Характеристики текста
Год2019
СобирателиКЕА, САИ
Место сбора данных
Псковская область
Себежский район
Себеж
Информанты
Данные об инф.
КодЦИВ
Полf
Год рождения1960
Место рождения
Данные об инф.
КодЧФВ
Полm
Год рождения1954
Место рождения
Опросник
XXIIa 10 а Не рассказывают, какими обрядами завершалось строительство церкви/часовни (залезали на крышу, стучали по кресту)?
XXIIa 10 е Запишите рассказы о разрушении церквей.
XXIIa 19 Какие известны святые места, места поклонения в окрестностях села? Какие культы/обряды с ними связан? Когда и зачем они совершаются? Попросите проводить вас к святыням. Изветны ли крыницы (источники), что делают?
XXIIa 18 доп
Ключевые слова
Блуждать, Бог, Богородица, Болезнь, Брань, Вера, Верх-низ, Внутренний-внешний, Вода, Вождение, Война, Волосы, Выбрасывать, Глаза, Говорить, Грех, Грибы, Гроза, Давать-брать, Демонология, Дефект, Дождь, Дорога, Душа, Дым, Женщина, Животное, Жизнь-смерть, Забор, Заговоры, Запреты, Звук, Земля, Икона, Источник, Кара, Картошка, Книга, Колдовство, Конь, Корова, Кража, Крест, Кропить, Круг, Легенды, Лес, Леший, Ломать, Любовная магия, Меморат, Металлы, Мешок, Молитва, Молиться, Народное православие, Наступать, Нищий, Новый-старый, Ноги, Ногти, Огонь, Одежда, Один, Окно, Освящение, Печь, Питье, Поговорка, Погода, Порча, Предания, Предки, Пространство, Путь, Ребенок, Родство, Рука, Свой-чужой, Святыни, Священник, Серебро, Скот, Ссора, Стена, Страх, Строитель, Супруги, Тайно, Тело человека, Тепло-холод, Терять-находить, Три, Труба печная, Ходить, Хороший-плохой, Цвет, Церковь, Черный цвет, Черт, Число, Чистота ритуальная, Чистый-грязный, Шить, Штаны
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 6125
6125
[А не слышали историю про помещицу, которая плохо обращалась со своими крепостными? И что она поставила часовню?] [ЦИВ отрицает.] [Что ей явился кто-то там?] [ЦИВ:] Э́то про… э́то вообще́ про святу́ю во́ду. И э́то была́ не поме́щица, она́ была́ дворя́нка, а муж у неё был… врач. Вот, и… [Кашляет.] Он был, ну, практику́ющий врач и во вре́мя Пе́рвой Мирово́й войны́ он был при́зван в а́рмию де́йствующую, во… и там пропа́л бе́з вести. И у неё умерла́ в э́то вре́мя грудна́я дочь, Ве́ра, была́ дочь, зва́ли её... и вот… э́той д… дворя́нке… Селива́новой… вот… ей бы́ло виде́ние о том, что она́ должна́ восстанови́ть часо́вню на Свято́й воде́. Вот. На Свято́й воде́, на исто́чнике была́ часо́вня до э́того, но она́ была́ деревя́нная и пришла́ в него́дность. Ну кто говори́т, что она́ была́ там, часо́вня, а кто говори́т, что вро́де бы то́лько стоя́л крест и о́коло креста́ горе́ла лампа́да, но всё равно́ э́то ме́сто бы́ло свято́е и приходи́ли туда́ лю́ди. А… э́тот исто́чник о́чень давно́. И вот в… ты́ща девятьсо́т… трина́дцатом году́, она́, вот э́та вот