Характеристики текста
Год2019
СобирателиИДД, СЭС
Место сбора данных
Псковская область
Себежский район
Себеж
Информанты
Данные об инф.
КодТТП
Полf
Год рождения1970
Место рождения
Данные об инф.
КодЕЕ
Полf
Год рождения1986
Место рождения
Опросник
XVI 1 Какие растения употреблялись для защиты от нечистой силы? Как их применяли?
XVI 4 а Ветками каких деревьев украшали дома на Вербное воскресенье? Как называлась троицкая зелень?
XVI 4 в Ветками каких деревьев украшали дома на Троицу? Как называлась троицкая зелень?
Ключевые слова
Баня, Белый цвет, Береза, Бес, Библия, Богослужение, Веник, Венок, Верба, Вербное воскресение, Весна, Ветки, Вить, Внутренний-внешний, Вода, Вокруг, Время, Выбрасывать, Говорить, Год, Головные уборы, Давать-брать, Дверь, Двор, Демонология, Деньги, Дерево, Деревце обрядовое, Детский фольклор, Дни, Дом, Еда, Животное, Запреты, Иван Купала, Икона, Календарь, Катить, Каша, Кормление, Красный угол, Крест, Круг, Крыло, Курица, Кутья, Лазарь, Лес, Лето, Лицо, Ломать, Металлы, Можжевельник, Молодой-старый, Мужчина, Мытье, Народное православие, Новый-старый, Обереги, Огонь, Освящение, Остатки, Пасха, Пища, Плетение, Пожар, Праздники, Приговоры, Пространство, Птицы, Растения, Растения вечнозеленые, Растения-обереги, Ребенок, Родство, Свеча, Сглаз, Сено, Сжигание, Синий цвет, Скот, Скотоводство, Сухой, Тело человека, Травы, Трапеза ритуальная, Три, Троица, Угол, Умывание, Уничтожение ритуальное, Утро, Хлев, Хороший-плохой, Цвет, Цветы, Церковь, Число, Чистота ритуальная, Чистый четверг, Чистый-грязный, Яйцо, Яйцо пасх.
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 6234
6234
[Ранее речь шла о праздновании Иванова дня в Себеже. См. VIa-7, 6 а, б, 9, 8 а, б, 10] [ЕЕ:] А ещё была́ фи́шка – вот, неда́вно про́сто ещё то́же с лингвоэтно́графами разгова́риваю – запи́сывала когда́, она́ у меня́ консульти́руется по по́воду назва́ний расте́ний – на Ива́н Купа́ла обяза́тельно собира́ли чертополо́х и ве́шали его́ над две́рью – осо́бенно во хлев, чтоб никто́ скоти́ну не сгла́зил – вот э́то то́же была́ така́я… [Чертополох?] [ТТП:] Да, есть така́я… Зна́ете, така́я тра́вка? Си́ненькая… Она́ си́не-фиоле́товая така́я – и така́я вот по сторона́м во. [ЕЕ:] Ну, он как там называ́ется пра́вильно-то, Го́споди? Я уже́ не по́мню… Ну, в о́бщем, чертополо́х его́ называ́ли – э́то колю́чка. [ТТП:] Она́ цветёт – когда́ она́ цветёт, тогда́ называ́ют её чертополо́х. А мы де́лали ещё: чертополо́х и рома́шка обяза́тельно должна́ быть. [ЕЕ:] У меня́ ба́бушка чертополо́х ве́шала – вот я то́чно по́мню, что всегда́ над две́рью чертополо́х… [ЕЕ проживала в детстве в Пыталово, на границе с Латвией]. [ТТП, одновременно:] Нет, все венки́ де́лали: чертополо́х и рома́шка. [Вам нужно было вешать чертополох?] [ЕЕ:] Так и