Характеристики текста
Год2019
СобирателиЗАЛ, УПМ
Место сбора данных
Псковская область
Себежский район
Себеж
Информанты
Данные об инф.
КодКЗГ
Полf
Год рождения1940
Место рождения
Опросник
XIII 8 а Как говорили о порче и о сглазе? Ко всем ли пристает? Когда надо особенно оберегаться от порчи? Чем пользуются для наведения порчи? Как? Кто может сглазить? Что надо сделать, чтобы не сглазить?
XIII 8 б Как говорили о снятии порчи? Как избавиться от порчи, предотвратить или снять сглаз?
XIII 9 а Как называются: колдун, знахарь, ведьма, знахарка? Чем они отличались друг от друга?
Ключевые слова
Бог, Болезнь, Боль, Большой-маленький, Ведьма, Вера, Вода, Втыкание, Дверь, Демонология, Добро-зло, Доение, Дом, Женщина, Животное, Жизнь-смерть, Заговоры, Знахарь, Игла, Имя, Колдовство, Колдун, Корова, Любовная магия, Мать, Медицина, Молоко, Мужчина, Мытье, Народное православие, Ноги, Ногти, Отец, Падать, Питье, Пища, Порча, Посуда, Продуцирующая магия, Прозвище, Прорицание, Пространство, Растения, Родство, Сглаз, Скот, Смотреть-заглядывать, Снятие порчи, Стол, Суд, Судьба, Тело человека, Травы, Угол, Ум-безумие, Утварь, Хлеб, Хороший-плохой, Юродство
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 5814
5814
[До этого КЗГ рассказывала, как лечиться травами. См. карточку XVI-13 а, доп.] Ўот в э́том на́ша дере́вня была́ о́чень тёмная. Она́ во мно́гом была́ тёмная, коне́чно. Но э́то, как я щас посмотрю́ – никто́. Не́ было травнико́в, вот не́ было травнико́в, не́ было тако́й ба́бы, чтоб… В лю… любо́й дере́вне быва́ло же, что вот заболе́л тот-то, всё. Таки́е бы́ли навро́де зна́харки, но она́ не тра́вами лечи́ла. Вот она́ тебе́ там поскребёт, там, по столу́, поскребёт по кля́мке, кото́рая… э́то дверь закрыва́ется там, поше́пчет чего́-то там, всё, поплюёт туда́ – всё. На воду́ на э́ту поше́пчет, пото́м, [КЗГ фыркает] – тебя́ обрызгает. «А! Ой, иди́ сглаз, глаз на тебя́ напу́шчено. По́рча напу́щена». Ну таки́е… [Это где так делала эта женщина?] Ба́ба Та́ня в Но́вом Лу́кове. Она́ умерла́ уже́ се́мьдесят лет наза́д. [И как она скребла, по чему?] АА… Вот, возьмёт руко́й, и все четы́ре угла́ стола́ ну про́сто вот так руко́й тут поскребёт. Берёт во́ду в стака́н – там обмыва́ет ру́ки. Берёт подхо́дит к дверно́й кля́мке. [Что такое клямка?] Кля́мка… Ну вот ээ... дверь открыва́ешь, ра́ньше же бы́ли с таки́ми языка́ми зз.. запада́ющими. Не таки́е ру́чки, как щас, а про́сто та дверна́я зак… ээ... [Как ручка?] Ну ру́чка ка… та́я, да. Вот она́ обмо́ет э́ту и ля́мку в э́ту во́ду, поше́пчет моли́тву. Каки́е – не зна́ю, каки́е она́ шепта́ла. Э́той водо́й побры́згает на тебя́, ска́жет, там, до́ма вы́пить – вот лече́ние. [Это от чего она так лечила?] Сглаз. Сглаз, по́рча. [А кто сглазить может? Как это делается?] Плохо́й челове́к. [… – через некоторое время разговор возвращается к теме.] [Не привораживали суженых?] Ну, во-пе́рвых ээ... таки́е ве́щи никто́ ж никогда́ не афиши́ровал. То́, что у нас приворо́ты бы́ли… Э́то я, как челове́к атеисти́чески настро́енный, могу́ сказа́ть, что да́, я ве́рю в приворо́ты. Я ве́рю в нагово́ры, я ве́рю в сгла́з наконе́ц, и да́же тут атеи́стом не на́до быть, и не на́до быть ии ещё ке́м-то, потому́ что… ну что́ тако́е вот сглаз? Э́то пучо́к эне́ргии, напра́вленной с плохо́й мы́слью. То́, что мы с ва́ми ра́зной… не́рвных э́тих са́мых ээ... с… соверше́нно ра́зные нату́ры, пра́вильно? Кто́-то помя́гче, кто́-то пожёстче, кто́-то и вообще́ размазня́, тре́тий там э́то