Селива́нова вот э́та стро́ит там часо́вню. Часо́вня была́ ка́менная, э… тако́го же разме́ра, как вот тепе́рь, потому́ что вот э́та часо́вня деревя́нная постро́ена на фунда́менте той часо́вни. И внутри́ вы́ложены… вы́ложены водото́ки. Там о́чень интере́сно. Я руководи́ла раско́пками, мы, когда́ вот раска́пывали э́ту ча́совню. Там, зна́чит, внутри́ сде́лан… водото́ки из кирпича́ вы́ложены в ви́де правосла́вного креста́. То есть так, так и ещё есть перекла́динка. Вот. И вот э́та вот сте́нка, кото́рая… из кото́рой вода́ вытека́ет – э́то водозабо́рная сте́нка, то есть э́тот фунда́мент служи́л и бассе́йном для воды́, туда́ вода́ ска́пливалась, поэ́тому, вот, к водото́ку к кресту́, туда́ она́ поступа́ла, там ска́пливается. И пото́м, вот, она́ вытека́ет че́рез трубу́ уже́ нару́жу, там, где лю́ди беру́т. Вот, ну а э́та часо́венка была́... коне́чно, там, никако́го электри́чества не́ было и… и… и сейча́с не́ту. Вот, бы́ли ма́ленькие сде́ланы вверху́ проду́шины, она́ никогда́ не закрыва́лась и то́же была́ Каза́нской Бо́жьей мате́ри посв… на́звана часо́вня. Вот. И там моли́лись лю́ди, кото́рые уезжа́ли из с… го́рода, вот по э́той доро́ге уе́зжали, они́ моли́лись о благополу́чном исхо́де пути́. Бра́ли вот э́ту во́ду, потому́ что вода́ о́чень чи́стая и она́ до́лго не порти́лась, не… вот. И когда́ возвраща́лись то́же, коне́чно, там остана́вливались, моли́лись. Ну а в три́дцать второ́м году́ э́ту часо́вню взорва́ли. И получи́лось так, что её взорва́ли са́мую пе́рвую в Се́беже. Пришёл уполномо́ченный и… э… был до́ждь, а он шёл пешко́м. Ну тогда́, в тридца́тых года́х э́то бы́ло норма́льно. И… заста́л его́ дождь, он от дождя́ спря́тался в э́той часо́вне. И был напу́ган он, ну ви́дно грех на душе́ большо́й был, чу́вствовал тогда́, что… И он стоя́л в э́той часо́вне, и темно́ бы́ло, дождь, гроза́. И вдру́г че́рез э́ту проду́шину, зна́чит, протяну́лась рука́ и там кто́-то попроси́л у него́ что́-то там. И́ли закури́ть, и́ли что там. Вот, и он о́чень испуга́лся и вот… и пе́рвую часо́вню как раз, вот, взорва́л вот э́ту вот на исто́чнике Свята́я вода́. А почему́ я говорю́, что там была́ деревя́нная часо́вня, потому́ что одно́ из свои́х стихотворе́ний Ива́н Бу́нин… Ну вы зна́ете, что Бу́нин н… Но́белевский лауре́ат пре́мии по литерату́ре, он здесь в оди́ннадцатом году́ отдыха́л… в име́нии у свои́х друзе́й, и одно́ из стихотворе́ний он посвяти́л исто́чнику Свята́я вода́. И там, вот, он упомина́ет о том, что там деревя́нная часо́вня, что там гори́т ог… огонёк лампа́дки, то есть в оди́ннадцатом году́ там уже́ была́ часо́вня. Ещё была́. А в трина́дцатом она́ уже́ постро́ила но́вую. [Каменную?] Ка́менную, да. А вот э́ту часо́вню постро́ил уже́ национа́льный парк стро́ил. Он на́чал в девяно́сто восьмо́м – девяно́сто девя́том году́. В две