Характеристики текста
Год2019
СобирателиИДД, МИА
Место сбора данных
Псковская область
Себежский район
Себеж
Информанты
Данные об инф.
КодЛФ
Полf
Год рождения1952
Место рождения
Данные об инф.
КодВП
Полf
Год рождения1940
Место рождения
Себеж
Опросник
XXIa 12 д Запишите предания о происхождении элементов местного ландшафта (холмов, ручьев, озер, больших камней, подземных ходов и проч.) и их названий (конь-камень в с. Коневе или др. Селе - появляется из земли, когда появится полностью - настанет конец света).
XXIa 12 доп
XXIa 16 б Какие поверия связаны с евреями? Какая у них вера? Чем отличается от нашей? Какие они отмечают праздники (кучки/будки, пасху, пурим, Новый год) и что в них делают? Известен ли персонаж хапун, похищающий евреев в какой-то праздник? Как евреи хоронят своих покойников? Известен ли сюжет об использовании в ритуалных целях христианской крови? Почему немцы не любили евреев?
Ключевые слова
Внутренний-внешний, Гора, Граница, Еврей, Земля, Над-под, Народ, Озеро, Песок, Предания топоним., Пространство, Свой-чужой, Ходить, Церковь
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 5789
5789
[Ранее ЛФ и ВП рассказывали собирателям про источник. См. XXIIa-19] [ЛФ:] Ну и на За́мок е́сли пойдёте, вот, фотографи́ровать на За́мке краси́во, там. Там проходи́ла как раз, вот. Там же че́рез о́зеро… Щас говоря́т, это… Коса́. Вот, кто мои́ го́сти приезжа́ли – они́ ходи́ли… Озёра измельче́ли, и вот э́та бе́лая коса́, песо́к – вот так краси́во ви́дно, что э́то са́мое… Но там высота́ высо́кая. [ВП:] А, там – коне́чно. [ЛФ:] Я, вот, когда́ в шко́ле учи́лась, мы туда́, зна́чит, с этой, За́мковой спуска́лись че́рез о́зеро в лес на лы́жах. У нас там своя лы́жня, как говори́тся, была́. Нас на лы́жах-то заставля́ли ката́ться. [Смеётся.] А щас, коне́чно, там… Ну, я не зна́ю, есть там спуск… Но там, действи́тельно высо́кая гора́. Там же стоя́ла кре́пость вот э́та как раз, от шве́дов. [ВП:] Да, там бы́ло стра́шно, ме́жду про́чим, о́чень. [ЛФ:] А щас я там уже́ давно́-давно́ не была́. [Соб.: Мы ещё слышали, будто там какие-то ходы когда-то были…] Всё возмо́жно. [Соб.: Замковая гора где.] Всё возмо́жно, потому́ что там как раз стоя́ла кре́пость, пото́м це́рковь, пото́м, е́сли, вот, поднима́ться к За́мковой горе́, тут, зна́чит, шко́ла, и стоя́ла… щас э́то… ба́шня стои́т. И ба́шня была́, она́ как… Ну, как охра́нная. Что там сиде́л э́тот – следи́л, чтоб никто́ уже́, е́сли каки́е-то… Как говори́тся, наступле́ние, кто́-то подхо́дит – уже́ он дава́л ко́локол, что… Во когда я училась в школе, там всё бы́ло разру́шено. Ну, мы всё равно́ залеза́ли. Стра́шно бы́ло, но залеза́ли. А щас её восстанови́ли, и там да́же мо́жно подня́ться, по-мо́ему, на три туда́... на са́мый верх, что там она́ уже́ восстано́влена. [Рядом со школой, да?] Да. Да, да. С восьми́ лет