всё. Все отлича́емся ра́зной энерге́тикой. И по-ра́зному вот… [… – у КЗГ хорошая энергетика, у женщины, которая встретилась ей и собирателям, плохая.] [Можно как-нибудь защититься от сглаза?] Ну, до́ча моя́, э́то на́до к знаха́рка ходи́ть. Е́сть… [Соб.: Бывают, какие-то вроде…] Нет. Э́ти… э́того… Вот у нас, вот ба́бка у нас в дере́вне Москали́ха, я же расска́зывала, как она́, када́ к ней приходи́ли, она́ как де́лала. [Соб.: «Баба Таня» вы сказали.] Ба́ба Та́ня. [«Москалиха» ещё её звали?] Да́, Москали́ха. [Почему «Москалиха»?] Потому́ чтоо ММоскалёва фами́лия была́, а у нас всех называ́ли так, по фами́лиям… приме́рно так, вот так… Вот то́, что я зна́ю достове́рно, достове́рно, потому́ что на протяже́нии всей мое́й жи́зни, пока́ мы жи́ли в дере́вне, а жи́ли мы всё-та́ки три́дцать лет в ней, и на протяже́нии всей э́той жи́зни, и до́ того́, как я родила́сь, тут уже́ расска́зывали ма́мы-ба́бушки, они́ спаса́лись от сгла́за у одного́ де́да. Дере́вня Немы́тики, э́то там, в Боя́риновском краю́, где Боя́риново. Там жил дед. Так Н… «Немы́тинский дед» называ́ли. Потому́ что дере́вня называ́лась Не-мы́-ти-ки. И тот дед действи́тельно: снима́л сглаз, снима́л по́рчу. Наводи́л ли он и то́, и друго́е – э́того я не могу́ сказа́ть. Потому́ что ма́ма моя́, она́ обраща́лась к нему́ деся́тки раз – по по́воду сгла́за коро́вы. Вот коро́ва пришла́ с по́ля и не даёт молока́, ни ка́пли. У́тром встают\ – ни ка́пли молока́. Всё, ма́ма одева́ется и за два́дцать киломе́тров к э́тому де́ду. Дед, зна́чит чита́ет моли́твы, с… каки́е он… он не расска́зывал. Он же своё та́инство никому́ не передава́л. Он то́лько там чита́ет, он то́лько начина́ет де́лать, ба́бушка идёт в обе́д дои́ть коро́ву, ходи́ли, коро́ва уже́ начина́ет припуска́ть, даёт уже́ молока́. К ве́черу ма́ма прихо́дит, коро́ву немно́жко попои́ли-побры́згали, поэ́то, коро́ва да́ла молоко́... [Чем попоили?] Ну, попои́ли… воды́ ж не принесёшь, что́бы коро́ву напои́ть, вли́ли в ведро́, [сводит указательный и большой палец вместе и делает движение вниз, показывая, что капали одну капли воды], заговор... [То есть он на воду наговаривал?] Он на… на во́ду. В ба́ночке, там, и́ли в буты́лочке э́ту во́ду. Нагова́ривал на во́ду. Так же са́мо ээ... те́х, кто ээ... вот э́ти вот па́кости де́лал, по́рчу наводи́л. Э́то ли́чно вот моя́ ма́ма, на отца́ на на́шего бы́ло наведена́ по́рча, и вот она́ снима́ла э́ту по́рчу. Он пока́зывал э́ту… э́того челове́ка на воде́, вот он пока́зывает ей и говори́т… Ну, она́ ви́дит, что ээ... же́нский силуэ́т, и отчётливо ви́дно. Вот он говори́т ей, что: «Бери́ иго́лку и ткни куда́ хо́чешь. Вот куда́ ткнёшь, то́ у неё заболи́т». Она́ ему́ говори́т, что: «Не́т. Я челове́к ве́рушчий, я правосу́дие не могу́, пусть Бог». Тода́ он говори́т: «Тода́ слу́шай т… де́вка, – ну вот так он к ней обраща́лся, ей там за соро́к уже́ бы́ло, – вот с… послу́шай, вот пройдёт, зна́чит… не год и не два, вот как в бегу… как в э́той… «Кра́сные» ээ… «Кра́сные паруса́», как там э́тот дед говори́л ей, Ассо́ль, чт... [Соб.: «Алые паруса».] «А́лые паруса́», что «пройдёт не год и не два, но поя́вятся “А́лые паруса́”», вот так и тут: «Не год и не два, но, пове́рь, э́та же́нщина начнёт гнить, она́ начнёт гнить. Э́то бу́дет, и э́то ей бу́дет возме́здием». Да. И э́та же́нщина, у неё на́чало… вот она́ упа́ла, у неё разорвало́ ве́ну на ноге́, и с тех пор уже́ она́ не могла́, она́ гни́ла, она́ про́сто гни́ла, бана́льно с э́той со свое́й ве́ной. Так она́ ушла́ на тот свет – воню́чей, несча́стной… стра́шной. Но она́ о́чень мно́го зла сде́лала. Про́сти, тётя Фе́ня. [Смотрит наверх.] [Соб.: То, есть…] Слу́шаю. [Соб.: Человек, который…] Челов… Вот э́тот Немы́тинский дед… Ну, дока́зано мно́гими-мно́гими… Ну, приме́ры ж э́ти приводи́ть, я уже́ сама́ нь… не по́мню их и... Но то́, что вот я по́мню, потому́ что мне ма́ма расска́зывала вот э́то всё постоя́нно. [А как дед показывал на воде силуэт?] Ну, он с… Он де́лал каки́е-то там свои́ ритуа́лы, а… [То есть стояло ведро?] Нет, ну ты чё? [А как?] Ча́шечка. Стоя́ла ча́шка. Ча́шка ли блю́дце ли, там, и́ли како́е – сосу́д. Сосу́д, напо́лненный водо́й. Ну, пиши́те: «Ча́шка». Всё. Он над э́той ча́шкой говори́л моли́твы, что́ он говори́л… [Он тихо говорил?] Он гърил ти́хо, он говори́л ти́хо, никто́... всё. Тем бо́лее, э́тот от… отстраня́лся сидя́щий, чтоб он не… не слы́шал. Он говори́л, он проводи́л каки́е-то ритуа́лы свои́ всё, а пото́м и говори́л: «Вот смотри́. Всё, ви́дишь? Вот она́ сде́лала твоему́ мужику́ на пече́нье». [На печенье?] На пече́нье. [Как это?] Ну вот, таа, вре́дная ба́ба, о… она́ наговори́ла… Ну, она́ ходи́ла к друго́й… знаха́рке. Не… не он же там. Вот она́ наговори́ла. А пото́м угости́ла пече́ньем. И оте́ц лиши́лся ума́ на не́сколько неде́ль. [А как он себя вёл?] А как себя́ вёл? Бро́сил ма́му и пошёл к э́той кривоно́гой ба́бе. А пото́м очу́хался, э… стои́т на коле́нях и всех про́сит-умоля́ет: «Помоги́те-спаси́те, я ничего́ сде́лать с собо́й не могу́». Пошли́... [То есть он понимал, что что-то не так?] А ка́к он… Понима́л, но сде́лать не мог ничего́. Пото́м, когда́ его́ спасли́, отчита́ли, да причём пришло́сь не́сколько раз ходи́ть, потому́ что си́льно он… […] [Ещё какие-нибудь помните истории про порчу?] Я могу́ то́лько про свои́, вот что у нас\ име́ло ме́сто. Вот с на́шим отцо́м что бы́ло, вот э́то я вам рассказа́ла. С коро́вой что бы́ло. А с коро́вой – постоя́нно. [А как порчу на корову наводили?] Ну… ээ... свиде́телями э́того де́йства никто́ не́ был. Э́то же о́чень про́сто. Да́же быва́ет челове́к… Вы зна́ете, что каса́ется вот э́той вот по́рчи и́ли сгла́за, а точне́е, называе́т сгла́зом, этъ необяза́тельно да́же челове́к и мы́слит. [Случайно можно сглазить?] У него́ слу… Вот случа́йно, вы понима́ете, вот челове́к вот он, вот он шёл и в тако́й энерге́тике свое́й… […] А… непроизво́льно, про́сто непроизво́льно. Но энерге́тика та́к его́ сильна́, и та́к она́ отрица́тельна, что вот он зы́рнул на э́ту коро́ву, он мог да́же вот гля́нуть на вы́мя, что: «О́чень большо́е вы́мя! ЭЭ, [с интонацией зависти]!» – не ду́мая, абсолю́тно не ду́мая, что: «И чтоб тебя́...» [Передразнивает, как ворчат.] Нет. Н… ну так, по кра́йней ме́ре объясня́ли, и э́ти, мужики́, что… необяза́тельно, но, как пра́вило, э́то умы́шленное. Вот э́то, как пра́вило, умы́шленное де́ло. Потому́ что… че́ловек гла́зит ээ… же́лая… [… – через некоторое время разговор возвращается к теме.] [У вас не было людей, которые умели предсказывать?] Скази́телей? [Соб.: Предсказывать.] А, не́т-нет-нет-нет. Веду́ний у нас таки́х не́ было, увы́. Вот Немы́тинский дед, пожа́луйста, я же вам про э́того рассказа́ла, а… [Он только порчи снимал или предсказывать тоже умел?] Ну, э́того я не зна́ю, но в любо́м слу́чае, он предска́зывал, он пока́зывал тебе́, кто́ тебе́ сде́лал па́кость, э́то уже́... А вот таки́х, что вот гля́нет и ска́жет: «ОО, де́вка, у тебе́ вот так и так бу́дет», – увы́, таки́х у нас не́ было прови́дцев.