ты́щи, он, по-мо́ему… уже́ ёна́ была́ пе́редана це́ркви. [А вот эта рука чья была?] Там како́й-то ни́щий был про́сто… челове́к. [И это его напугало?] Его́ э́то слишк… си́льно напуга́ло. Ну поня́тно, что челове́к в грозу́ оди́н в часо́вне и тут вдруг така́я: «Дай!» [Имитирует низкий и грозный голос.] [А вот рассказывали про людей, которые взрывали, вот, здесь часовни, храм, что потом что-то с ними случалось за это?] Ну… да, наве́рно. Вот у нас был дире́ктор музе́я, Гро́мов Константи́н Миха́лыч, у кото́рого, вот, карти́ны все вися́т здесь в музе́е… его́... карти́ны. Вот он одно́ вре́мя возглавля́л э́то вои́нствующ… э… «О́бщество вои́нствующих безбо́жников» здесь называ́лось оно́. И они́ разруша́ли и гра́били це́ркви. Помога́ли их взрыва́ть, вот, и… ну, в о́бщем… у него́ с детьми́ пло́хо… ка́к-то вот. Де́ти у него́ ра́но поги́бли. И са́м он у́мер… замёрз… под забо́ром. [Просто, вот, зимой на улице?] Угу́. [Как это получилось?] Ходи́л к дру́гу туда́, вот, с… о́коло вокза́ла и вы́шел из до́ма и… и замёрз. Заблуди́лся, вот. Причём… ну заблуди́лся там в трёх… в трёх куста́х. [Ну вот не ходили такие истории, что кто-то разграбил церковь и там потом что-то?..] Ну я не зна́ю, мо́жет быть, Фёдор Васи́лич [директор музея – ЧФВ] зна́ет. [… – отвлекаемся от темы, но затем приходит ЧВФ и ЦИВ его спрашивает:] Фёдор Васи́лич, вот спра́шивают ребя́та, не зна́ете вы слу́чаев, вот э́ти у нас… вои́нствующие безбо́жники. Как они́ свою́ жизнь ко́нчили? Бы́ло им наказа́ние за э́тот грех и́ли нет? [ЧВФ:] Вот, ей бо́гу, не зна́ю. Вопро́с, коне́чно, интере́сный, интере́сно бы найти́, но я, че́стно, упомина́ний… так, зна́чит… [ЦИВ:] Я говорю́, что, вот, Гро́мов возглавля́л э́то о́бщество и по́мер – под кусто́м замёрз. [ЧВФ:] Ну, с одно́й стороны́, я, так сказа́ть, си́льно не афиши́рую э́то, я про́сто говорю́, что Бог, наве́рно, он всё-таки есть и всё он э́то ви́дит, и… коне́чно, тяж… тяжёлая така́я смерть, что челове́к… Он ви́дел пло́хо… [ЦИВ:] Ну у него́ и с детьми́... И с детьми́-то у него́ там н… не всё в поря́дке. [ЧВФ:] Ну вот, и с вну́ками, и идёт э́та… це́почка просма́тривается, че́стно говоря́, и я убежда́лся уже́ не оди́н раз, что там наверху́ за на́ми наблюда́ют, да, и… [ЦИВ:] Ка́к там? Бог – не карто́шка, ви́дит немно́жко, да? [ЧВФ:] Да, да. Соверше́нно ве́рно, поэ́тому мо́жно ве́рить, мо́жно не ве́рить и… но хами́ть и… так сказа́ть, скверносло́вить и руга́ться, да́же руга́ться… я стара́юсь иногда́ говори́ть, что помяни́те мои́ слова́, ра́но и́ли по́здно ваш вот э́то… ма́терные слова́, они́ где́-то ау́кнутся. Ли́бо на ва́шем здоро́вье, ли́бо на здоро́вье ва́ших дете́й… потому́ что хо́чешь ты верь, хо́чешь не верь. Хоро́шие переда́чи есть, осо́бенно, вот, сейча́с иду́т… ча́ще по Ре́н-тэвэ́, там э́ти вся́кие… Прокопе́нко