туда́, давно́ бы́ло. [ВП:] Ой, а всё равно́ там чё-то стра́шно. [ЛФ:] Ну, мы ла́зили – там вообще́ да́же ле́сен не́ было – всё равно́ забира́лися, вот. Это щас всё то́же ле́сенки, благоустро́или, всё там восстанови́ли, чтоб туда́, это, наве́рх. Но у нас счита́лось то́же как ба́шня… Сторожева́я ба́шня была́. Потому́ что что… Го́род-то был как бы там в основно́м, на За́мке – ну, во, кре́пость – вот. Э́то уже́ пото́м сюда́ ста́ло всё разраста́ться. А вообще́ счита́лся евре́йский го́род до со́рок пе́рвого го́да. Потому́ что, в основно́м жи́ли евре́и и ру́сские. Вот со́рок пе́рвый год, война́ – евре́ев о́чень мно́го расстреля́ли. [А почему евреев?] Ну, почему́-то счита́лся, вот… Он так до войны́ счита́лся, евре́йский го́род почему́-то. Вот ру́сских бы́ло ме́ньше, чем евре́ев, а щас, по-мо́ему, то́лько во́семь и́ли де́вять челове́к оста́лось. Потому́ что в девяно́стые го́ды на́чали все уезжа́ть евре́и… Ну, не зна́ю. Вот это вот ра́ньше по Седьмо́му ноября́ [имеет в виду улицу 7 ноября]… Это щас вот снесли́ магази́ны, а ра́ньше, вот, счита́лось, все вот э́ти до́мики таки́е – евре́йские до́мики. Там жи́ли одни́ евре́и, в основно́м. Ну, пото́м вот всё снесли́ и поста́вили вот э́ти все дома́. Потому́ что, там… Ну, ста́ли лю́ди умира́ть, уезжа́ть: кто в Изра́иль, кто куда́ – в Се́рпухов, в основно́м. [ВП:] Да, они́ бы́ли. [ЛФ:] Оста́лись са́мые сто́йкие, Бо́ря с Цилей [смеётся]. [ВП:] Ти́па, это… Евре́и бы́ли таки́е. [ЛФ:] Ну, да, он счита́лся евре́йский почему́-то го́род. Пото́м он, во-пе́рвых, был погран… счита́лся погран… погран… пограни́чным, потому́ что Ла́твия. И щас опя́ть грани́ца, у нас тамо́жня. [ВП:] Тут же Ла́твия, Белору́ссия. [ЛФ:] Ла́твия, Белору́ссия. Курга́н дру́жбы, но э́то далеко́. Ско́ко киломе́тров от Курга́на дру́жбы? [ВП, одновременно:] Да. Э́тот курга́н, он там стои́т. Ско́ко? Два́дцать пять киломе́тров от го́рода? [ЛФ:] Я была́ оди́н раз там. Я не люби́тель ла́зить по леса́м была́. [ВП:] Не, ну… Они ж гуля́ли постоя́нно – вот, Курга́н дру́жбы-то… [ЛФ:] Ну, тако́е бы́ло: три́дцать пять лет курга́ну. Приезжа́ли все эти на́ши… [А из соседних здесь республик тоже люди живут? Или приезжают, там?] Нет, ну почему́? Ну, с Белору́ссии – ну, как сказа́ть… Ну, есть Белору́ссия – живу́т. Латыши́ как-то щас нет. Ну, латыши́... Ну, у нас грани́ца Ла́твия и Белару́сь тут. Как раз, вот, так вот получа́ется на три сты́ка: Ла́твия, Белору́ссия и Росси́я. Вот, Курга́н дру́жбы… [ВП:] Это постро́или в ста́рые… [ЛФ:] …Что бы́ли партиза́ны белору́сские, ру́сские и латыши́ – тогда́ ж то́же бы́ли вся́кие – это щас они́ уже не хотя́т с на́ми. Они даже на́шу террито́рию, там, огороди́лись, отгороди́лись. Да́же кусо́к курга́на о́тняли свой! [Смеётся.] Поли́тика есть поли́тика, ничё не сде́лаешь. [На вопрос о поговорках про латышей ЛФ и ВП отвечают отрицательно.]