[Ребёнка в постный день грудью кормят?] [СВИ:] Ко́рмят. Ребёнок есть ребёнок.
[С какого возраста начинают поститься?] Чего́?
[С какого возраста соблюдают пост?] Дете́й – до семи́ лет. До семи́. Вот. А ребёнок – э́то всё. И ребёнок, когда́ вот роди́лся, ребёнок, ну́жно дава́ть пра́вую гру́дь. Е́сли да́шь ле́вую гру́дь, бу́дет левша́.
[Когда самый первый раз кормят?] Когда́ пе́рвый раз.
[Только самый первый раз?] То́лько, то́лько да. А пото́м любу́ю мо́жешь дава́ть.
[Когда первый раз прикладывают к груди?] А?
[Когда первый раз кормят грудью?] А когда́ ребёнка даду́т.
[Сразу?] Принесу́т, да, вот. И, ме́жду про́чим, лу́чше всего́ ребёнка корми́ть свои́м молоко́м.
[Что делали, если нет молока?] Ну́жно пить бо́льше сла́дкого. А быва́ет, что и не́ту, и не бу́дет.
[СЮ:] А коро́вье не подойдёт?
[СВИ:] Нет, не подойдёт. У нас получи́лось, когда́ я Серёжу родила́, я Серёжу покормлю́, быва́ло, всё. А Мари́на Воло́дю родила́ и Воло́дю корми́ла. Прибегу́ на обе́д, я одного́ покормлю́ и ўторо́го. Она́ пока́ была́ по́сле роддо́ма, э́тот, всё. А когда́ уе́хала в Кызы́л-Ки́ю, у неё ко́нчился, и Воло́дя не стал у неё грудь бра́ть. А у неё молоко́ бы́ло си́нее-си́нее. Вот. А получилось так, в ясля́х рабо́тала когда́, одна́ и говори́т: «Валенти́на, ну покорми́ мою́, у меня́, наве́рно, молока́ нет, ўсё». Ну я покормлю́ её де́вочку. Она́ спит как уби́тая, всё! Я ма́ме сказа́ла, он гът: «Ты что, с ума́ сошла́, ко́рмишь чужо́го ребёнка?»
[Нельзя?] Она́ гът: «Кто зна́ет, кто зна́ет, что за ребёнок, всё». Но она́ зна́ешь, почему́ так? Муж у неё был такси́ст, а она́ рабо́тала на шёлкомота́льной фа́брике. Ну раз такси́ст, ра́ьше такси́сты как гуля́ли? Вот так. А я говорю́: «Мама», она́ говори́т: «Нет – говори́т – тебе́ и так: э́того ко́рмишь и э́того». Ну, у меня́ молоко́ остава́лось. Быва́ло, покормлю́, всё. И ещё сце́живаю. Одна́жды, ну таки́х, больши́е э́ти, нацежу́ молоко́ и всё. А свёкор пришёл и не знал, что э́то моё молоко́. Он ду́мал: ма́ма
[имеется в виду свекровь] всегда́ покупа́ла молоко́, он и вы́пил. Гът: «Чё-то тако́е сла́дкое молоко́!», ма́ма ему́ не сказа́ла. А пото́м, э́то, когда́ второ́й раз он вы́пил, гът ей: «Ну вот ты всегда́ тако́е!», она́ говори́т: «Э́то Валенти́нино молоко́, э́то Серёжке с Во́вкой на э́то, вот!» И когда́ молоко́ вот остаётся, сце́живаешь, что́бы бы́ло, нельзя́ не в помо́йку, никуда́ вылива́ть .На кры́шу на́до, что́бы со́лнце и́ли чё ўзя́ло.
[Почему?] Говоря́т, что́бы хвата́ло молока́. Вот. Нельзя́ на зе́млю вылива́ть, на э́тот, вот так. Куда́-нибудь.
[Когда после кормления сцеживаешься?] Да. Ну, вообше́ когда́ мно́го молока́, всё же остаётся молоко́. И́ли вот сцеди́ла, и э́то неиспо́льзованное вылива́ть на кры́шу, ну вот, на соба́чью бу́дку мо́жно, но нельзя́ вот вылива́ть на зе́млю, и вот так.
[Когда отлучаешь от груди, что делаешь?] На́до ребёнка надели́ть, когда́ отл… , обяза́тельно.
[Как?] Накрыва́ешь стол. И ста́вишь. И ключи́ ло́жишь, ло́жишь де́ньги, ло́жишь хлеб, ло́жишь соль, ло́жишь землю́, ну, в о́бщем, что. Ло́жишь бу́магу. За что ребёнок возьмётся. Е́сли взя́лся за зе́млю, зна́чит, э́тот ребёнок не, он мо́жет и не ребёнком, а уже́ умрёт. А соль, зна́чит, солёная жи́знь бу́дет, е́сли са́хар, зна́чит, всё хорошо́ у него́. И́ли конфе́ты, и́ли пече́нье.