ведёт. Элемента́рные ве́щи пока́зывает, приме́ры, что… Проводи́ли же э́то… Э́то я ра́ньше намно́го чита́л э́ту информа́цию, что проводи́ли… Ещё в институ́те, наве́рно, я учи́лся. Учёные проводи́ли иссле́дования влия́ния, вот, ма́та слов на структу́ру воды́. И доказа́ли. Что… Почему́ свята́я вода́... Вот почему́ она́ берётся и стано́вится практи́чески во всех водоёмах она́ хотя́... Вот в э́тот моме́нт, и́менно вот совпаде́ние тако́е идёт, она́ меня́ет свою́ структу́ру. [Кашляет.] [ЦИВ:] Ну потому́ что… [ЧВФ:] Ну э́то ж не про́сто так. [ЦИВ:] Ну и на́говор же… [ЧВФ:] Ну про́сто так, да. [ЦИВ:] Ну и на́говор же на во́ду де́лают всегда́, е́сли… [ЧВФ:] Да, они́ де́лают, да, е́сли каки́е-то де́лают там вся́кие э́ти са́мые това́рищи, кото́рые там ч… чернокни́жники и про́чее, они́ ж де́лают с… с водо́й. [ЦИВ:] Не на во́дку, не на су́п, а и́менно на во́ду. [ЧВФ:] Да, да. Поэ́тому и… бы́ло я уже́, гърю, давно́ э́то… не по́мню сейча́с уже́ исто́чник, но бы́ло ещё в институ́те, мы чита́ли статью́, что… подтверди́ли. Е́сли матери́ться, скверносло́вить, то вода́ меня́ет свою́ структу́ру. Э́то там… проводи́ли специа́льные иссле́дования. А вот… то есть не м… объясни́ть не мо́гут почему́, но факт подтверди́ли, да, э́то есть. А почему́? Пока́ поня́ть… нау́ка н… не… [ЦИВ:] Нет, ну вот смотри́те, понима́ете, ведь в це́ркви поп то́же… бры́згает свято́й водо́й, да? Над э́той водо́й он соверша́ет моли́тву, он опуска́ет туда́ крест. Дете́й крестя́т в воде́, да? [ЧВФ:] Да. [ЦИВ:] То есть он то́же… Снача́ла он до́лго э́ту во́ду освяща́ет. [ЧВФ:] Купе́ль, да. [ЦИВ:] Чита́ет над купе́лью моли́тву. И вода́ де́лается… меня́ет свою́ структу́ру, де́лается како́й-то… друго́й. Вот. [ЧВФ:] Са́мая проста́я ве́рсия… учёные… вот на мину́тку ещё перебью́ Ири́ну Васи́льевну, са́мую просту́ю ве́рсию первонача́льно учёные выдвига́ли: вот там де́ржат серебро́ и поэ́тому она́... ну извини́те, пожа́луйста, во вре́мя процеду́ры вот э́той, Креще́ния, он там его́ то́лько окуна́ет. [ЦИВ:] И то́, мо́жет, он не сере́бряный, мо́жет, он ме́дный был здесь. [ЧВФ:] Ча́ши не всегда́... да. Ча́ши там да и… Ча́ши там быва́ют э́ти, они́ то́же же не… не сере́бряные все. [ЦИВ:] Не сере́бряные. [ЧВФ:] Ла́дно, е́сли храни́ть в посу́де в како́й-то… [ЦИВ:] Угу́. [ЧВФ:] Она́ поня́тно, что как… с како́й-то бу́дет там. Ну… нюа́нсы есть ра́зные, поэ́тому… А тут получи́лось у э́того това́рища, он… [ЦИВ:] Так же э́то са́мое, да. А е́сли на во́ду говори́ть плохи́е слова́, э́то челове́ку… ну, вы́пьет потом\ э́ту во́ду, ему́ тогда́ бу́дет пло́хо. Э́то счита́ется на́говор на во́ду, когда́... когда́ вот даёшь. [ЧВФ:] А вот наш дире́ктор музе́я, тот, кото́рый был, он… ну, ска́жем так, заблуди́лся в го́роде. Ну поня́тно, что он ви́дел пло́хо, но наверняка́ его́ ви́дели, он… уж