[Ранее речь шла о праздновании Иванова дня в Себеже. См. VIa-7, 6 а, б, 9, 8 а, б, 10] [ЕЕ:] А ещё была́ фи́шка – вот, неда́вно про́сто ещё то́же с лингвоэтно́графами разгова́риваю – запи́сывала когда́, она́ у меня́ консульти́руется по по́воду назва́ний расте́ний – на Ива́н Купа́ла обяза́тельно собира́ли чертополо́х и ве́шали его́ над две́рью – осо́бенно во хлев, чтоб никто́ скоти́ну не сгла́зил – вот э́то то́же была́ така́я…
[Чертополох?] [ТТП:] Да, есть така́я… Зна́ете, така́я тра́вка? Си́ненькая… Она́ си́не-фиоле́товая така́я – и така́я вот по сторона́м во.
[ЕЕ:] Ну, он как там называ́ется пра́вильно-то, Го́споди? Я уже́ не по́мню… Ну, в о́бщем, чертополо́х его́ называ́ли – э́то колю́чка.
[ТТП:] Она́ цветёт – когда́ она́ цветёт, тогда́ называ́ют её чертополо́х. А мы де́лали ещё: чертополо́х и рома́шка обяза́тельно должна́ быть.
[ЕЕ:] У меня́ ба́бушка чертополо́х ве́шала – вот я то́чно по́мню, что всегда́ над две́рью чертополо́х…
[ЕЕ проживала в детстве в Пыталово, на границе с Латвией].
[ТТП, одновременно:] Нет, все венки́ де́лали: чертополо́х и рома́шка.
[Вам нужно было вешать чертополох?] [ЕЕ:] Так и здесь то́же ве́шали.
[И здесь тоже чертополох?] [ТТП:] Ну, верне́е, не ве́шали: э́то в вено́к, я по́мню, в вено́к вплета́ли.
[ЕЕ:] Но вообще́ чертополо́х – э́то от сгла́за, ти́па там иго́лки есть…
[ТТП, одновременно:] Поэ́тому и в вено́к его́ вплета́ли, поэ́тому.
[ЕЕ:] От сгла́за, от того́, что́бы, там, кто́-то пришёл, скоти́ну не сгла́зил – каки́е-то не́чисти – ну, в о́бщем, таки́е пове́рья бы́ли.
[ТТП, одновременно:] Да, вот э́то. Э́то что́-то.
[А что ещё носили, какие растения в хлев, чтобы не сглазили?] [ЕЕ:] Чертополо́х ве́шали снару́жи, над две́рью: тако́й гво́здик был за́гнутый – я да́же по́мню э́то. У меня́ про́сто ба́бушка о́чень дре́вняя была́: ты́сяча восемьсо́т… девятьсо́т, по-мо́ему, восьмо́го го́да, поэ́тому ка́к-то вот э́то всё…
[ТТП:] Моя́ – семна́дцатого.
[А чертополох – его кто собирал?] [ЕЕ:] Ба́бушка – я не зна́ю, не могу́ сказа́ть: у меня́ ба́бушка сама́ собира́ла и сама́ ве́шала то́чно. Тако́й засо́хший, весь год висе́л обяза́тельно.
[Весь год, а снимали когда?] Сле́дующую: э́ту убира́ли, сле́дующую – меня́ли.
[А куда его девали, когда сняли?] Не зна́ю. Не зна́ю. Мо́жет быть, сжига́ли. Мо́жет… я не могу́ сказа́ть: то́чно я не зна́ю.
[ТТП:] Э́то как сейча́с вопро́с то́же: вот Ве́рбное воскресе́нье, да? Мы… Я всё вре́мя хожу́ на Ве́рбное воскресе́нье на слу́жбу.
[ЕЕ, одновременно:] Ве́рбу сжига́ли в пе́чке, ба́бушка говори́ла, обяза́тельно. Служёную никуда́ выки́дывать нельзя́.
[ТТП, одновременно:] Да, да. То есть, она́ це́лый год стои́т… Вот, наприме́р, на Ве́рбное воскресе́нье я зна́ю, что в после́днее вре́мя о́чень мно́гие ста́ли не про́сто с ве́рбами приходи́ть, а с… Туда́ ещё... Де́лают тако́й буке́тик: ве́рба плюс ве́реск, колю́чий тако́й, вот. И туда́ све́чечку. Ве́рба…
[ЕЕ, перебивает:] Можжеве́льник.
[ТТП:] А?
[ЕЕ:] Можжеве́льник.
[ТТП:] А я что сказа́ла?
[ЕЕ:] Ве́реск.
