Характеристики текста
Год2019
СобирателиАБМ
Место сбора данных
Псковская область
Себежский район
Себеж
Информанты
Данные об инф.
КодСВИ
Полf
Год рождения1936
Место рождения
Опросник
XXIIa 19 Какие известны святые места, места поклонения в окрестностях села? Какие культы/обряды с ними связан? Когда и зачем они совершаются? Попросите проводить вас к святыням. Изветны ли крыницы (источники), что делают?
XXIIa 8 а а) Как и кому молились о свадьбе; о пчеловодстве; о скотине; о домашней птице; от волков; об удачной охоте; об удачной рыбной ловле; об урожае (при засеве, дожинках); о болезнях людей, скота и кур; при засухе; перед едой; перед сном; перед дальней дорогой; перед началом работ (перед пахотой, севом, жатвой, выгоном скота, печением хлеба, прядением, снованием, тканьем и т.д.)?
XXIIa 18 доп
Ключевые слова
Богородица, Вода, Война, Время, Глаза, Грех, Грешник-праведник, Дар, Девочка, Добро-зло, Женщина, Жизнь-смерть, Зима, Знак-знамение, Икона, Источник, Календарь, Кататься, Колодец, Крест, Крещенье (праздник), Лето, Ломать, Мальчик, Меморат, Молиться, Нагота, Народ, Народное православие, Начало, Новый-старый, Ночь, Очищение, Паломничество, Первый, Питье, Полотенце, Праздники, Прорицание, Пространство, Ребенок, Свеча, Свой-чужой, Святые, Святыни, Священник, Слепота, Смотреть-заглядывать, Снег, Сновидения, Сон, Строитель, Строительный обряд, Судьба, Супруги, Тело человека, Ум-безумие, Устная история, Утварь, Ходить, Хороший-плохой, Христос, Церковь, Цыган, Чудо
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 6314
6314
[Когда СВИ училась в 4-м классе, ее с одноклассниками отправили в колхоз.] Там убира́ли карто́шку, ну, в о́бщем, всё. Ну и нас ста́вил… был у нас преподава́тель – Алекса́ндр Алекса́ндрович Ци́лькин – ну, в о́бщем, по кварти́рам, председа́тель, всё… И привели́ нас, пять де́вочек, что́бы… А у нас в основно́м кла́ссы бы́ли – де́вять девчо́нок, а остальны́е мальчи́шки [нрзб.]. И привели́ к одной же́нщине. Она́ така́я высо́кая, симпати́чная [?], и сказа́ла: «Никто́ мне не ну́жен, и да́же бли́зко». Ну, а преподава́тель и говори́т: «Де́вочки о́чень хоро́шие». Э́то бы́ло в четвёртом кла́ссе когда я учи́лась, ну, в о́бщем [нрзб.]. [В каком году?] Э́то бы́ло, щас скажу́ в како́м году́... та́к… в пися́т пе́рвом году́, вот. Ну, и когда́ мы ста́ли всё, там полы́ намо́ем, воды́ принесём, карто́шку… ну, в о́бщем, девчо́нки бы́ли приу́чены все по-друго́му, и одна́ – ко́сы у неё бы́ли вот та́к, ни́же по́яса, две косы́, вот, и она́ нам откры́ла э́ту та́йну: оказа́лось, она́ вну́чка э́то… а, там Двори́ще [деревня недалеко от Себежа] у нас, в четвёртом кла́ссе там есть… о ней напи́сано: вот, бы́ло… а жила́ дворя́нка. Она́ о́чень издева́лась над крестья́нами, о́чень, всё. И вот, э́той дворя́нке, э́то, присни́лся сон. В о́щем, не сон, а яви́лас ей… яви́лась