как он… ходи́л на ры́нок, но поверну́л… совсе́м в другу́ю сто́рону пошёл. Как говоря́т, вот чёрт во́дит, быва́ет. Быва́ет же тако́е, что… пошёл ты, вот зна́ешь, ст… сто проце́нтов э́то ме́сто зна́ешь, зна́ешь, что вот вы́йти на́до сюда́, идёшь – вы́хода здесь нет и всё, хоть ты убе́й. Хо́дишь-хо́дишь круга́ми, н… челове́к, как гърится, неси́льно был… э́тот са́мый… атеи́ст не большо́й, мо́жет быть, но и не си́льно ве́рующий. Но был слу́чай у меня́, пошли́ мы за гриба́ми, вот, э́то бы́ло уже́ лет три́дцать наза́д, наве́рно. И вот… вот мы здесь зашли́... прошли́ мы там всего́ ничего́, возвраща́емся обра́тно – слы́шим, вот маши́ны иду́т там, тут вы́йти не мо́жем, тут ка́нава. Кана́вы не́ было, когда́ мы шли. [ЦИВ смеётся.] Ходи́ли-ходи́ли, ходи́ли… спо́рили там, разруга́лись друг с дру́гом: на́до туда-сюда́ идти́, в конце́ концо́в вы́шли мы совсе́м в друго́е ме́сто, но пра́вда то́же на доро́гу. И пото́м возвраща́лись обра́тно. Ну вот… [А от чего это?] [ЦИВ:] Э́то ле́ший. Ле́ший в… [ЧВФ:] Ну… ну э́то ле́ший во́дит, ну я гърю, э́то к тому́, что вот просто́й приме́р, что вот в жи́зни тако́е быва́ет. Ну… ну ря́дом же всё. Идём в другу́ю сто́рону – желе́зная доро́га. Ну, ка́жется, ну вот шоссе́йная доро́га, желе́зная доро́га, слы́шим – по́езд проезжа́ет, слы́шим – маши́ны прохо́дят, а вы́йти не мо́жем. [Смеётся.] Хотя́ зна́ем, что мы заходи́ли вот здесь. [А не говорили, что нужно сделать, если такое происходит?] Ну обы́чно как говоря́т? Прочита́ть моли́тву и перекрести́ться. [ЦИВ:] Да. [А какую-то определённую молитву?] «О́тче наш» доста́точно. [ЧВФ:] Ну, на́до вы́учить хотя́ бы «О́тче наш», хотя́ интере́сные приме́ры… Вот, е́сли истори́ческие кни́ги чита́ть бу́дете, быва́ет иногда́ упомина́ется, что в дре́вних с… с… дворя́нских, в ста́рых э́тих сосло́виях, зна́чит… в се́мьях у них была́ кака́я-нибудь своя́ моли́тва. Вот, ну я… мно́го чита́л вот по исто́рии про… о вое́нных и моряка́х, и в том числе́... и там да́же вот… Я не по́мню, после́днюю когда́-то го́да три наза́д, четы́ре чита́л, там была́ своя́ моли́тва у него́ и э́та моли́тва ему́ помога́ла и выходи́л из таки́х челове́к передря́г, что… ну… ди́ву даёсся. [… – ЧВФ рассказывает биографию военного, про которого он читал книгу.] [Соб.: Ирина Васильевна, вы говорили, что что-то плохое можно на воду сказать. Бывали такие случаи?] [ЧВФ:] Ну эт… ну э́то… [ЧВФ и ЦИВ смеются.] Быва́ют. [ЦИВ:] Ко[н]е́чно… [ЧВФ:] Ну, наве́рно, е́сли бы не́ было, то, наве́рно, э́того никто́ бы… [ЦИВ:] И не де́лали бы, да. [ЧВФ:] Не де́лал бы. Есть же тако́е. [ЦИВ:] Ну есть колду́ньи, понима́ете, вот колду́ньи? Прихо́дишь к ней и она́ де́лает… [ЧВФ:] Да. [ЦИВ:] На во́ду за́говор. Пото́м она́ даёт те буты́лочку… э́ту во́ду. И ты э́тому челове́ку, кото́рого… вот… хо́чешь