[ТТП:] А ве́реск – э́то не то?
[ЕЕ:] Нет.
[ТТП:] Ну, можжеве́льника… Причём э́то…
[ЕЕ, перебивает:] Про́сто… Не ве́реск, смотри́, ве́реск – э́то вот э́тот куста́рничек, а можжеве́льник называ́ют ве́ресом. Ещё говоря́т: «Вереси́на».
[ТТП:] А, с ве́ресом.
[ЕЕ:] Ве́рес, ве́рес.
[ТТП:] Ну, колю́чий.
[ЕЕ:] Ну, можжеве́льник, да.
[ТТП:] Можжеве́льник, да.
[Что с ним делали ещё раз?] Его́ то́же вот в э́тот буке́тик – вме́сте с ве́точками ве́рбы. Там у меня́, кста́ти, стои́т. А для чего́ его́ ста́вили – потому́ что счита́ется, что е́сли взять буке́тик, то э́то – обере́г от пожа́ров.
[От пожаров?] [ТТП:] Да.
[ЕЕ:] А у меня́ ба́бушка говори́ла, от пожа́ров про́сто ве́рба служёная.
[ТТП:] У меня́ у само́й сейча́с в ба́не поло́жено: она́ положи́ла на одну́ сто́рону, на другу́ю – в э́ти… В ба́не у нас лежи́т вот э́тот можжеве́льник.
[Собиратель просит информантов рассказывать по отдельности. Соб.: Ещё раз, где нужно было вербу ставить, чтобы пожаров не было?] На Ве́рбное воскресе́нье, когда́ слу́жба, ка́ждый прихожа́нин идёт в храм для того́, ч… Он с собо́й несёт ве́точку – ой, буке́тик ве́рбы. Но мо́жно в э́тот буке́тик с ве́рбой – вот сейча́с мно́гие, я ви́жу по прихожа́нам, кладу́т туда́... опя́ть э́тот, ве́реск. Ну, можжеве́льник. Ве… Ну, э́то два…
[ЕЕ:] Ве́рес.
[ТТП:] Ве́рес. Не, ну а почему́ можжеве́льник? Два назва́ния.
[ЕЕ:] Потому́ что нау́чное назва́ние – можжеве́льник.
[ТТП:] А, ну вот. Да, ве́рес и можжеве́льник… и́ли он – можжеве́льник, да. Его́ теерь то́же в э́тот буке́тик вставля́ют – кладу́т его́ туда́, добавля́ют – для того́, что́бы… Я узнава́ла, что э́то – от пожа́ров. То есть хорошо́, когда́ в до́ме стои́т не про́сто… Ве́рба – вообще́ обере́г от мно́гого… Ну вот, а, ви́димо, чтоб… Кака́я э́то ве́рба, я не зна́ю… Что она́ как обновле́ние? Ве́рбное воскресе́нье – э́то же как… Обновле́ние, наве́рное.
[А от чего ещё верба помогает, вы говорите?] Ну, она́ не помога́ет, она́ оберега́ет дом, в о́бщем, в це́лом, да? Вот. Как-то, ну, э́то при́знак… Не зна́ю, э́то, ну, атрибу́т: Ве́рбное воскресе́нье. Почему́? Потому́ что в э́то вре́мя, что там, Ла́зарь… Я Би́блию, к сожале́нию, пло́хо зна́ю, но э́то – библе́йская исто́рия, вот. Поэ́тому не могу́ сейча́с в то́чности её переда́ть, но ве́рба всегда́ была́ ве́рбой, и ве́рбу носи́ли. Ве́рбное воскресе́нье. Но добавля́ли… ста́ли добавля́ть можжеве́льник – вот и́менно, я узна́ла, с той це́лью, что́бы ещё оди́н был обере́г и́менно от пожа́ров.
[В какой части дома это всё хранилось, вы не помните?] Нет, вот у меня́ про́сто стои́т в ва́зочке – стои́т у меня́ вот там на ку́хне.
[ЕЕ:] А ра́ньше – не по́мнишь? Ра́ньше.
[ТТП:] А ра́ньше… Ну, я так ду́маю, что где кра́сный у́гол. Я ду́маю, что в кра́сный у́гол ста́вили.
[Над иконами?] Я ду́маю, что ли́бо кла́ли, ли́бо да, потому́ что… потому́ что… Где́-то во́зле кра́сного угла́, то есть э́то счита́лось, в о́бщем, доста́точно, ну, как бы свяще́нно.
