Характеристики текста
Год2019
СобирателиБПС, КЕА, КУК
Место сбора данных
Псковская область
Себежский район
Себеж
Информанты
Данные об инф.
КодНТВ
Полf
Год рождения1955
Место рождения
Опросник
VIa 2 Как назывался праздник Троица? Сколько дней он длится? Красили ли на Троицу яйца? Катали ли их? Были ли гуляния по деревне?
Ключевые слова
Баня, Береза, Верх-низ, Ветки, Вино, Водка, Вокруг, Время, Греть покойников, Дерево, Жизнь-смерть, Закрещивание, Запреты, Зеленый цвет, Календарь, Каша, Кладбище, Крест, Круг, Кутья, Мед, Могила, Народное православие, Обереги, Опахивание, Пасха, Питье, Пища, Покойник, Поминки, Праздники, Предки, Пространство, Процессия, Путь обрядовый, Растения, Растения-обереги, Семейные обряды, Сласти, Слезы, Тепло-холод, Трапеза ритуальная, Троица, Угощение, Цвет, Яйцо
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 6673
6673
[НТВ подошла к соб. в бане и стала рассказывать про Троицу, потом её переспрашивают. Соб.: Вы что-то рассказывали про Троицу, можете повторить, чтобы мы записали?] Ну, мо́жешь записа́ть, что, э́то са́мое, на Тро́ицын день яйцо́ кра́сится в зелёный цвет берёзовыми листо́чками, вот. Ну, на… на… на кла́дбище но́сятся зелёные я́йца, да, так? Потом… [Зачем?] Ну, на Тро́ицу заче́м хо́дят? Помина́ть усо́пших, так. Так, зелёным яйцо́м, вот, а на Па́сху, в отли́чие от Тро́ицы, на кла́дбище никто́ не хо́дит, на Па́сху, потому́ что на Па́сху все ра́дуются: и живы́е, и мёртвые, и на кла́дбище на Па́сху ходи́ть не поло́жено, а на Тро́ицу поло́жено, тако́й есть обря́д в правосла́вии, да? [Соб.: Вы ещё говорили про берёзовые веточки.] А, берёзовыми ве́точками крестообра́зно опа́хи… опа́хивают, [диктует, как правильно написать] паха́ют, опа́хивают моги́лу. [Как это называлось?] Обря́д па́рить пре́дков, па́рить пре́дков, ти́па того́, ба́нька така́я, ба́нька така́я своеобра́зная. Пото́м э́ти ве́точки ста́вятся у креста́, в зе́млю втыка́ются и стоя́т о́коло креста́, э́ти ве́точки, вот. То, что но́сится на кла́дбище на поми́нки, вот там, что ты там принесёшь: конфе́ты, пече́ньице там, всё, что ты ни принесёшь, всё, что у тебя́ оста́нется от поминове́ния, домо́й уноси́ть низя́. Э́то на́до разложи́ть по всем сосе́дним моги́лочкам, в том числе и кутью́, что́бы помяну́ть всех усо́пших, кото́рые упоко́ены в э́том ме́сте. [Что такое кутья?] Кутья? Э́то… кутья́ э́то мо́жно ри́совую кутью́, из ри́са ва́рят, а ещё пшени́ца, пшени́цу отва́ривают в… в э́то са́мое, в води́чку вот, а пото́м добавля́ют, туда́ мёд добавля́ют, с мёдом де́лается кутья́, ри́совая кутья́: отва́риваешь рис, пото́м рис, в рис кипято́чка долива́ешь, са́харного песо́чка или мёдика, ну, в о́щем, мо́жно в Интерне́те найти́, тебе́ бу́дет разъясне́ние, там ра́зные вариа́нты кутьи́ быва́ют, вот. Кутьёй обяза́тельно… не во́дкой, не спиртны́м помина́ют на кла́дбище, а то́лько