извести́... [ЧВФ:] Он попьёт э́ту води́чку и посте́пенно, постепе́нно начина́ются у него́... [ЦИВ:] Вылива́ешь ему́ х… в чай и всё, и он да, он… [ЧВФ:] Начина́ют у него́... Начина́ются у него́ появля́ться пробле́мы. Вро́де бы не… хотя́ вро́де бы так об… да, ну там вот что́-то он там… ну споткну́лся, но́гу слома́л, ну там ещё что́-то тако́е. Ну заболе́л, все боле́ют вро́де бы. Никако́й свя́зи нет, но тем не ме́нее э́то есть. [А это только через воду можно так делать?] Да нет, нав\ерно, мо́жно не то́лько есть, ну ра́зные там у них специализа́ции есть, поэ́тому… [ЦИВ:] Нет, ну есть… [ЧВФ:] Но бо́льше, лу́чше всего́, говоря́т, че́рез во́ду. [ЦИВ:] Ну ещё и вот, вчера́ бы́ли ва́ши де́вочки [собиратели БПС и ЧМА], мы говори́ли тут с Ле́ной [информант ЕН] о том, что… ну… всегда́ на Руси́ была́ приме́та, что нельзя́... выбра́сывать во́лосы, нельзя́ выбра́сывать но́гти, да, стри́женые? Что их на́до обяза́тельно сжига́ть, что… [ЧВФ:] Да. [ЦИВ:] Что вот е́сли подберу́ть чужи́е лю́ди твои́ во́лосы, то мо́гут вот на твои́ во́лосы… [ЧВФ:] Возни́кнут пробле́мы. [ЦИВ:] И́ли на но́гти то́же з… за́говор сде́лать. Вот, мо́гут заши́ть там в како́й-то мешо́чек э́ти во́лосы, пото́м… на… заговори́ть. [ЧВФ:] Вся́кие есть. [А в Себеже были такие или есть, которые умели заговаривать?] В Се́беже – нет, я, по кра́йней ме́ре, зна́ю… То есть не зна́ю, сейча́с она́ жива́ и́ли нет, в Пту́шкино была́. Слы́шали? [ЦИВ:] [Отрицательно мычит.] [ЧВФ:] Ба́бка. [А что она?] Не хочу́, ничё не зна́ю, ну, по кра́йней ме́ре, не бу́ду называ́ть фами́лию… [ЦИВ:] А где э́то, Пту́шкино? А где э́то, Пту́шкино? [ЧВФ:] А Пту́шкино – ба́шня у нас э́та вот телевизио́нная где, в Кузнецо́вке нале́во. [ЦИВ:] А-а. [Понимающе мычит.] Ну в Кузнецо́вке, да. [ЧВФ:] Оди́н това́рищ [усмехается]… приезжа́л сюда́ подраба́тывать. Семья́ у него́, всё хорошо́, отли́чно всё бы́ло, всё прекра́сно. Познако́мился здесь с одно́й да́мой, кото́рая, ска́жем так, ну муже́й часте́нько меня́ла там, уж как, по како́й причи́не не зна́ю, ну… [ЦИВ:] Иска́ла соверше́нство. [ЧВФ:] Ну бы́ло. Иска́ла соверше́нство. Познако́мился с ней… Ну я зна́ю почему́? Потому́ что, говорю́, разгова́ривали, зна́ч[ит], он: «Да ну, ты что, я так, тут вре́мя провести́». Ну ради бо́га, провести́ – так провести́. Проведи́, тебе́ кака́я раз… Прошло́ вре́мя. Вро́де бы, вро́де бы она́ его́, так сказа́ть, себе́ рука́ми не уде́рживала, ничего́. Но зна́ю то́чно, что… потому́ что они́, полу́чилось, меня́ оди́н раз попроси́ли, гърит: «Свози́ к ба́бке». И он про… гла́вное про́сит: «Свози́, а то…» Ма́шины у него́ не́ было… он гърит тут: «Свози́ ба… к ба́бке в Пту́шкино. Она́ там че́м-то боле́ет, у неё что́-то тако́е вот, ба́бка там обеша́ла помо́чь». Ну я свози́л, а пото́м свое́й жене́ сказа́л, она́ гърит: «Ты что, дура́к