здесь то́же ве́шали. [И здесь тоже чертополох?] [ТТП:] Ну, верне́е, не ве́шали: э́то в вено́к, я по́мню, в вено́к вплета́ли. [ЕЕ:] Но вообще́ чертополо́х – э́то от сгла́за, ти́па там иго́лки есть… [ТТП, одновременно:] Поэ́тому и в вено́к его́ вплета́ли, поэ́тому. [ЕЕ:] От сгла́за, от того́, что́бы, там, кто́-то пришёл, скоти́ну не сгла́зил – каки́е-то не́чисти – ну, в о́бщем, таки́е пове́рья бы́ли. [ТТП, одновременно:] Да, вот э́то. Э́то что́-то. [А что ещё носили, какие растения в хлев, чтобы не сглазили?] [ЕЕ:] Чертополо́х ве́шали снару́жи, над две́рью: тако́й гво́здик был за́гнутый – я да́же по́мню э́то. У меня́ про́сто ба́бушка о́чень дре́вняя была́: ты́сяча восемьсо́т… девятьсо́т, по-мо́ему, восьмо́го го́да, поэ́тому ка́к-то вот э́то всё… [ТТП:] Моя́ – семна́дцатого. [А чертополох – его кто собирал?] [ЕЕ:] Ба́бушка – я не зна́ю, не могу́ сказа́ть: у меня́ ба́бушка сама́ собира́ла и сама́ ве́шала то́чно. Тако́й засо́хший, весь год висе́л обяза́тельно. [Весь год, а снимали когда?] Сле́дующую: э́ту убира́ли, сле́дующую – меня́ли. [А куда его девали, когда сняли?] Не зна́ю. Не зна́ю. Мо́жет быть, сжига́ли. Мо́жет… я не могу́ сказа́ть: то́чно я не зна́ю. [ТТП:] Э́то как сейча́с вопро́с то́же: вот Ве́рбное воскресе́нье, да? Мы… Я всё вре́мя хожу́ на Ве́рбное воскресе́нье на слу́жбу. [ЕЕ, одновременно:] Ве́рбу сжига́ли в пе́чке, ба́бушка говори́ла, обяза́тельно. Служёную никуда́ выки́дывать нельзя́. [ТТП, одновременно:] Да, да. То есть, она́ це́лый год стои́т… Вот, наприме́р, на Ве́рбное воскресе́нье я зна́ю, что в после́днее вре́мя о́чень мно́гие ста́ли не про́сто с ве́рбами приходи́ть, а с… Туда́ ещё... Де́лают тако́й буке́тик: ве́рба плюс ве́реск, колю́чий тако́й, вот. И туда́ све́чечку. Ве́рба… [ЕЕ, перебивает:] Можжеве́льник. [ТТП:] А? [ЕЕ:] Можжеве́льник. [ТТП:] А я что сказа́ла? [ЕЕ:] Ве́реск. [ТТП:] А ве́реск – э́то не то? [ЕЕ:] Нет. [ТТП:] Ну, можжеве́льника… Причём э́то… [ЕЕ, перебивает:] Про́сто… Не ве́реск, смотри́, ве́реск – э́то вот э́тот куста́рничек, а можжеве́льник называ́ют ве́ресом. Ещё говоря́т: «Вереси́на». [ТТП:] А, с ве́ресом. [ЕЕ:] Ве́рес, ве́рес. [ТТП:] Ну, колю́чий. [ЕЕ:] Ну, можжеве́льник, да. [ТТП:] Можжеве́льник, да. [Что с ним делали ещё раз?] Его́ то́же вот в э́тот буке́тик – вме́сте с ве́точками ве́рбы. Там у меня́, кста́ти, стои́т. А для чего́ его́ ста́вили – потому́ что счита́ется, что е́сли взять буке́тик, то э́то – обере́г от пожа́ров. [От пожаров?] [ТТП:] Да. [ЕЕ:] А у меня́ ба́бушка говори́ла, от пожа́ров про́сто ве́рба служёная. [ТТП:] У меня́ у само́й сейча́с в ба́не поло́жено: она́ положи́ла на одну́ сто́рону, на другу́ю – в э́ти… В ба́не у нас лежи́т вот э́тот можжеве́льник. [Собиратель просит информантов рассказывать по отдельности. Соб.: Ещё раз, где