[А у вас что с вербой делали?] [ЕЕ:] Ве́рбу ста́вили за ико́ну так и́ли кла́ли – вот, ка́к-то втыка́ли. Потому́ что у ба́бушки мое́й бы́ли огро́мные таки́е ико́ны; причём э́то называ́лось у нас не кра́сный, а бо́льший у́гол.
[ТТП:] А у нас называ́лось, в кра́сный у́гол.
[ЕЕ:] Бо́льший у́гол э́то называ́лось и он был, ну, в двух ко́мнатах. Два… две ко́мнаты больши́е, и в ка́ждой была́ больша́я ико́на, и ве́рбу ста́вили… Ну, по по́воду пожа́ров не зна́ю, а по по́воду «от пожа́ров» ста́вили служёную на Тро́ицу берёзку. Ну, то есть, вот берёзку лома́ли обяза́тельно – вот, ти́па, от пожа́ров, а то, что не служёное – обяза́тельно на Тро́ицу во́зле вхо́да таки́е молоды́е берёзки прибива́ли.
[ТТП:] Э́то да.
[ЕЕ:] И э́то то́ке счита́лось от пожа́ров, а служёные, ти́па – вот э́то то́же: ба́бушка расска́зывала о том, что всегда́ в дере́вне от пожа́ров. И э́то то́же втыка́лось ка́к-то, вот, с дву́х сторо́н от ико́ны, ико́на… Ну, как втыка́лось? Она́ про́сто… Тако́й уголо́к был… В деревя́нном до́ме, да, и вот тако́й уголо́к деревя́нный; ико́на све́рху как бы прикреплена́ была́, она́ внизу́ на э́том уголке́ держа́лась, и вот так вот – ну, как бы немно́жко от сте́нки – так вот стоя́ли э́ти ве́точки и берёзки.
[А украшали как на Троицу дом?] Берёзами его́ с двух сторо́н… Ну, то есть, вот крыльцо́ и вокруг… Ну, о́коло две́ри с дву́х сторо́н молоды́е берёзки прибива́ли.
[Соб.: Прибивают, да.] Прибива́ли, да. Ну, там бы́ли да́же специа́льные гво́здики таки́е: до́щатый коридо́р был – потому́ что, вот, ка́к-то у них там выно́сят в се́ни.
[А кто ходил ломать эти берёзки?] Я то́чно зна́ю, что у меня́ оте́ц всегда́ ходи́л – мужчи́на ходи́л.
[Мужчина, да?] Да. Лома́ть, руби́ть берёзки – ну, лома́ть мог кто уго́дно, что́бы идти́ в це́рковь служи́ть, а вот э́ти вот молоды́е берёзки – мужчи́ны руби́ли. Е́здили в лес да́же специа́льно: с утра́ пора́ньше встава́ли, что́бы пое́хать – берёз наруби́ть и налома́ть ве́точек. Прям вот бы́ло обяза́тельно. Бы́ли таки́е моме́нты вообще́ о́чень… Вот, прям, сто проце́нтов должна́ ве́рба быть, должны́ быть вот э́ти берёзки обяза́тельно в до́ме. Обяза́тельно должны́ быть на Па́сху – поми́мо, вот, ве́рба – ве́рбное воскресе́ние – во́зле ико́ны лежа́ть я́йца кра́шеные весь год – убира́лись то́лько в сле́дующую Па́сху. И ещё из обяза́тельных моме́нтов… Что там тако́го, прям… А, и ещё: на Чи́стый четве́рг обяза́тельно про́сто всегда́ и до сих пор меня́ ма́ма подклёвывает мозг по э́тому по́воду: ну́жно бы́ло умыва́ться яйцо́м
[делает круговое движение рукой около щеки] и моне́ткой бе́лой. То есть, в таре́лку налива́лась вода́, обяза́тельно должно́ бы́ло быть све́тлое яи́чко и моне́тка, ну, не кра́сная, не ме́дная, а бе́лая моне́тка. И ну́жно бы́ло умыва́ться моне́ткой крест-на́к…
[ТТП, одновременно:] Когда́... Э́то когда́ пра́здник?
[ЕЕ:] Ну, вот, кресто́м на Чи́стый четве́рг
[крестит лицо]. И води́ть яи́чком, и пригова́ривать, что́бы…
[ТТП, перебивает:] Так я́йца ката́ть.
[ЕЕ:] Нет, Чи́стый четве́рг. «Что́бы лицо́ бы́ло гла́дкое, как яи́чко, и бе́лое, как моне́тка». Обяза́тельно бы́ло умыва́ться и пригова́ривать.