что ли?» Я гърю: «А чё тако́е?» – «Она́ чё-нибудь наде́лает, вот помяни́ мои́ слова́. Вот э́тот твой друг оста́нется то́чно у неё». Гърю: «Да ну, бро́сь ты. У него́ там семья́, де́ти, всё, никаки́х вопро́сов, всё. Рабо́та хоро́шая, чё он… Он сюда́ прие́хал, тут зарабо́тал, уе́хал, там всё норма́льно, всё прекра́сно». – «Ну, – гърит, – вот помяни́ мои́ слова́». Прохо́дит како́е-то вре́мя… Зна́чит, мать э́того дру́га говори́т: «Ты зна́ешь… На́чала стира́ть Са́шкино бельё, а у него́ внутри́ к штана́м приши́ты каки́е-то пучки́ воло́с в тря́почках, каки́е-то… кака́я-то трава́ там». И, получа́ется, таки́е ма́ленькие, они́ сде́ланы так аккура́тно, что… Ну, вот он одева́ет, он их про́сто не за… не замеча́ет. «Я, – гърит, – пообреза́ла, сожгла́ там ка́к-то», – гърит. Сказа́ла, что про́сто выбра́сывать нельзя́. Ну, по кра́йней ме́ре, всё равно́, пото́м прошло́ како́е-то вре́мя… и э́тот Са́шка прие́хал сюда́, и тепе́рь он сказа́л: «Не могу́ без неё жить и всё, хоть ты стреля́й». Всё. Ни жена́ нуж… не нужна́, ни… ни де́ти не нужны́. И всё. [И так и остался?] И так и оста́лся, но са́мое интере́сное, что она́ его́ гна́ла и: «Ты не ну́жен, уходи́-уезжа́й, ты мне не ну́жен». [ЦИВ:] А заче́м же она́ на него́ де́лала за́говор, а пото́м гнала́? [ЧВФ:] А вот… вот фиг его́ зна́ет как. [ЦИВ:] Пото́м разонра́вился? [ЧВФ:] Да како́й там чёрт разонра́вился, он там па́шет, как негр на неё. [ЦИВ смеётся.] И всё. И… и всё норма́льно, и всё прекра́сно и хорошо́. Но са́мое интере́сное опя́ть же, что до́ма он у неё не пропи́сан и не распи́саны они́. [Но живут с ней?] Но живёт он там и всё, да, и всё. Да, и всё. И… ну гърю: «Подожди́, друг. Дождёсся ты когда́, не дай бог-от действи́тельно с ней что́-то случи́тся, де́ти её приду́т, ска́жут: «Пошёл вон отсю́да, ты кто тако́й? Никто. И до свида́ния». Где ты бу́дешь?» – «Ну, я её люблю́». Ну и хрен с тобо́й, лю́бишь – люби́. «То не ло́шадь, то… то не коро́ва, то любо́ў прокля́тая». [ЦИВ смеётся.] Так что в жи́зни… на э́тот счёт на́до поаккура́тнее. А то, что вот я говори́л про на́шего э́того, он… пошёл и… зимо́й замёрз про́сто. И уж… ну по кра́йней ме́ре, да, е́сли-от да́же он пошёл туда́, ну сообрази́ть-то всё равно́ он мог, что пойти́-то обра́тно на́до идти́. А он попёр в таки́е де́бри… Он Гора́-маяк, туда́, под э́ту го́ру. То есть… прошёл… ну ты ж ви́дел, шёл ты сюда́, что не… ну останови́лся бы, кого́-то спроси́л. Нет, он всё равно́ упо́рно шёл, его́ туда́ как… как вело́ что́-то. [… – отклоняемся от темы, затем снова к ней возвращаемся.] Так что вот насчёт безбо́жников – э́то так. А так они́ там горди́лись, что хра́мы взрыва́лись. [ЦИВ:] Так доро́жки ико́нами мости́ли к до́му. [ЧВФ:] Да. Да. [Как?] [ЦИВ:] Ну и… ико́нами выкла́дывали доро́жки к до́м. [ЧВФ:] И вот то, что он