Характеристики текста
Год2019
СобирателиЛКВ, УПМ
Место сбора данных
Псковская область
Себежский район
Себеж
Информанты
Данные об инф.
КодП
Полm
Год рождения2009
Место рождения
Опросник
XXVI 1 г Запишите рассказы о забавах и играх с использованием подручных средств ("намагничивание" камешков; самостоятельное изготовление игрушек из растений - куклы из одуванчиков, лука; трубки ля стрельбы - ; строительство моделей жилищ; вопросы-загадки: "Курица, петушок или цыпленок?" - семенами дикорастущих злаков, "Кофе или молоко?" - с бутонами одуванчиков и т.п.)
XXVI 1 е Запишие рассказы или сделайте видеозапись игр-соревнований (кто кого перекричит и т.д.)
XXVI 12 Детские тайные языки
Ключевые слова
Бег, Брань, Война, Детский фольклор, Дождь, Дом, Жизнь-смерть, Звук, Знак-знамение, Зов, Игры фольк., Крик, Курица, Ломать, Обман, Оружие, Палка, Погода, Пространство, Птицы, Рекрутские обряды, Семейные обряды, Солдат, Строитель, Строительный обряд, Убивать, Язык тайный
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 6369
6369
[Говорите что-нибудь, чтобы дождик позвать?] Нет. Мы обы́чно… ну когда́ обы́чно я уезжа́ю, то начина́ется са́мое жёсткое. Там… вот мы там стро́им до́мики, стро́им короле́вства. И начина́ются револю́ции там, когда́ я уезжа́ю осо́бенно. И вот там вон до́мики постро́ены, неда́вно их разлома́ли все. Нам мы обы́чно укрыва́емся от дожде́й. ИИ... и в ито́ге Да́ня там, он всё тако́е выду́мывает-выду́мывает… Вот там вот бы́ли до́мики [машет в сторону озера]. Они́ ещё лу́чше бы́ли. Там был оди́н тёплый тако́й, второ́й эта́ж у него́ был. И ещё оди́н до́мик. Ну и их логи́чно мы слома́ли, потому́ что э́то вот… Здесь жи́ли рабо́чие, вот здесь вот мы бы́ли. И вот здесь вот забор был. И мы всё вре́мя там ора́ли, шуме́ли, как всегда́. ИИ нас… мы… мы таки́е: «Да надое́ло то, что на нас руга́ются!» Психану́ли, всё разлома́ли. Там тепе́рь чи́сто ме́сто. И перенесли́ всё туда́ [машет за дом]. Зато́ там постро́или ещё оди́н до́мик, кото́рый сейча́с разло́манный. Де́тский до́мик Фе́дя постро́ил до́мик себе́, двор почи́стил. Там вообще́ жёстко сейча́с. [Что за игра в революцию?] Э́то не игра́, э́то… Да́ня говори́т, то что э́то настоя́щая жизнь. Вот так всё и должно́ быть прям. Что́бы бунт! И каазнь есть. Когда́ мы кого́-нибудь… кто́-нибудь там вот пре́дал штаб, да. Ушёл к кому́-нибудь друго́му там, пре́дал. Мы его́ на… когда́ жара́ э́то вот осо́бенно… Всё вре́мя я приду́мываю тако́е что́-то. Положи́ть его́ прям вот на… нагре́ть теле́жку, что́бы вот жёлтой… Для нача́ла он до́лжен наскря́бать что́-нибудь там на доске́, съе́сть чёрствый хлеб обяза́тельно. Перечита́ть все листо́чки. Вот таки́ми вот бу́ковками [показывает пальцами очень мелкий шрифт]. Там де́сять листо́чков таки́х. И… там ещё долж… должно́ быть… пото́м, когда́ теле́жка нагрева́ется, ло́жим на нагре́тую теле́жку, и там лежи́т челове́к, и прям ему́ со́лнце так све́тит. И он в ито́ге выхо́дит заго́... заго́... […] за… за… загоре́лый. А пото́м э́то не зака́нчивается. И мы его́ заставля́ем проходи́ть там каки́е-нибудь круги́ бе́гать. А, ну э́то похо́же на «А́рмию». Когда́ мы де́лаем раз… с друзья́ми… кто́-нибудь но́вый пришёл к нам в шта́бик и для того́, что́бы мы его́ приня́ли, вот как Его́р, вот там вот кото́рый живёт на са́... во́зле са́мого За́мка. Курс молодо́го бойца́. Э́то де́сять круго́_в, мы у́чим его́ стреля́ть из игру́... из па́лок. Мета́ть ко́пья. Я по́мню, когда́ ещё то́лько, э́то са́мое, начало́сь. Мы тогда́ сте́нку слома́ли, перешли́ туда́, там постро́или но́вых до́миков и… са́мое интере́сное то, что я был воево́дой. И Да́ньку я учи́л, са́мое гла́вное, моё люби́мое заня́тие – э́то учи́ть, как на́до кур гоня́ть. Ну что́бы догоня́ть проти́вников хорошо́. И мы бе́гали по всему́ двору́. Кто хо́чет за кура́... куря́ми гоня́лись. ИИ... О́дин… То́лько мы вдвоём с Да́ней бы́ли во… в вое́нных ряда́х. Как то́лько Да́ня станови́лся воево́дой, так сра́зу и Фе́_дя, и Анто́н, и все. Как то́лько я, так все уходи́ли, то́лько Да́ня остава́лся. [Что это за штабы?] Ну про́сто там, где укры́ться, там, где штрафова́ть там… всё тако́е. Что́бы жизнь станови́лась не така́я лёгкая. Кро́ме уро́ков тебе́ ещё добавля́ется там чё-то приду́мывать. По́мню, как он приду́мал! Го́споди, он… Он приду́мал… Э́тот Да́ня приду́мал… приду́мал свои́ бу́квы. Вот э́то я пра́вда, э́то я не вру сейча́с. Я вообще́ не понима́л ничего́! Мне ма́ло бы́ло то, что я е́ле-е́ле на тро́йки учу́сь по ру́сскому языку́, мне ещё оди́н язы́к како́й-то учи́ть, кото́рый непоня́тный, ху́же англи́йского. И… [Как он выглядел?] Ну каки́е-то закорю́_чки, закорю́чки, закорю́чки у него́... у него́ бы́ли, да. Федь, по́мнишь, когда́ мы ещё там вот стро́ились, Да́ня приду́мал свой язы́к. Закорю́чки э́ти, по́мнишь? Я тако́й «танк» написа́л, он тако́й: «Так, я напишу́ сейча́с по своему́ языку́». Тако́й каки́е-то закорю́_чки, закорю́чки… «Анана́с» написа́л я, он то́же закорю́чками каки́ми-то там. Для того́, что́бы бы́ло написа́ть «а»… Ну «н» была́ кака́я-то така́я пе́ре… вот обы́чная «н» и вот така́я вот… [Можешь написать?] Я не учи́л э́то. [Ты не помнишь какие-нибудь знаки?] Я по́мню то́лько оди́н знак. [Какой?] «Н» и вот тако́е вот… па́лочка. Э́то зна́чит ну бу́кву «н». [Как-как?] [Собирательница даёт блокнот П, чтобы он нарисовал.] Ну вот так вот приме́рно. Вот така́я вот «н», вот така́я вот па́лочка. Э́то бу́ква «н». А вот «а» он рисова́л ка́к-то так. Здесь, здесь… Вот так вот ка́к-то [см. P1-Sebezh-Tajnyj-jazyk]. [Ещё что-нибудь помнишь?] Не, всё.