Год | 2019 |
Собиратели | КУК, ЧМА |
Псковская область |
Себежский район |
Себеж |
Код | НТВ |
Пол | f |
Год рождения | 1955 |
XXIIa 2 б | Ангел-хранитель - кто такой? |
XXIIa 13 | Нищие и юродивые. Нужно ли обязательно подавать милостыню, чем ее подают? Можно ли их обижать? Запишите рассказы о юродивых. |
XXIIa 8 доп |
Ангел, Богослужение, Давать-брать, Деньги, Дети некрещеные, Дорога, Жизнь-смерть, Именины, Имя, Календарь, Кладбище, Крест, Легенды, Милостыня, Молиться, Народное православие, Небо, Нищий, Похоронный обряд, Пространство, Ребенок, Речь ритуальная, Святые, Семейные обряды, Ходить, Хороший-плохой, Церковь
ФА ВШЭ 6656
6656
[До этого говорили о блаженном Кирилле, которого звали, когда нужно было крестить детей, так как церковь была далеко. Информант говорит, что, если ребенок сильно болел, его перед смертью нужно было крестить. См. XXIIa-13 Соб.: А если некрещеный уходит?] Некрещёный ребёнок, е́сли он ухо́дит туда́, в тот мир, о кото́ром мы практи́чески ничего́ не зна́ем, то э́то не совсе́мь хорошо́. Лу́чше, когда́ ребёнок окрещён, и тогда́ за него́ мо́жно здесь моли́ться, как за крещёного ребёнка. То есть сама́ моли́тва она́ бу́дет бо́лее я́сная, чёткая, не́жели… не́жели ребёнок ушёл некрещёный. [А если ребенка не удалось крестить, его на кладбище хоронили?] На кла́дбище, коне́чно, всё равно́ на кла́дбище. [И крестик ставили?] Вот на… вот насчёт э́того, как бы вам сказа́ть [вздыхает]. Ну да, кре́ст-то ста́вится прав… Кр\ест-то всё равно́ ста́вится, но уже́ моли́твы в це́ркви возно́сятся по-друго́му. [Как?] Как за некрещёных дете́й. Там по-друго́му, друга́я обря́дность существу́ет. Э́то свяще́нник тогда́ рекоменду́ет, как вот… Ну, в основно́м, э́то де́лается как, э́то… э́то путём разда́чи ми́лостыни. Ну, ми́лостыня, она́ в чём бу́ит заключа́ться, ми́лостыня-то она́ заключа́ется не то́лько там в де́нежном выраже́нии. Ты мо́жешь веща́ми помога́ть, там дела́ми помога́ть, и обраща́ясь, допу́стим, ты кому́-то там оказа́л по́мощь, и ты про́сишь, что: «Помоли́тесь там за моего́ вот усо́пшего ребёнка, кото́рый вот ушёл,» – и называ́ешь его́ и́мя. Вот… вот… ми́лостыня-то она́... она́ выража́ется многогра́нно. Э́то не то́лько то, что ты пришёл и де́ньги отда́л на храм, и ми́лостыню оказа́л, да? А ты мо́жешь да́же слова́ми уте́шивать челове́ка в ну́жный моме́нт и в ну́жное вре́мя. Ты уже́ своеобра́зную… своеобра́зную ми́лостыню оказа́л. Гла́вное, чтоб э́то бы́ло свое… своевре́менно сде́лано, уберёг челове́ка от како́й-то напа́сти. Ми́лостыня – э́то оч\ень широ́кое поня́тие. [А некрещеных детей хоронили по-особенному?] Нет, их хоро́нят одина́ково. Я говорю́, что то́лько моли́твы за них пото́м возно́сятся ра́зными спо́собами. За крещёных – одни́м спо́собом, за некрещёных дете́й уже́ э́то совсе́м по-друго́му. Ну, есть и… ну, е́сли… е́сли, как говори́тся, крещёный ребёнок, у него́ уже́ есть