[А если бумага?] Бума́га – зна́чит, бу́дет учёный.
[Соб.: Вы сказали, накрываешь стол.] Ну, накрыва́ешь и всё ста…, ло́жишь.
[На столе?] Да, на столе́.
[Ребёнка тогда куда?] А ребёнка сажа́ешь и говори́шь: «Вот я тебя́ благославля́ю, сыно́чек и́ли до́ченька». Вот что. И всё, и отнима́ешь, бо́льше ребёнку гру́дь не даёшь. Е́сли да́шь ему́ гру́дь, а он бу́дет ора́ть и дашь, а е́сли ещё второ́й раз так, ра́за два-три, зна́чит, у ребёнка бу́дут в жи́зни, всё вре́мя, он бу́дет глазли́вый, и то там неуда́чи, то там. Оди́н раз отнима́ешь ребёнка от груди́. Оди́н раз.
[Нельзя больше прикладывать?] Не́а.
[Что делали, чтобы молоко ушло?] Куда́? АА. Гру́дь перевя́зывашь. Перевя́... тяжело́, потому́ что молока́ мно́го, перевя́зываешь грудь, туда́ и сюда́ перевя́зываешь. И когда́ ребёнок е́сли в друго́й раз кричи́т, не спит, косы́нкой сюда́ и вот сюда́ завя́зываешь.
[Ребёнку?] Ребёнку. Вот друго́й когда́ идёт, вот ти́па что́бы гры́жи у него́ не́ бы́ло, всё вот э́то, обяза́тельно. Косы́ночку и́ли плато́чку сло́жишь как сюда́, и вот сюда́ завя́зываешь
[делает вид, что завязывает платок вокруг груди и поясницы]. И что́бы он спал хорошо́, так спелену́ю, вот так, по гла́зкам. Да. А вот так. А е́сли гноя́тся гла́зки у ребёнка, молоко́м сво… свои́м промо́й гла́зки. Про́сто сцеди́ так молоко́, побры́згай с груди́.
[Если у грудного ребёнка?] А?
[Если у младенца глаза гноятся?] Ну, молоко́м свои́м. И когда́ ребёнка купа́ешь, никако́го ни гра́дусника, вот наве́ла во́ду и локтём. Норма́льно локтю́, тепло́, зна́чит, всё купа́й. Ну, завора́чивают ребёнка, пере… пелёночку и́ли что на голо́вку, и полива́ешь води́чкой, мо́ешь.
[Во что ребёнка пеленали обычно?] Пеле… пелёнка. Пеле́... Пелена́ли как обы́чно: плато́чек, да́же и ма́льчик, пото́м уже косы́ночку надева́ешь, и э́то, пелена́ешь. Сра́зу протира́ешь и пелена́ешь. Пото́м одева́ешь.
[Не говорили, что постиранные пелёнки где-то сушить нельзя?] Ну, порошко́м пелёнки не рекоменду́ется стира́ть, стира́ются хозя́йственным мы́лом пелёнки. Вы́тереть, внача́ле замочи́ть в холо́дной воде́, прополоска́ть, а пото́м намы́лить и ўсё про э́то. И пото́м проутю́жить, что, потому́ что атмосфе́ра вон кака́я, всё.
[Не говорили, что нельзя их сушить, где чужие увидят?] Пелёнки? Да нет, а на тера́ссы, везде́, су́шишь пелёнки. И́ли вот. У нас ка́да Та́ня рос… росла́, да́же по гра́дусу хо́лода бы́ло в ко́мнате, пелена́ли, всё. Так быва́ло. Серёжа у нас рос хорошо́, но он тако́й был: он орёт до посине́ния, в сте́нку стуча́т. Говоря́т: «Наве́рное, Валенти́на спит». Како́е спит! Мне ма́ма говори́т: «Ты с ним разгова́ривай! Ты чё с ним не разгова́риваешь?» Вот. Всё. Свекро́ў. Но э́то хорошо́, у меня свекро́ў была́ и за ма́ть, и за подру́гу и за сестру́. Вот. Про́сто хоро́шая семья́. Я в хоро́шую семью́ попа́ла, очень да́же́. О́чень. Э́то мно́го зна́чит. Я счита́й, вон, в Ри́ге вы́шла за́муж, вон куда́ уе́хала.
[Играли с ребёнком в ладушки?] А э́то, коне́чно, игра́ют.
[Что говорили?] Ну, всё, что в го́лову придёт, то и говори́ла. «Дава́й сыгра́ем, всё, дава́й», ну вот когда́ и ку́шать, всё.
[Рассказывает про сына. Соб.: Когда с ребёнком в ладушки играли?] Ну, говори́ла: «Ты мой хоро́шенький», да, бу́дь э́то.