем не посыпали могилу?] Не, ну щас так... [Пшеном?] Нет, вот кутья́ вместо э́того. И то ща... а щас уже ритуа́л ухо́дит, и да́же... в при́нципе, цветы́ принёс, побы́л, и всё. [А вот эта березка – ее просто принести положить надо или воткнуть?] Ну, хто положи́л, а хто... мо́жно воткну́ть. У меня́ как оте́ц, я по́мню, дък он и на дворе́ да́же, вот так воро́та, её... берёзы ста́вил. [Прямо дерево?] Ну, сру́бит две-три́ берёзы, украше́ние здесь, а ве́точки уже́ понес... повезли́ туда́. [А сколько стоит эта березка у ворот?] Ну, дня три, да она́, как пра́вило, пото́м засо́хнет, пото́м её в пе́чку, дрова́, и всё.