нужно было вербу ставить, чтобы пожаров не было?] На Ве́рбное воскресе́нье, когда́ слу́жба, ка́ждый прихожа́нин идёт в храм для того́, ч… Он с собо́й несёт ве́точку – ой, буке́тик ве́рбы. Но мо́жно в э́тот буке́тик с ве́рбой – вот сейча́с мно́гие, я ви́жу по прихожа́нам, кладу́т туда́... опя́ть э́тот, ве́реск. Ну, можжеве́льник. Ве… Ну, э́то два… [ЕЕ:] Ве́рес. [ТТП:] Ве́рес. Не, ну а почему́ можжеве́льник? Два назва́ния. [ЕЕ:] Потому́ что нау́чное назва́ние – можжеве́льник. [ТТП:] А, ну вот. Да, ве́рес и можжеве́льник… и́ли он – можжеве́льник, да. Его́ теерь то́же в э́тот буке́тик вставля́ют – кладу́т его́ туда́, добавля́ют – для того́, что́бы… Я узнава́ла, что э́то – от пожа́ров. То есть хорошо́, когда́ в до́ме стои́т не про́сто… Ве́рба – вообще́ обере́г от мно́гого… Ну вот, а, ви́димо, чтоб… Кака́я э́то ве́рба, я не зна́ю… Что она́ как обновле́ние? Ве́рбное воскресе́нье – э́то же как… Обновле́ние, наве́рное. [А от чего ещё верба помогает, вы говорите?] Ну, она́ не помога́ет, она́ оберега́ет дом, в о́бщем, в це́лом, да? Вот. Как-то, ну, э́то при́знак… Не зна́ю, э́то, ну, атрибу́т: Ве́рбное воскресе́нье. Почему́? Потому́ что в э́то вре́мя, что там, Ла́зарь… Я Би́блию, к сожале́нию, пло́хо зна́ю, но э́то – библе́йская исто́рия, вот. Поэ́тому не могу́ сейча́с в то́чности её переда́ть, но ве́рба всегда́ была́ ве́рбой, и ве́рбу носи́ли. Ве́рбное воскресе́нье. Но добавля́ли… ста́ли добавля́ть можжеве́льник – вот и́менно, я узна́ла, с той це́лью, что́бы ещё оди́н был обере́г и́менно от пожа́ров. [В какой части дома это всё хранилось, вы не помните?] Нет, вот у меня́ про́сто стои́т в ва́зочке – стои́т у меня́ вот там на ку́хне. [ЕЕ:] А ра́ньше – не по́мнишь? Ра́ньше. [ТТП:] А ра́ньше… Ну, я так ду́маю, что где кра́сный у́гол. Я ду́маю, что в кра́сный у́гол ста́вили. [Над иконами?] Я ду́маю, что ли́бо кла́ли, ли́бо да, потому́ что… потому́ что… Где́-то во́зле кра́сного угла́, то есть э́то счита́лось, в о́бщем, доста́точно, ну, как бы свяще́нно. [А у вас что с вербой делали?] [ЕЕ:] Ве́рбу ста́вили за ико́ну так и́ли кла́ли – вот, ка́к-то втыка́ли. Потому́ что у ба́бушки мое́й бы́ли огро́мные таки́е ико́ны; причём э́то называ́лось у нас не кра́сный, а бо́льший у́гол. [ТТП:] А у нас называ́лось, в кра́сный у́гол. [ЕЕ:] Бо́льший у́гол э́то называ́лось и он был, ну, в двух ко́мнатах. Два… две ко́мнаты больши́е, и в ка́ждой была́ больша́я ико́на, и ве́рбу ста́вили… Ну, по по́воду пожа́ров не зна́ю, а по по́воду «от пожа́ров» ста́вили служёную на Тро́ицу берёзку. Ну, то есть, вот берёзку лома́ли обяза́тельно – вот, ти́па, от пожа́ров, а то, что не служёное – обяза́тельно на Тро́ицу во́зле вхо́да таки́е молоды́е берёзки прибива́ли. [ТТП:] Э́то да. [ЕЕ:] И э́то то́ке счита́лось от пожа́ров, а служёные, ти́па – вот э́то то́же: ба́бушка расска́зывала о том, что всегда́ в дере́вне от пожа́ров. И э́то то́же втыка́лось ка́к-то, вот, с дву́х сторо́н от ико́ны, ико́на… Ну, как втыка́лось? Она́ про́сто… Тако́й уголо́к был… В деревя́нном до́ме, да, и вот тако́й уголо́к деревя́нный; ико́на све́рху как бы прикреплена́ была́, она́ внизу́ на э́том уголке́ держа́лась, и вот так вот – ну, как бы немно́жко от сте́нки – так вот стоя́ли э́ти ве́точки и берёзки. [А украшали как на Троицу дом?] Берёзами его́ с двух сторо́н… Ну, то есть, вот крыльцо́ и вокруг… Ну, о́коло две́ри с дву́х сторо́н молоды́е берёзки прибива́ли. [Соб.: Прибивают, да.] Прибива́ли, да. Ну, там бы́ли да́же специа́льные гво́здики таки́е: до́щатый коридо́р был – потому́ что, вот, ка́к-то у них там выно́сят в се́ни.[А кто ходил ломать эти берёзки?] Я то́чно зна́ю, что у меня́ оте́ц всегда́ ходи́л – мужчи́на ходи́л. [Мужчина, да?] Да. Лома́ть, руби́ть берёзки – ну, лома́ть мог кто уго́дно, что́бы идти́ в це́рковь служи́ть, а вот э́ти вот молоды́е берёзки – мужчи́ны руби́ли. Е́здили в лес да́же специа́льно: с утра́ пора́ньше встава́ли, что́бы пое́хать – берёз наруби́ть и налома́ть ве́точек. Прям вот бы́ло обяза́тельно. Бы́ли таки́е моме́нты вообще́ о́чень… Вот, прям, сто проце́нтов должна́ ве́рба быть, должны́ быть вот э́ти берёзки обяза́тельно в до́ме. Обяза́тельно должны́ быть на Па́сху – поми́мо, вот, ве́рба – ве́рбное воскресе́ние – во́зле ико́ны лежа́ть я́йца кра́шеные весь год – убира́лись то́лько в сле́дующую Па́сху. И ещё из обяза́тельных моме́нтов… Что там тако́го, прям… А, и ещё: на Чи́стый четве́рг обяза́тельно про́сто всегда́ и до сих пор меня́ ма́ма подклёвывает мозг по э́тому по́воду: ну́жно бы́ло умыва́ться яйцо́м [делает круговое движение рукой около щеки] и моне́ткой бе́лой. То есть, в таре́лку налива́лась вода́, обяза́тельно должно́ бы́ло быть све́тлое яи́чко и моне́тка, ну, не кра́сная, не ме́дная, а бе́лая моне́тка. И ну́жно бы́ло умыва́ться моне́ткой крест-на́к… [ТТП, одновременно:] Когда́... Э́то когда́ пра́здник? [ЕЕ:] Ну, вот, кресто́м на Чи́стый четве́рг [крестит лицо]. И води́ть яи́чком, и пригова́ривать, что́бы… [ТТП, перебивает:] Так я́йца ката́ть. [ЕЕ:] Нет, Чи́стый четве́рг. «Что́бы лицо́ бы́ло гла́дкое, как яи́чко, и бе́лое, как моне́тка». Обяза́тельно бы́ло умыва́ться и пригова́ривать. [А монеткой сколько раз надо было, один раз?] Три ра́за, три ра́за. Ну, как обы́чно: как бу́дто крест; три ра́за и обяза́тельно пригова́ривать. А яи́чко про́сто ката́ть ну́жно бы́ло по щеке́. [Ещё вопрос про Купалу: а у вас из чего венки плели?] Вот я реа́льно никогда́ не плела́ венки́, меня́ э́то почему́-то всё подбе́шивало. Не зна́ю. Ба́бушка у меня́ то́же не плела́, но буке́тики собира́ли и суши́ли тра́вы, и вообще́ счита́лось… Обяза́тельно