ей Каза́нская Бо́жья Мать и говори́т… и Спаси́тель, Ису́с Христо́с. И говоря́т ей: «Вот, на Каза́нскую постро́й це́рькву, – указа́ли ей э́то ме́сто, где́ вот це́рькву стро́ить. – Постро́й ты э́ту це́рькву. Вот и… постро́ишь, тогда́ тебе́ то́лько твои́ грехи́ поже… простя́тся. Отту́да пойдёт не вода́, а слёзы людски́е», – ско́лько лю́дям она́ принесла́ го́ря. Ну, и она́ легла́ спать – с… ей на втору́ю ночь сни́тся: мол, а то опозда́ешь, не успе́ешь. А Каза́нская у нас бу́дет двац пе́рвого ию́ля. Ну, в о́шшем, она́ всё с… организова́ла и постро́ила. И постро́ила как ра́з она́ зако́нчила двадца́того. Вот. Двадца́того там никако́й воды́ не́ было. И отту́да, из-под э́той часо́вни, пошла́ вода́. Пошла́ вода́. И на исто́чник… [… – отвлеклась на разговор с подругой] из… из-под часо́вни. И вот после э́того начала́сь война́ – та… там бы́л кирпи́чный заво́д, после войны́ рабо́тал. И же́нщина там жила́ – я её ви́дела [нрзб.]. В Ферга… когда́ я вы́шла за́муж, я жила́ в Фергане́. [В Фергане?] В Фергане́ [нрзб.]. Э́та же́нщина – тётя Мару́ся – она́ всегда́ приежжа́ла. И что я хочу́ сказа́ть – она́ мне рассказа́ла: она́ рабо́тала на э́том… до́чка у неё и сын рабо́тал на заво́де на кирпи́чном. И она́ осле́пла, када́ ей сообщи́ли, что муж… муж у неё поги́б. Всё, она́ ста́ла слепо́й. Ну, ей яви́лась Бо́жья Мать Каза́нская [нрзб.] и сказа́ла: «Иди́ на э́ту святу́ю воду́», – там ме́тров три́ста, наве́рно, тя́жесть [?]… расстоя́ние бы́ло идти́, а до́чка ей говори́т: «Мам, я тебя́ доведу́». Вот, она́ легла́ спать, ей Каза́нская Бо́жья Ма́ть обра́тно яви́лась и сказа́ла: «Без вся́кой по́мощи. А е́сли бу́дет по́мощь – тебе́ не помо́жет, ты [нрзб.]». В до́ждь [нрзб.]. В о́шшем, в дождь она́ шла с па́лочкой, где, гът, ползла́ – тропа́ там была́. В о́шшем, пришла́, ка́к раз она́ нау́тро [?] услы́шала во́ду, раз, два, и на тре́тий раз, када́, ну, она́ с моли́твой, и она́ прозре́ла. И ви́дела [?]: со́лнце всхо́дит и ака́ции цвету́т. И по́сле того́ она́ уже в Се́беже не жила́ [?]. Она́ жила́ в э́том, в Новосоко́льника́х. И вот, она́ всё вре́мя приежжа́ла была́ за… за водо́й. Прие́дет она́ – заходи́ла к мое́й ма́ме. А ма́ма [нрзб.] [...] И вот после э́того, вот, мно́го приежжа́ло люде́й. О́чень мно́го. И одна́жды… а мы во́ду бра́ли отту́да [СВИ жила недалеко от источника], с э́того, с исто́чника. Коромы́сло э́то бра́ли [?]. [...] Ну, в о́щем, получи́лось так: я ра́но у́тром – ну, потому́ что ле́том о́чень мно́го наро́ду, ну вот, что, и прие́хал мущи́на. Ну, лет так со́рок мущи́на. Вот, он гът: «Мо́жно наберу́?» Я говорю́: «Хорошо́». Он стал, помоли́ся, всё я смотрю́, а он гът: «Вы э́ту во́ду на пи́щу употребля́ете?» Я говорю́: «Да». – «А с о́зера не берёте?» Я говорю́: «Нет». – «А коло́дцы есть у вас?» Я говорю́: «Нет». А я… а он и говори́т: «Я сюда́ приежжа́ю, потому́ что где́ я то́лько…» – он был вое́нный, ока́зывается, живёт… (ща́с он живё… жив или нет – не зна́ю) в Опо́чке, ну, шеся́т киломе́тров от Се́бежа: «То́лько мне вот э́та вода́ помогла́». У него́ отказа́ли по́чки, у него́ вобще́, в Швейца́рии у него ро́дственники собира́ли де́ньги в Швейца́рию его́ отправля́ть. Вот э́той водо́й исцеля́лся. А пото́м у меня́ двою́родна сестра́ приежжа́ла с Сове́тска. Ну, она́ ещё тогда́ са́дик, ходи́ла в э́тот, в са́дик, у неё глаза́. Ви́дно им плате́нцем вы́терли эт… этим в са́дике, и у неё глаза́ гнои́лись всё. Ма́ма дава́ла ей небольшу́ю кру́жечку, как она́ встава́ла: «Тань, беги́ туда́». И вот она́... бы́ла ме́сяц или ско́ко, и она́ ста́ла хорошо́ ви́деть, и по сего́дняшний день ви́дит. Та́к что э́тот коло́дец о́чень мно́го исцели́л. А потом\ одна́жды я как раз перед Каза́нской, [нрзб.] на Каза́нскую: когда́ закрыва́лась грани́ца на́ша, вот, закрыва́лась грани́ца (я уже́ с Ферганы́ находи́лась зде́сь), понима́ете: о́чень мно́го шло маши́н, маши́н, мо́жет, два́дцать о́чередь [к источнику]. И почему́... я́-то уже обра́тно уже́ с коромы́слом несла́ во́ду: сто́лько мно́го цыга́н! Они та́к преклоня́лись, так пе́ли моли́твы! Все пришл… ста́ли на коле́ни, все они́ моли́лись. Я подожда́ла, пока́ э́то всё ко́нчилось, се́ли в маши́ны, уе́хали в сто́рону Литвы́ [?], так что [?] коло́дец – вот та́к. [Вам рассказали историю про колодец, когда вас возили в колхоз?] В э́то вре́мя, ког… ну, в о́щем, рассказали – я уе́хала в… в э́то. В пися́т пе́рвом году́, не пися́т второ́м. [Вода стала бить, после того как была построена часовня?] Не, вода́, вот, вот э́то и есть, др… дворя́нки вот э́та вну́чка нам рассказа́ла. А почему́ она жива́ оста́лась – э́то же всё… А вот она́ оста́лась жив… Но у неё ико́ны, всё было в до́ме, и относи́лась она́ п… к нам пото́м о́чень хорошо. Вот э́то она́ рассказа́ла. [Воду все равно, когда брать?] Ну… в любо́е вре́мя, лю́ди всё вре́мя беру́т. А ра́ньше, вот, когда́ бы́л у нас [нрзб.], крест стоя́л, уже когда́ снесли́ часо́вню, всё, а у нас бы́ло э́то… э́тот, дья́кон, был до э́того, ещё по́сле войны́ был Ки… Кири́лл. Вот, он был дья́коном до войны́, и он сошёл с ума́. Но он всё вре́мя ходи́л на исто́чник в пра́здники чита́ть всё. И он… вот э́та тётя Ма́ша, вот, которая была́ слепа́ – она́ за ним уха́живала и увезла́ его́ в Новосоко́льники. Что пото́м, как, что – не зна́ю. Был ст… Кири́лл. [Что за Кири́лл?] Свяще́нник… ну, в о́шшем, Кири́лл, дья́коном… [Тут, в городе?] Ну, в Се́беже был, и война́ пришла́ – ну он как давле́ние [?] на́чало, он сошёл с ума́. Вот, когда на́чали, он со… пе́сни э́ти… ну, он г… так, все моли́твы знал, но факт, что, в о́шшем, что́-то в нём тако́е происходи́ло. [Он как-то странно себя вел?] Нет, когда́ война́ на́чалась, от э́того, что он чита́л, сошёл, что вот, фаши́сты напа́ли, а… Вот, тако́й