прису́тствовал… зна́чит, в се́мьдесят второ́м году́. В ты́ща девятьсо́т се́мьдесят второ́м году́ закрыва́ли… ну, официа́льно закрыва́ли после́днюю це́рковь была́, Кури́ловскую це́рковь, храм. У нас там есть не́которые предме́ты и вот ри… облаче́ние – это из це́ркви. Он прису́тствовал как дире́ктор музе́я там и забира́л все остальны́е вот э́ти ве́щи. Нет книг э́тих церко́вно-прихо́дских, там вот э́тих… рожде́ние, там упомина́ние у́мерших и так да́лее. Их нет и упомина́ния гла́вное, нигде́ не нашёл. Я бо́льше, чем уве́рен, что он скоре́е всего́ вы́бросили их. [ЦИВ:] Коне́чно. А лю́ди вот и́щут. [ЧВФ:] А тепе́рь начина́ем иска́ть и никто́ ничё не найдёт. И поэ́тому я ду́маю, что э́то всё-таки… [А вот когда храмы разрушали, иконы люди себе домой забирали?] Забира́ли. Е́сли… е́сли успева́ли. [ЧВФ:] Ну стара́лись. Де́ло в том, что… е́сли успева́ли… де́ло в том, что тогда́ же э́то де́лалось так – приходи́ли: «Всё, взрыва́ем». И… что успе́ли – вы́несли, что успе́ли. Что не успе́ли, то… то поги́бло. [Собиратель начинает задавать вопрос, но ЧВФ его перебивает:] Интере́сный факт… сейча́с, подожди́те, у кого́ же э́та ико́на? Я ещё проси́л её... пока́зывали мне ико́ну… нашли́ в пе́чке. У нас здесь в Се́беже у кого́-то храни́тся. Проси́л, гърю: «Подари́те». – «Не-не́, не отдади́м». На́чали ремонти́ровать пе́чку там, ну, немно́жко дыми́ла. Разобра́ли часть и была́ спря́тана, вот, в дымохо́де… была́ спря́тана ико́на. Она́ разме́ром приме́рно с кни́жку така́я, небольша́я была́. Про́сто са́жу с… сду́ли, протёрли и… ну не то, что вот све́жие кра́ски, она́ така́я тёмная вот, стари́нная, на доске́ как есть. Но не сгоре́ла в дымохо́де, не сгоре́ла. Вот хоти́те ве́рьте, хоти́те не ве́рьте. [А рассказывали, кто её подобрал?] А не зна́ю, потому́ что э́то уже́ владе́льцев э́той кварти́ре, вот они́... кото́рые… они́ кварти́ру, до́м этот, купи́ли. И да́же вот… а кто предыду́щие владе́льцы, потому́ что меня́лось не́сколько… Кто там пря́тал э́то? Потому́ что э́то бы́ло скоре́е всего́ где́-то в тридца́тые го́ды, когда́ начина́лось… два́дцать седьмо́й – три́дцать второ́й год, в осно́вном э́тот вот тут у нас был э́то… разва́л, поэ́тому… [… – ЧВФ рассказывает про икону, замурованную в стене в Спасской башне, а затем уходит.] [А вот вы говорите, что дорожки себе мостил иконами? Это те, кто разрушал церкви?] [ЦИВ:] Угу́. Угу́. [Прямо к дому?] К до́му, да, ну вот прям на зем\лю кла́ли, ли… ли́ком вниз и вот по э́тим ико́нам они́ ходи́ли к до́му по доро́жкам. [И у них ничего не случалось с ногами?] Ну, понима́ете, никто́ ж тако́й не вёл… ну… стати́стики. Ну… в основно́м, лю́ди пло́хо зака́нчивают. Так… таки́е лю́ди. Вот. И они́ до́лго не живу́т, а е́сли до́лго живу́т, зна́чит тогда́ их бли́зкие умира́ют и… нака́зывает Бог нас са… са́мым больны́м.