Характеристики текста
Год2019
СобирателиКУК, ЧМА
Место сбора данных
Псковская область
Себежский район
Себеж
Информанты
Данные об инф.
КодНТВ
Полf
Год рождения1955
Место рождения
Опросник
XXIIa 13 Нищие и юродивые. Нужно ли обязательно подавать милостыню, чем ее подают? Можно ли их обижать? Запишите рассказы о юродивых.
Ключевые слова
Богослужение, Гора, Дети некрещеные, Дом, Жизнь-смерть, Кладбище, Крестины, Меморат, Народное православие, Похоронный обряд, Предания, Пространство, Пугание, Ребенок, Родители, Семейные обряды, Тот свет, Ум-безумие, Устная история, Хороший-плохой, Церковь, Юродство
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 6645
6645
[Речь зашла о «странных людях». Соб.: Не ходили тут такие люди, которые постоянно что-то просили?] А вс… а, в смыс… в смы́сле юро́_дивые? Когда́-то бы́ли вот таки́е. До того́, как у нас… до того́, как у нас вот э́та вот це́рковь откры́лася вот на Замко… на За́мковой горе́, все правосла́вные е́здили… [… – отвлекается от темы.] До того́, как у нас э́та це́рковь на За́мковой горе́ откры́лась, все на́ши се́бежские е́здили в Зи́лупе [город на границе России и Латвии], Ла́твию, но тогда́ Ла́твия так сказа́ть [цокает] сове́тская была́ Ла́твия, и там была́ це́рковь правосла́вная, вот е́здили в Зи́лупе на слу́жбу. А ещё е́здили в Заро́дищи, есть тако́й стари́нный-стари́нный храм Заро́дищи. [… – отвлекается от темы.] И у нас тако́й, ну, ти́па блаже́нного был, ну, вот тако́й челове́к был. Кири́ллом зва́ли, Кири́ллом, Кири́лл. Ну, вот к нему́ обраща́лись, и он дете́й крести́л. [То есть он как священник был?] Да, наполови́ну, не́что тако́е, не́что. Вот. К нему́ вот обраща́лися, что… проси́ли, и он помога́л лю́дям, дете́й крести́л. [А где крестил? Дома, получается?] Ой, я ду́маю, что, наве́рное, его́ проси́ли домо́й прийти́. Почему́? Потому́ что… коль це́ркви-то не́ было, наве́рно, шоб он домо́й приходи́л. А быва́ли таки́е слу́чаи, когда́ ребёнок си́льно боле́л и мог уйти́ в мир ино́й некрещёный, у роди́телей про́сто пра́ва вы́бора не́ было. Им на́до бы́ло, роди́телям, хотя́ бы пе́ред сме́ртью ребёночка крести́ть, хотя́ бы вот таки́м, мо́жет быть, не совсе́м… не совсе́м, мо́жет быть, до конца́ спо́собом. Но хотя́ бы хоть ка́к-то фрагмента́льно, что́бы ребёнок уходи́л уже́ окрещённый в тот мир. Пона… потому́ что всё э́то о́чень серьёзно. [… – Говорят о некрещеных детях. См. XXIIa-2 б, 13, 8 доп. Через некоторое время возвращаются к разговору. Соб.: А Кириллом не пугали детей?] А… Им немно́... им немно́жко, ну как, он тако́й ходи́л с дли́нными волоса́ми, он отлича́лся от други́х, как бы… жил о́чень тако́й тяжёлой жи́знью. Он тако́й блаже́нный тако́й, мо́жно сказа́ть, был. Вот. Но помо́гал… но помога́л он, коне́чно, лю́дям помога́л в том пла́не, что тем, кото́рым бы́ло не довезти́ дете́й там до како́й-то там далеко́ до це́ркви до како́й-то, ну, он помога́л им крести́ть дете́й. Вот. [А где он жил?] А жил он где́-то на кла́дбище, на ру́сском кла́дбище, кака́я-то стару́шка была́, он у стару́шки там жил. Ну так, пло́хонько одева́лся так в ме́ру свои́х возмо́жностей. Ну така́я у него́ фу́нкция на земле́ была́. Ксе́ния Блаже́нная. [Соб.: Говорят, еще Женька какой-то был.] Что́-то тако́е вро́де как бы́ло, но что́-то я пло́хо по́мню, но что́-то на слуху́ бы́ло тако́е, да, что́-то бы́ло. Но он как бы… к блаже́нным его́ отнести́ бы́ло нельзя́. К блаже́нным бо́льше вот Кири́лл подходи́л, потому́ что он целенапра́вленно вот тако́й об\раз жи́зни его́ был. А у того́ немно́жко така́я распу́щенность преоблада́ла. [Что он делал?] Ну, зна́ете как э́то… Как э́то, под ви́дом того́, что я не разуме́ю, что де́лаю, могу́ там где́-то, мо́жет быть, и взять побо́льше там и́ли там что́-то тако́е вот, ви́дите. Нет, как бы он мне не запечатле́лся в па́мяти. Вот у меня́ роди́тели расска́зывали вот про э́того Кири́лла. Он где́-то упоко́ен на ру́сском кла́дбище, он и жил… Там тако́й… стару́шка така́я была́, он там жил, вот лю́дям таки́м вот о́бразом помога́л. Помога́л отпева́ть, помога́л… и крести́ть. До це́ркви бы́ло далеко́ – не добра́ться. Без подру́чных всё бы́ло.