он по́сле войны́ был, о́чень мно́го, ну, вот эт-э́то, тётя Мару́ся, которая бы́ла свята́я, яви́лась Каза́нская Бо́жья Мать. Но Каза́нская Бо́жья Ма́ть о́чень мно́го помога́ет. О́чень. [У вас в церкви икона Казанской висит?] Где? Да, Каза́нская, с ле́вой стороны́. [К ней приносят подношения (кольца, цепочки)?] Где, да, да. Но Каза́нская о́чень помога́ет. Ли́чно мне получи́лось, когда внук полу… ну, в о́шшем… Ва… Ва́ня. Он учи́лся всё вре́мя, всё хорошо́, и в э́том… в восьмо́м кла́ссе, в о́шшем, ему́ бро́сили запи́ску на па́рту. [Ваня – это..?] Мой вну́к. [Внук?] Да. Ему́ бро́сили запи́ску, ну, ребя́та есь… он раскры́л, а учи́тельница ещё учи́лась в институ́те, Еле́на Валенти́новна. Она подошла́ и взяла́ эту запи́ску и посчита́ла, что э́то Ва́ня написа́л. Она́ как педаго́г она́ должна́ была по э́тому определи́ть… [По почерку?] По по́черку. Ну, она всё. И вот, Ва́ня уже учи́лса в восьмо́м кла́ссе, и чего́ вы ду́маете: пе́рвая че́тверть, втора́я, тре́тья – всё норма́льно. В четвёртой че́тверти ста́вят по ру́сскому, по литерату́ре ему дво́йку. И ста́вят по матема́тике дво́йку и оставля́ют его́ на второ́й год. Ну там… а Ни́на Ива́нна сва́тья [?], рабо́тала в архи́ве – Ко́йкушко [? – 00:10:54,687] Ни́на Ива́нна. Вот, всё. Я говорю́: «Нет, я та́к не оста́влю». Я на́чала у Ва́ни спра́шивать, ка́к он стихотворе́ние, ка́к он чита́ет – всё. Но с ним по матема́тике занима́лась специа́льно учи́тельница. Мы ей плати́ли, она́ занима́лась. У него́ по матем… Вот, а она́, э́та Еле́на Валенти́нна, пое́хала в институ́т на э́тот… ка́к вам сказа́ть, ну, учи́ться сдава́ть экза́мены. Я, в о́шшем, написа́ла пети́цию таку́ю, что непра́вильно поступи́ла, и я… и э́то… и говорю́: Го́лубева была́ дире́ктор. Я говорю́: «Я́ так не оста́влю. Вызыва́йте коми́ссию, дава́йте его́ проверя́йте. Я не согла́сна: ка́к это та́к?» А за́вуч и говори́т… Я говорю́: «Я пойду́ к Афана́сьеву Влади́миру Васи́льичу», – в администра́цию, глава́ администра… – «Ну, иди́те туда́, – они ста́ли раз… разгова́ривать: – Иди́ туда́ и туда́, и его́... пусь он даст указа́ние, что [нрзб.] зако́нчил де́вять кла́ссов». Понима́ете – во стоя́т и… Я говорю́: «Вы та́к со мной не разгова́ривайте. Та́к вы со мно́й не разгова́ривайте. Вы́ же педаго́г. Все… педаго́ги». Ну, и получи́лось так: Ва́ня, конеш… То есть Ни́на Ива́нна: «Валенти́на Ива́нна, не на́до». Я говорю́: «Нет, пусь други́м бу́ът нау́ка. Что́ это тако́е!» Ну всё, назна́чили на… когда́ бу́ът проверя́ть. Мы с Ва́ней зашли́ в це́рькву, в… в на́шу туда́, в Тро́ицку, взя́ли све́чи, подошли́, я гърю́: «Проси́ Каза́нскую Бо́жью Мать, чтоб она́ нам помогла́». Поста́вили све́чи, попроси́ли, и он пошёл. И чем кре… и предста́вьте: он сдаёт ру́сский пи́сьменный на «четы́ре» – ста́вят «три с плю́сом». Всё. В о́шшем, вс… вы́шли отту́да – всё, назнача́ют ему́ литерату́ру. Мы