Год | 2019 |
Собиратели | БПС, САИ |
Псковская область |
Себежский район |
Себеж |
Код | КНВ |
Пол | f |
Год рождения | 1949 |
XXIa 0 доп |
Бог, Вера, Деньги, Камень, Мужской-женский, Народное православие, Плата, Свой-чужой
ФА ВШЭ 5666
5666
[Ранее КНВ пересказывала историю про камень, прочитанную в книжке «Легенды Себежского края». В связи с этим вспоминает:] Ну вот, а каки́е там?.. Ну в музе́е у нас стра́шный ка́менный и́дол. Ви́дели, да, кста́ти? [А что это?] Я не зна́ю, како́й-нибудь, я не зна́ю, Ве́лес и́ли Перу́н, что он там… Но са́мое печа́льное, что ему́ сейча́с… до сих пор ему́ ещё но́сят подноше́ния в музе́й. [А подношения носят зачем?] Ну лю́ди, зна́чит, мо́лятся ему́. Язы́чество. Чи́стое язы́чество. Ведь э́ти ка́менные и́долы – э́то же язы́ческие бо́ги. И вот до сих пор там им моне́ты ло́жат и что́-то всё вре́мя… чуть ли не мёда куски́, ну и так… понима́ете? То есть ещё в наро́де, зна́чит, живо́. Жи́вы оста́тки язы́чества. [А это не тот камень, который женщинам помогает родить?] Нет, там друго́й есть ка́мень, кото́рый в шля́пе стои́т и́дол в музе́е. Вы бы́ли в музе́е? [Соб.: Там стоят два камня и нам сказали, что к нему новобрачные приходят.] [Смеётся.] Кто хо́чет, уже́ хо́дит тепе́рь, потому́ что лю́ди и́щут всё э́то… [А вы сказали, что он в шляпе?] Э́то как бы мужско́й, да, и́дол. А вот там… же́нский там, наве́рно, друго́й ка́мень вот э́тот счита́ется. [Подношения и тому, и тому приносят?] Ну да, наве́рно, да-да-да. Да. [А для чего их приносят, не знаете?] Не зна́ю, не зна́ю. Э́то же в голове́ у люде́й та́йна, для чего́ они́... чего́ они́ про́сят у э́тих язы́ческих бого́в. [А они боги чего, не знаете?] Мо́жете в музе́е спроси́ть, мо́жет быть, у них всё-таки есть… Хотя́ на э́тих дре́вних ка́мнях вря́д ли бы́ло напи́сано, что э́то, наприме́р, Перу́н, а э́то так… э́то он…