свой а́нгел-храни́тель, даётся при креще́нии, да? Вот. Там… там совсе́м немно́жко по-друго́му всё. А здесь ребёночек ещё не име́ет а́нгела-храни́теля. Вот, допу́стим, назва́ли там ребёночка, ну, допу́стим, хоть там Тама́ра и́ли там Влади́мир, как бы небе́сный покрови́тель есть, да? А а́нгела-храни́теля у него́ нет, э́то ж соверше́нно ра́зные ве́щи. Небе́сный покрови́тель и а́нгел-храни́тель, кото́рый от тебя́ не отхо́дит ни на шаг, да? Ведь така́я, вот така́я леге́нда есть, вы, наве́рно, слы́шали? Зна́чит, оди́н челове́к стал се́товать а́нгелу-храни́телю и говори́ть, что: «Почему́ ты меня́ пло́хо так бережёшь, что у меня́ така́я вот оч\ень тяжёлая така́я нело́ўкая жизнь?» А он гърит: «Ну, хо́чешь я те покажу́ твою́ жи́зненную доро́гу?» И он ему́ пока́зывает: и от эт зна́чит, две па́ры следо́в, иду́т-иду́т, прерыва́_ются, и опя́ть иду́т-иду́т, и опя́ть же не по ро́вной доро́ге, а вот таак ка́к-то, вот таак вот [рисует руками зигзаги], сё витиева́то, всё вот так тру́дно всё. И тогда́ э́тот челове́к и говори́т: «Вот посмотри́, вот на э́том эта́пе жи́зни, когда́ вот я того́-то лиши́лся, того́-то лиши́лся, где ты был?» Одна́ па́ра следо́в то́лько». А он и говори́т: «Я нёс тебя́ на рука́х». То есть е́сли бы а́нгел-храни́тель в ту мину́ту его́ не поддержа́л, он бы там в тех куста́х и́ли в том бы боло́те там бы и оста́лся. А он его́, бе́дный, тащи́л на свои́х рука́х, потому́ что по-друго́му уже́ бы́ло его́ не спасти́. Поэ́тому крещёный ребёнок, он име́ет своего́ а́нгела-храни́теля, сра́зу же даётся ему́ а́нгел-храни́тель, а некрещёному ребёночку не даётся. Э́то больша́я ра́зница. [А что за небесный покровитель?] А небе́сный покрови́тель – э́то в честь кото́рого на́зван ребёнок. Вот допу́стим, вот допу́стим, есть имена́, кото́рые вспомина́ются многокра́тно: И Влади́мир, и Сте́фан… [… – Приносит собирателям православный церковный календарь и зачитывает оттуда имена святых. На примере из книги объясняет, что небесный покровитель у всех людей с одинаковым именем – один. Через некоторое время возвращаются к разговору.] А́нгел-храни́тель – э́то с… соверше́нно друго́е поня́тие. А́нгел-храни́тель у ка́ждого челове́ка индивидуа́льный. Ли́бо он нахо́дится ря́дом с челове́ком, ли́бо он отхо́дит и от него́ в то… в то… в… отхо́дит от него́ тогда́... отступа́ет на како́е-то расстоя́ние от него́ тогда́, когда́ челове́к ведёт себя́ недосто́йно и не как правосла́вный человек\. [Это как?] Ну, наприме́р, он не мо́жет подойти́ к нему́, челове́к обвола́кив… гърътся, вот э́той дурно́й черното́й за свои́ плохи́е посту́пки, получа́ется, вот э́та чернота́, кото́рая да́же а́нгелу-храни́телю не даёт подступи́ться к челове́ку. И тогда́ у челове́ка начина́ются сплошны́е бе́ды. То есть ему́ на́до исправля́ть свой жи́зненный путь для того́, что́бы… для того́, что́бы, э́то са́мое, каки́м-то о́бразом вы́ровнять э́то де́ло всё.