обра́тно идём в це́рькву, обра́тно ста́вим, обра́тно… – сдаёт на «четы́ре». Всё. Оста́лась матема́тика. Вот. Оста́лась матема́тика – я встреча́ю э́ту учи́тельницу и говорю́: «Вот, Ни́на Васи́льевна, вот Ва́ня зна́ет на твёрдую тро́йку? Вы́ же с ним занима́лися?» Она́ гът… Я говорю́: «Ну вы скажи́те». И подхо́дит вто… которая А́лла. Я говорю́: «А вот вы ска… ка́к это та́к: у него́ было «четы́ре», «три» всё, и ка́к это вы в четвёртой че́тверти поста́вили ему дво́йку и э́то?» Она: «Меня́... меня́ попроси́ла Еле́на Валенти́новна». Я говорю́: «Ка́к это так?» В о́бшшем я́ ему́ сказа́ла: «Подём вме́сте». Но не… а када́ он сдава́л вот э́ти экза́мены, их шесть челове́к у него́ принима́ли. Понима́ете? Шесть челове́к – бы́ло пять педаго́гов и э… был э́тот… э́то… э́тот, ка́к её... Врач, который не́рвы э́то… ка́к же, я за… [Психиатр?] Да, психиа́тр был врач. Они́ ду́мали, что он не вы́держит: психнёт или чего́. И когда́ на́чал он матема́тику… матема́тику, я пришла́ полдевя́того – Ва́ни уже до́ма не́ту. И Ни́на Ива́нна гърю́, а пе… гъри́т: «А пришли́ педаго́ги за ни́м, тро́е». Для чего́ всё? Я пошла́ в шко́лу [нрзб. – 00:14:25,919], и в о́щем, он сдал матема́тику на «четы́ре». Вот, та́к что Каза́нская Бо́жья Мать помога́ет от и до́. [… – разговор переходит на другие темы, потом возвращаемся к источнику: во время войны к источнику ходили?] Ходи́ли. Но во… он был уже разо́бран, всё, но лю́ди и по́сле войны́: крест поста́вят там, ико́ну, э́то, полоте́нце – приду́т администра́ция, заберёт всё, но всё равно́ ходи́ли, осо́бенно на Каза́нскую (два ра́за в год Каза́нска) – всё равно́ лю́ди ходи́ли, хоть и но́чью, но моли́лись. [И зимой ходили?] И зимо́й ходи́ли. [Сейчас бывает туда крестный ход?] Вот, бу́ът в воскресе́нье [на Казанскую, 21.07]. [...] [Там все недавно реконструировали?] Ну, её, да, сде́лали… там сде́лали купа́льню, там на Креще́ние вот лю́ди… в о́шшем… на про… позапро́шлый год я сама́ ходи́ла туда́ купа́лася на Креще́ние. [На Крещение?] Да. [Дорогу к нему чистят?] Ч… чи́стят. Я зна́ю, что вот на Крешче́нье, когда́ вот с ю… я е́сли туда́ не иду́, я раздева́юсь го… раздева́юсь го́ло-на́голо и – живу́ там, недалеко́ от исто́чника – на снегу́ поваля́юсь и сла́ва Бо́гу. [Просто на снегу?] А? [Просто на снегу перед домом?] Про́сто до́ма. Получи́лось – Тама́ра, белору́ска уже́... ещё как и [?] до́чка моя́ вот жила́ – уж Та́ни не́ было – я ничего́ ей не сказа́ла, взяла́ э́ти, сапоги́ без э́того и э́тот, ночну́ю руба́шку взяла́ и шу́бу. Вы́шла на… а гололёд тако́й был – она́ смо́трит на меня́, посчита́ла, что я с ума́ сошла́. Я шу́бу снима́ю, э́то снима́ю и э́тот всё. Она́ гът: «Ты чё?» – говори́т. А я́ говорю́: вот та́к и так. Я говорю́: «Дава́й раздева́йся», – пока́ она… – «Ой стра…» Я говорю́: «Ничего́, после э́того тепло́ и хорошо́. И не ка́шляю». Та́к что… вот.