Характеристики текста
Год2019
СобирателиТМА, УПМ
Место сбора данных
Псковская область
Себежский район
Себеж
Информанты
Данные об инф.
КодНВВ
Полf
Год рождения1957
Место рождения
Опросник
IIIa 9 б Как называлось поминальное блюдо (кутья, коливо, сыта, канун и т.д.)? Что это: каша, хлеб, крошенный в сладкую воду, и т.д.? Как его ели (давали каждому по ложке кутьи, клали ее в руку, в рот)? Зависит ли состав блюд от наличия поста? Едят ли кутью в другие дни (например, на сороковины)? Можно ли на поминках чокаться рюмками? Петь? Сколько можно пить рюмок на поминках (четное число)?
IIIa 9 г Что делали с едой и выпивкой, которые ставили на стол для покойника на поминках, после окончания поминок (ставили к иконам, оставляли на столе)? Как долго? Что делали потом (выливали, выпивал первый пришедший в дом мужчина)?
IIIa 4 б На какой день его хоронили? Куда клали покойника в доме, на что, куда головой, вдоль досок пола или поперек?
IIIa 10 Существовал ли обычай на другой день после похорон навещать покойника? Как это называлось (будить, побужать покойника, носить завтрак, навещать и т.д.)? Кто и как это делал? Что приносили с собой (еду, полотенце)?
Ключевые слова
Будить, Вода, Водка, Два, Дни, Запреты, Зерно, Каша, Кисель, Кладбище, Кутья, Мед, Могила, Молодой-старый, Народное православие, Питье, Пища, Покойник, Покрывание, Поминальные дни, Поминки, Посуда, Похоронный обряд, Предания, Пшеница, Родители, Родство, Священник, Семейные обряды, Сласти, Сон, Сорок, Сухой-мокрый, Сын, Трапеза ритуальная, Три, Угощение, Хлеб, Хлеб ритуальный, Число
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 6558
6558
[До этого рассказывает, что покойник ходит по земле 40 дней и собака её умершего сына чувствовала его присутствие 40 дней после его смерти. См. Ia-27.] [Надо ли умершему ставить воду на подоконник?] Ну как по пове́рью по наро́дному, как по язы́ческому, пра́вильнее сказа́ть, ста́вят… стака́нчик во́дки и накрыва́ют хле́бом, ви́дели. И в фи́льмах, наве́рное, э́то всё ви́дели, пока́зывали. Но у меня́ сын свяще́нник ста́рший, он живёт в О́строве. Он категори́чески запрети́л всё э́то де́лать, никаки́х, ни воды́, ничего́ нигде́ не оставля́ли, нет. [На поминках оставляли прибор для человека?] Ну на поми́нках стоя́ло у нас. Нет… и́ли, по-мо́ему, да́же не налива́ли ничего́, потому́ что по церко́вному пове́рью во́дку вообще́ нельзя́ поко́йнику ни на моги́лках ста́вить, нигде́. По-мо́ему, да́же ничего́ у нас не́ было поста́влено. [А тарелку отдельную?] Нет, ничего́, мы не ста́вили тут ничего́. [А обычно ставят?] Ну обы́чно да, ста́вят таре́лку вот, рю́мочку и хлеб. А пото́м э́тот хлеб, он с… где́-то ста́вят, я ста́вила. Сын уе́хал, я ста́вила всё равно́. Со́рок дней вот э́та рю́мочка стои́т с хле́бом. За э́ти со́рок дней хлеб до́лжен вы́сохнуть, суха́рик. А во́дка вся должна́ испари́ться. То есть рю́мочка должна́ быть суха́я к сорока́ дням. Ну так у меня́ и бы́ло. [Почему так?] Я не зна́ю, ну мо́жет быть, по преда́нию, что он выпива́ет э́то всё. Ну вообще́, во́дка испаря́ется, коне́чно, там, е́сли так вот объясня́ть. Вот. Ну вот ка́к-то вот так. [Есть дни, когда поминают людей?] Ну помина́ют… Вот на тре́тий день хоро́нят. На сле́дующий день на́до идти́ на кла́дбище ка́к-то вот, как мне сказа́ли, я да́же мм… мне да́же сын ничего́ не сказа́л… буди́ть его́. То есть на… на второ́й день по́сле по́хорон его́ хо́дят буди́ть. Ну мы сходи́ли там вот. Я… у меня́ тут, в при́нципе, никого́ не́ было, нача́льник там, же́нщина, чё, с рабо́ты сходи́ли про́сто, там помяну́ли его́, прие́хали. [А как будить его?] Ну я не зна́ю, про́сто прихо́дишь на кла́дбище, да. [А надо что-то оставлять им?] На кла́дбище щас оставля́ть ничего́ не рекоменду́ют, потому́ что везде́ э́ти коты́-соба́ки хо́дят, пти́чки и моги́лки все раска́пывают. Поэ́тому ничего́ нигде́ не оставля́ется. [А раньше?] Ра́ньше оста… оставля́ли постоя́нно, кутью́ оставля́ли, и вот во́дку кто́-то где́-то налива́л, вот конфе́тки постоя́нно, прихо́дят и собира́ют, а щас и бомжи́ хо́дят, и… везде́. Поэ́тому не рекоменду́ется ничего́ оставля́ть на кла́дбище. [Есть что-то, что готовят только на поминки?] Ну у нас кутья́ гото́вится. [А как?] Кутья́? Она́ гото́вится, кто как, кто… в основно́м ва́рят все из ри́са, но у нас вот изнача́льно, вот как мои́ роди́тели вари́ли и, по́мню, там вот старики́ вари́ли то́лько из пшени́цы. [Почему?] Ну е́сли так говори́ть, ра́ньше на Руси́ ри́са-то практи́чески не́ было. Выра́щивали свою пшени́цу, вари́ли из пшени́цы. Вот э́то… с мёдом води́чку разводи́ть, вот э́то, когда́ отв… отва́рится, промы́ть её, туда́ води́чку с мёдом, изю́м. Но изю́м я не кладу́, у меня́ вот сын изю́м не люби́л, вот кото́рый у́мер. Я обы́чно кладу́ всегда́ кусо́чки апельси́на. Апельси́н и́ли ещё каки́е-то фру́ктики там доба́вить. Так вот вот э́то кутья́. Что́-то ещё... Я не зна́ю, шоб у нас как. [Блины, может быть?] У нас не при́нято. Где́-то при́нято блины́ вари́ть. [Да?] Да, где́-то… а я не зна́ю где, пра́вда. Где́-то кисе́ль ва́рят, вот ста́вят на поми́нки и потому, когда помяну́ли, разно́сят и всем кисе́ль и́ли компо́т.