[А монеткой сколько раз надо было, один раз?] Три ра́за, три ра́за. Ну, как обы́чно: как бу́дто крест; три ра́за и обяза́тельно пригова́ривать. А яи́чко про́сто ката́ть ну́жно бы́ло по щеке́.
[Ещё вопрос про Купалу: а у вас из чего венки плели?] Вот я реа́льно никогда́ не плела́ венки́, меня́ э́то почему́-то всё подбе́шивало. Не зна́ю. Ба́бушка у меня́ то́же не плела́, но буке́тики собира́ли и суши́ли тра́вы, и вообще́ счита́лось… Обяза́тельно ива́н-чай собира́ли из расте́ний – вот э́то то́чно. Ива́н-чай прям, вот, ве́никами таки́ми собира́лся, и ну́жно бы́ло собира́ть иван-ча́й не когда́ он по́лностью цветёт, а что́бы ве́рхние цветки́ бы́ли в буто́нах обяза́тельно – ина́че он, ти́па, всё уже́, не ка́тит. А, вот, кста́ти! Ива́н-чай, то́чно! То́же во хлев кла́ли. Вот э́тот-то пучо́к ива́н-ча́я был во хлеву́. И́ли в сенно́м сара́е – чё-то тако́е бы́ло то́же. Да, и чертополо́х то́же в сенно́м сара́е. Где́-то кла́ли на се́но от пожа́ра – да-да-да, и э́то то́чно, я вспо́мнила.
[Его от пожара клали?] Чертополо́х то́чно кла́ли от пожа́ра в сенно́й сара́й. Вообще́ я не люби́ла вот э́то де́ло, потому́ что э́тот сухо́й чертополо́х, когда́ мы в де́тстве пры́гали на се́не, ве́чно коло́лся, а его́ ба́бка всегда́ кла́ла, да.
[ТТП:] Ага́, да: колю́чки вот так вот засыпа́ет – стано́вится колю́че.
[А чтобы скотину не сглазили?] [ЕЕ:] То́же чертополо́х и ве́ничек – тако́й вот, прям ве́ничек, собира́ли из ива́н-ча́я.
[А яйцо зачем хранили пасхальное, не рассказывали?] Как обере́г то́же како́й-то – не могу́ сказа́ть конкре́тно, для чего́. Чтоб не отняло́сь.
[ТТП:] Я то́же, я всё вре́мя кладу́, и вот, оно́ лежи́т у меня́: пасха́льное яйцо́ лежи́т в одно́м ме́сте – у меня́ там небольша́я ико́ночка есть, вот, на ку́хне; у меня́ за ико… за ико́нку на́до класть яи́чко.
[ЕЕ:] Ну, да, с…
[… – Собиратели просят у ТТП разрешение сфотографировать икону, та соглашается. ЕЕ звонит по телефону. Позже возобновляем разговор на прежнюю тему.] [Соб.: Я вспомнил, что вы говорили, будто нельзя вербу выбрасывать и её в печке жгли, да?] [ЕЕ:] Да.
[А бабушка не рассказывала, почему? Что это, грех, что ли, какой-то?] [ЕЕ:] Нет, э́то не грех. Щас скажу́: вообще́ всё, что из це́ркви, нельзя́ бы́ло никуда́ выбра́сывать – э́то могло́ то́лько сжига́ться; е́сли, наприме́р, служёная кутья́, нельзя́ бы́ло никуда́ выбра́сывать, что́бы, наприме́р, соба́ки и́ли кто́-то из живо́тных не пое́ли. То́лько пти́цам мо́жно бы́ло дава́ть. Ну, челове́к съеда́ет; е́сли, там, допу́стим, подпо́ртилось, э́то отдава́лось то́лько е́сли пти́цам. Потому́ что, ну, ти́па, пти́цы – э́то бо́жьи тва́ри, а… Ну, э́то то же са́мое, что, е́сли соба́ка забежа́ла в це́рковь, це́рковь на́до освяща́ть, потому́ что э́то, ти́па, вот уже́ не́чисть – всё, что по земле́ бе́гает, а пти́цы, ти́па, лета́ют – вот они́... Несмотря́ на то, что ку́ры хо́дят – всё равно́: у них же есть кры́лья. И то, что каса́ется служёной… берёзок и ве́рбы, яй\ца, кото́рые снима́ли с ико́н – их то́же сжига́ли в пе́чке , потому́ что всё, что служёное, ну́жно бы́ло сжига́ть, предава́ть огню́ – как-то так. То есть, не то, что грех, а так бы́ло при́нято, и по-друго́му вообще́ нельзя́, да́же… да́же ве́рить, что мо́жно сде́лать по-друго́му.