Характеристики текста
Год2019
СобирателиАБМ, БПС, ЗАЛ
Место сбора данных
Псковская область
Себежский район
Себеж
Информанты
Данные об инф.
КодБЕ
Полf
Год рождения1983
Место рождения
Себеж
Опросник
XXIa 0 доп
Ключевые слова
Беременность, Болезнь, Болото, Вера, Внутренний-внешний, Вода, Давать-брать, Девять, Демонология, Деньги, Женщина, Запреты, Зачатие, Кража, Молодожены, Молодой-старый, Мужской-женский, Мужчина, Плата, Продуцирующая магия, Пространство, Ребенок, Роды, Рука, Свадебный обряд, Свой-чужой, Семейные обряды, Сидеть, Супруги, Тело человека, Тепло-холод, Ходить, Число, Ягодицы
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 5970
5970
[БЕ ведет экскурсию по краеведческому музею. Показывает в зале археологии каменные скульптуры – идолов. См. фото Sebezh-Museum-idoly] Здесь са́мый знамени́тый наш экспона́т – э́то вот э́тот и́дол Песту́н. К нему́ отде́льно вро́де приезжа́ют. Приезжа́ют вот безде́тные па́ры, потому́ что счита́ется, что он даёт дете́й. Э́то, вообще́, язы́ческий и́дол, его вы́тащили из боло́та. Ну, говоря́т, что никому́ он ещё не отказа́л, но э́то ну́жно специа́льные ритуа́лы де́лать, та́к что не бо́йтесь его́. [Что?] Безде́тные па́ры к нему́ приезжа́ют и про́сят у него́ дете́й, и он у нас никому́ не отка́зывает. Вобще́ все, да́же отча́явшиеся, которые всё прошли́ уже, приезжа́ют на… да́же из други́х городо́в там, да́же из други́х стран приезжа́ют к нему́ и́менно. Счита́ется, что да… [Он такой известный?] Да-да-да́, он тако́й изве́стный. Потому́ что пе́стовать – э́то ня́нькать. [А кто его так назвал?] Ну вот ещё он с язы́ческих ещё времён. [А назва́ние откуда?] Ну вот вы меня́ не спра́шивайте, я́ же не фило́лог. [Соб.: На нем же не написано, что он пестун.] Ну, наве́рно, преда́ния каки́е-то… свежи́. [А что нужно сделать?] Да на него́ ра́ньше вообще́ там… така́я у нас висе́ла ра́ньше вы́веска, как мущи́на, ну, у него́ там, извини́те, был геморро́й, и он там на него́ сади́лса, там бы́ло э́то опи́сано, как он та́м на него́ залеза́л, его́ там ски́дывают ка́к-то: «Ты на ка́мень на свяще́нный сади́шься!» – а он там лечи́л изо всех сил. Но вот не зна́ю, помогло́ ему или нет [смеется]. Но вот я́, наприме́р, зна́ю сама́: я… у меня́ была сва́дьба, и мы сюда́ в день сва́дьбы приходи́ли. Музе́й тут у нас, предыду́щий дире́ктор организо́вывал тако́й э́тот, ка́к его, комме́рческий тур, в о́бщем. Прихо́дишь, и… как молодожёны тут… э́то… И я́ тада́, получа́ется, через де… ро́вно через де́вять ме́сяцев после сва́дьбы родила́ ребёнка. А у меня бра́т – у них ребёнку на тот моме́нт бы́ло полго́да, наве́рно. И он пошёл – деся́тку вот та́к ки́нул и пошёл да́льше. И у нас у дете́й ра́зница оди́ннадцать дней. У них получи́лось, второ́й ребёнок вот роди́лся через оди́ннадцать дней после… после моего́. Так что я́ к нему на са́мом де́ле не п… ну, ка́к бы, бли́зко не подхожу́, потому́ что у меня́ уже тро́е дете́й есть [смеется]. [...] [У подножия идола Пестуна лежат монеты (см. фото Sebezh-Museum-idoly-10 – 11. Спрашиваем: деньги отсюда забираете?] Де́ньги… ну, у нас ра́ньше был истопни́к тако́й [щелкает по горлу, намекая, что он был пьяница], а тепе́рь у нас но́вый, он ещё, наве́рно, э́ту те́му не… [Не просек?] Не просёк, да, поэ́тому ещё де́ньги на́ши в сохра́нности у него́ тут все. [Вы на свадьбе к нему просто подошли?] Не, не, мы там держа́ли, там у его́ на́до там ру́ки держа́ть у него́ там. [Вы это специально делали?] Да-да-да-да, да. Э́то на́до с му́жем приходи́ть. По одино́чке что – чё… что де… [Соб.: А я на будущее.] На бу́дущее, да, но э́то когда придёте, тогда́ я вам расскажу́. Вообще́ говоря́т… [На него надо класть руки?] Да. Говоря́т, его́ ну́жно… на у́лицу вообще́ выноси́ть, что он тако́й, энергети́чески… тяжёлый. Но я не зна́ю. На у́лицу мы бои́мся, что его́ сопру́т, а бетони́ровать ка́к-то… [Он давно у вас? Написано?] Нет. С како́го го́да у на́с здесь живёт – не зна́ю. [После войны уже?] Да я д… коне́шно, после войны́ у нас… А, нет, э́то довое́нный экспона́т, потом\у что э́то еди́нственный экспона́т, который сохрани́лись с довое́нных времён, потому́ что его поста́вили в сара́й, ну и кто́ там: ка́мень и ка́мень, кто́ его бу́дет. Вот, э́то еди́нственный, да, довое́нный экспона́т наш. [...] [В паузе во время экскурсии спрашиваем: Что вы делали с идолом? Что-то говорили?] А, ну, я́-то… ну ка́к б… там на́до его́... ну, наедине́ с ним остава́ться, ру́ки класть, и от него́ должно́ тако́е тепло́ пойти́. [Как руки класть? Друг на друга?] Друг с дру́гом, да, соприкаса́ясь, ну ка́к-то, я не зна́ю… Да, наве́рно, не принципиа́льно, да. [Руки кладут и молодая, и молодой?] Да, да-да. Ну, у нас ещё и молоды́е приежжʼа́ют, но када́ со́рок лет, а дете́й нет – вот они́ тогда́ и е́дут. [Они делают то же самое?] Коне́чно, коне́чно. [Что-то говорят?] Ну, про́сят, есте́ственно, да, и моне́ту кида́ют. Ну вообще́ да… И от него́ прям тако́е мо́щное ка́к вот тепло́ идёт. [Вы почувствовали?] Да, я чу́вствовала. [Говорить в произвольной форме?] Коне́чно. Вам ещё ра́но. Ещё мо́жно есте́ственным спо́собом попро́бовать пока́ что.