ива́н-чай собира́ли из расте́ний – вот э́то то́чно. Ива́н-чай прям, вот, ве́никами таки́ми собира́лся, и ну́жно бы́ло собира́ть иван-ча́й не когда́ он по́лностью цветёт, а что́бы ве́рхние цветки́ бы́ли в буто́нах обяза́тельно – ина́че он, ти́па, всё уже́, не ка́тит. А, вот, кста́ти! Ива́н-чай, то́чно! То́же во хлев кла́ли. Вот э́тот-то пучо́к ива́н-ча́я был во хлеву́. И́ли в сенно́м сара́е – чё-то тако́е бы́ло то́же. Да, и чертополо́х то́же в сенно́м сара́е. Где́-то кла́ли на се́но от пожа́ра – да-да-да, и э́то то́чно, я вспо́мнила. [Его от пожара клали?] Чертополо́х то́чно кла́ли от пожа́ра в сенно́й сара́й. Вообще́ я не люби́ла вот э́то де́ло, потому́ что э́тот сухо́й чертополо́х, когда́ мы в де́тстве пры́гали на се́не, ве́чно коло́лся, а его́ ба́бка всегда́ кла́ла, да. [ТТП:] Ага́, да: колю́чки вот так вот засыпа́ет – стано́вится колю́че. [А чтобы скотину не сглазили?] [ЕЕ:] То́же чертополо́х и ве́ничек – тако́й вот, прям ве́ничек, собира́ли из ива́н-ча́я. [А яйцо зачем хранили пасхальное, не рассказывали?] Как обере́г то́же како́й-то – не могу́ сказа́ть конкре́тно, для чего́. Чтоб не отняло́сь. [ТТП:] Я то́же, я всё вре́мя кладу́, и вот, оно́ лежи́т у меня́: пасха́льное яйцо́ лежи́т в одно́м ме́сте – у меня́ там небольша́я ико́ночка есть, вот, на ку́хне; у меня́ за ико… за ико́нку на́до класть яи́чко. [ЕЕ:] Ну, да, с… [… – Собиратели просят у ТТП разрешение сфотографировать икону, та соглашается. ЕЕ звонит по телефону. Позже возобновляем разговор на прежнюю тему.] [Соб.: Я вспомнил, что вы говорили, будто нельзя вербу выбрасывать и её в печке жгли, да?] [ЕЕ:] Да. [А бабушка не рассказывала, почему? Что это, грех, что ли, какой-то?] [ЕЕ:] Нет, э́то не грех. Щас скажу́: вообще́ всё, что из це́ркви, нельзя́ бы́ло никуда́ выбра́сывать – э́то могло́ то́лько сжига́ться; е́сли, наприме́р, служёная кутья́, нельзя́ бы́ло никуда́ выбра́сывать, что́бы, наприме́р, соба́ки и́ли кто́-то из живо́тных не пое́ли. То́лько пти́цам мо́жно бы́ло дава́ть. Ну, челове́к съеда́ет; е́сли, там, допу́стим, подпо́ртилось, э́то отдава́лось то́лько е́сли пти́цам. Потому́ что, ну, ти́па, пти́цы – э́то бо́жьи тва́ри, а… Ну, э́то то же са́мое, что, е́сли соба́ка забежа́ла в це́рковь, це́рковь на́до освяща́ть, потому́ что э́то, ти́па, вот уже́ не́чисть – всё, что по земле́ бе́гает, а пти́цы, ти́па, лета́ют – вот они́... Несмотря́ на то, что ку́ры хо́дят – всё равно́: у них же есть кры́лья. И то, что каса́ется служёной… берёзок и ве́рбы, яй\ца, кото́рые снима́ли с ико́н – их то́же сжига́ли в пе́чке , потому́ что всё, что служёное, ну́жно бы́ло сжига́ть, предава́ть огню́ – как-то так. То есть, не то, что грех, а так бы́ло при́нято, и по-друго́му вообще́ нельзя́, да́же… да́же ве́рить, что мо́жно сде́лать по-друго́му.