Характеристики текста
Год2019
СобирателиИДД, ТМА
Место сбора данных
Псковская область
Себежский район
Себеж
Информанты
Данные об инф.
КодБС
Полm
Год рождения1935
Место рождения
Ханты-Мансийск
Опросник
XXIa 11 Запишите анекдоты.
XXIa 12 з доп
XXIa 16 б Какие поверия связаны с евреями? Какая у них вера? Чем отличается от нашей? Какие они отмечают праздники (кучки/будки, пасху, пурим, Новый год) и что в них делают? Известен ли персонаж хапун, похищающий евреев в какой-то праздник? Как евреи хоронят своих покойников? Известен ли сюжет об использовании в ритуалных целях христианской крови? Почему немцы не любили евреев?
Ключевые слова
Анекдоты, Бег, Библия, Вера, Гроб, Еврей, Земля, Зов, Кладбище, Крест, Могила, Надгробие, Народ, Народное православие, Покойник, Похоронный обряд, Предания топоним., Пространство, Прощание, Ребенок, Свой-чужой, Священник, Семейные обряды, Смотреть-заглядывать, Ходить, Шить
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 5966
5966
[В разговоре об истории Себежа.] Ну ста́рый евре́йский го́род. Я вот прие́хал в пе́рвый раз в шеся́т второ́м году́, так я всё удивля́лся, како́й го́вор у них. [Какой у них говор? БС переспрашивает. Чем у них отличается говор?] Ну есть тако́й анекдо́т. В Белору́ссии то́же мно́го евре́ев и́ли здесь вот, в месте́чке. Жил ма́льчик. Его́ подгота́вливали к поступле́нию в гимна́зию. Вот. Показа́л блестя́щие экза́мены. Вот. Ну поско́льку был перекрёс он, его́ при́нял… в экзы… усло́вно при́няли в э́ту гимна́зию, но и́з-за тако́го си́льного акце́нта евре́йского, его́ при́няли усло́вно: «Пуска́й го́дик поживёт у свяще́нника, поско́льку он перекрёс, из иуде́ской в правосла́вную ве́ру перешёл». Он го́дик жил у свяще́нника. Год прошёл. Прише… пришёл оте́ц ма́льчика, зво́нит. Открыва́ет сам свяще́нник: «Ой вы вже пришёл!» Вот приме́рно тако́й го́ро… го́вор тако́й. [Не говорили про евреев, что они как-то отличаются?] Ну здесь ма́ло ста́рых евре́ев оста́лось, ма́ло. Они́ у… жи́ли где вот, за пло́щадью, туда́ одна́-две у́лицы пройти́ и напра́во так и назва́ется, называ́лось ра́ньше «жидо́вский кварта́л». «Жиды́» — э́то не оби́дное, потому́ что в Литве́, в Ла́твии не́ту «евре́й» поня́тия, а десь ю́ды: и́ли перевести́ «жид», и ничего́ оби́дного в э́том нет. Так и называ́лся «жидо́вский кварта́л». Вот э́та у́лера… у́лица Кла́ры Це́ткин, вот Ка́рла Ма́ркса, ещё там что́-то. Вот. [… — В Себеже было 3 или 4 синагоги, БС советует сходить в краеведческий музей. Раньше их много было, а сейчас разъехались. Чем их вера отличается от нашей?] Иуде́йская ве́ра? [Соб.: Да.] Ну там соверше́нно други́е поня́тия да́же. Я не богосло́в, там, дилета́нт про́сто и всё, поэ́тому не могу́ то́лком сказа́ть, то́лком не могу́ ии... Не могу́. [Никто ничего не говорил?] Ну что у них одна́ из основны́х книг — э́то То́ра, и́ли Пятикни́жие. Е́сли вы чита́ли Би́блию, есть Пятикни́жие, вот э́то и есть их ве́ра, да. Вот. Ве́ра в Я́хвы, Моисе́я. Во. Вот э́то вот. [Они как-то по-своему хоронили?] Они́ по-сво́ему хорони́ли. [Да?] Да-да. [Чем отличается?] Ну е́сли по стро́гим кано́нам, они́ приходи́ли на кла́дбище, проща́лись. Гробо́в не́ было, зашива́ли в про́стынь. Вот. Кла́ли в моги́лу, а в моги́ле ещё усту́п был в сто́рону. Вот туда́, специа́льные рабо́чие туда́ подки́дывали его́. Как то́лько положи́ли, все убега́ли, не огля́дываясь, и зарыва́ли. И ста́вили про́сто плиту́. Ни креста́, ничего́, про́сто плита́. Вот. [Далее рассказывает, как дойти до еврейского кладбища.]