кутьёй. [Соб.: Вы говорили, спиртное на кладбище…] Ни в ко́ем слу́чае, ни… ни в ко́ем слу́чае. [Почему?] А потому́ что э́то… тяжёлым гру́зом ложи́тся на́ душу усо́пших. [Соб.: Вы что-то про слёзы говорили.] Да, они́ бу́дут печа́литься, горева́ть бу́дут, и почему́ горе… гово… горева́ть бу́дет не о себе́ бо́льше, а о нас, что мы де́лаем так. [Соб.: Вы их как-то назвали, «слёзы…»] Слёзы как для живы́х, так и для усо́пших, однозна́чно, да, э́то… э́то печа́ль, э́то печа́ль, э́то не на́до э́то, не на́до носи́ть. Е́сли… е́сли, допу́стим, там хотя́т лю́ди, е́сли, допу́стим, в семье́ там собра́лась больша́я семья́, они́ там на кла́дбище прие́хали помина́ть, сходи́те вы на кла́дбище, сходи́те вы на кла́дбище с кутьёй, об… как поло́жено, по-челове́чески, да? А уже́ до́ма за столо́м соберётесь, ну, тогда́ уж позво́льте себе́ и вина́ вы́пить, по… позво́льте себе́ там, мо́жет быть, ка́к-то бо́лее во́льно себя́ повести́, но э́то за преде́лами кла́дбища, на кла́дбище э́то ни в ко́ем слу́чае не допуска́ется. Почему́ - потому́ что… уважи́тельно на́до при жи́зни относи́ться не то́лько к живы́м, но и к усо́пшим. [А кутью надо класть наверх или вниз?] Куда́? На моги́лки? [Соб.: Да.] Да куда́ поло́жишь, там и бу́дет лежа́ть, главное, что ты помина́ешь, гла́вное, шо ты помина́ешь. Во-пе́рвых, ты сам до́лжен съесть ло́жечку-две э́той кутьи́ и на могилочку бро́сить ло́жечку на поминове́ние, вот. А там в Интерне́те зале́зете, там ра́зные есть вариа́нты кутьи́ там. [Вы в Интернете это прочитали?] Да. Почему́ в Интерне́те? Э́то же реа́льная жизнь, мне ж уже́ седьмо́й деся́ток, де́вочки. [Не слышали, что говорят, когда чертят веточками на могиле, покойник видит, ко к нему приходит?] Нет, тако́е я не слы́шала, да́же вот не слы́шала, но я чита́ла в… я чита́ла в ста́рой кни́ге по Ви́тебской губе́рнии о том, что э́то обря́д называ́ется, он пришёл из язы́чества к нам, обря́д «па́рить пре́дков». В на́шей ме́стности по кра́йней ме́ре э́то так. [А здесь так не говорят? Это только из книг?] Нет, ну почему́, у нас все так хо́дят. [Все?] Да. [Это называют «парить предков»?] Ну, понима́ете, а понима́ете, мо́жет, кто́-то да́же и не загля́дывал в э́ту литерату́ру, мо́жет, про́сто у кого́-то из поколе́ния в поколе́ние передаётся, вот хо́дят с роди́телями, пото́м… а пото́м са́ми, пото́м с детьми́ хо́дят, как вот, как им с де́тства вложи́ли им э́то всё, так они́ всё э́то из поколе́ния в поколе́ние всё передаю́т. Э́то же передаётся на́выком в семье́, е́сли в семье́ научи́ли, зна́чит, он пойдёт, а е́сли не научи́ли в семье́, ну, извини́ меня́, пло́хо де́ло, когда́ чужи́е лю́ди начина́ют учи́ть. Пра́вда? [Соб.: Да.] Уже́ лу́чше, когда́ свои́ нау́чат, пусть они́, мо́жет быть, немно́жко жёстко ска́жут, но они́ ска́жут чи́сто от души́, что ты запо́мнишь на всю оста́вшуюся жизнь. [Смеётся.] Согла́сны со мной? [Соб.: Да.]