Характеристики текста
Год2019
СобирателиККК, МИА, ТМА
Место сбора данных
Псковская область
Себежский район
Себеж
Информанты
Данные об инф.
КодСАС
Полf
Год рождения1941
Место рождения
Данные об инф.
КодФЛЕ
Полf
Год рождения1926
Место рождения
Данные об инф.
КодИНП
Полf
Год рождения1936
Место рождения
Опросник
XXV 11 Что нужно оставлять на столе после еды и чего нельзя оставлять на столе? Как оставляли на столе эти предметы? Можно ли держать на столе нож? Почему?
XXV 12 Как следует брать соль из солонки? Можно ли в нее макать хлеб или другую пищу, брать соль пальцами? Чем объясняются запреты? К чему просыпается соль за столом? Что нужно сделать, чтобы не поссориться?
XXV 16 Куда сажали во время застолья взрослых, стариков, детей? Как объясняли установленный порядок рассаживания? Где садился хозяин? Почему? Садилась ли за стол хозяйка?
XXV 18 Как подавались приборы на стол? Могли ли ставить приборы для отсутствующих? Для потенциальных гостей? Могли ли приглашать к столу случайных посетителей?
XXV 17 Кто и как за столом делил хлеб, накладывал кушанья, убирал со стола? Как его делили? Что делали с упавшим, недоеденным хлебом?
XXV 22 Какие запреты и приметы существуют в связи с мытьем посуды и уборкой со стола? Можно ли вытирать со стола рукой, бумагой? Можно ли плескать воду, когда моешь посуду? Почему?
Ключевые слова
Битье, Блины, Боль, Верх-низ, Внутренний-внешний, Выбрасывать, Давать-брать, Еда, Животное, Запреты, Кара, Картошка, Каша, Конец, Кормление, Кот, Крошки, Ложка, Мать, Меморат, Над-под, Народная педагогика, Новый-старый, Один, Остатки, Очищение, Питье, Пища, Полотенце, Посуда, Преломление хлеба, Пространство, Ребенок, Родители, Родство, Рука, Свинья, Свой-чужой, Скот, Соль, Стол, Страх, Тело человека, Уничтожение ритуальное, Утварь, Хлеб, Хлеб ритуальный, Чистый-грязный
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 6748
6748
[Кто в семье делил хлеб?] [САС:] А нихто́… к… хто наряза́л. Не́ было, что вот хто́-то до́лжен, тако́го не́ было. Кому́… подходи́ло стать, тот и ре́зал, и де́лал. И суп налива́л там, и́ли что там, и́ли ка́ша, и́ли карто́шка. [ФЛЕ одновременно:] Ну хто, ма́ма налива́ла. [САС:] Ну в основно́м, вот и я хоте́ла ска́зать, в основно́м роди́тели, ста́ршие э́то де́лали – ня де́ти ле́зли. Де́ти за столо́м сиде́ли. [… - обычая привязывать парню колодку или давать платочек не знают.] [После еды можно было оставлять на столе соль, недоеденный хлеб, может, что-то ещё?] Ну убира́ла ма́ма в шкаф или там куда́, где како́е ме́сто определено́. Ну убира́лось. [ФЛЕ:] Убира́ли там, кому́ отдава́ли: кота́м пото́м дава́ли. [САС:] Да, да, кто где. [ФЛЕ:] Как покро́шуть э́тот хлеб, да кота́м подолью́ть чем, усё. [САС:] Ну, хлеб в основно́м, ня си́льно раски́дывали, хлеб берегли́, хлеб был… дорого́й. И са́мый… [ФЛЕ:] Две́сти грамм хле́ба дава́ли на де́нь, что там мо́жно бы́ло… [Чем убирали со стола?] [САС:] Ну как чем… тря́пка специа́льна для стола́ была́ та… [А рукой можно было?] Нуу, где что кому́… ча́шки собира́ли, коне́чно, рука́ми…ча́шцчки… Где что оста́лось, э́то не выки́дывалось – порося́та бы́ли, о́вцы бы́ли. У[о]т. Хозя́йство. [… – САС говорит о том, что раньше у всех была скотина.] [У каждого своя посуда была, когда ели?] Сво… ну как, э́то о́бшше бы́ло во… в своём до́ме, э́то вот как… ну вот как вот я расска́зывала, что на пра́здник с… шли – опя́ть со… свою́ посу́ду несли́. В свое́й посу́де… [А если не на празднике, а просто на обеде, у каждого была своя тарелка?] [ФЛЕ:] Не, не, вме́сте. [САС:] Не, ўсе́ вме́сте в до́ме, а не всем… [ФЛЕ:] Вме́сте. Ра́ньше не́ было, чтоб вот ка́ждому по таре́лке. Тут вобшше́ таре́лок не́ было – ча́шка. [САС:] Да́же с одно́й ча́шки е́ли. [ФЛЕ:] С одно́й. [САС:] Больша́я, больша́я така́я ча́ш…шка… [ФЛЕ одновременно:] Да, да. [САС:] Вот как тепе́рь де́лаем блины́. [ФЛЕ:] Не́_ было, не́ было, не́ было. [САС:] Б… блины́ печь, под блины́. А она́ о́бшшая стоя́ла. [ФЛЕ:] Карто́шки сва́рют нячи́шшеной – бух в э́ту ча́шку, и берёшь… нечи́шшеной… Да? [А был тот, кто начинал, кто первый должен был есть?] [САС:] Нет, э́то не́ было, э́то бы́ло… Да. Э́то раз… [ФЛЕ одновременно:] Мо́же бы́ло когда́, мы э́то не зна́ем. [САС:] Раз поста́вили на стол, зна́чыт, все е́шьте. [ФЛЕ одновременно:] Е́шьте. [САС:] Зна́чыт все е́шьте. [Было такое поверье, что в соль нельзя макать хлеб или пальцы?] Ну… был где́-то разгово́р како́й-то, но я не по́мню, как, что и где… [ФЛЕ:] Про что́ это? [САС:] Ну что хле́бом соль мака́ть. [Соб.: Или просто пальцами туда, в солонку.] Вот соло́нка на столе́ стои́т, а… нельзя́ ла… Но а е́сли она́ стои́т, вот… вот на́ша вот семья́, мы… все свои́ и... мы все мо́жем лезть, э́того не́ было запре́та. [ФЛЕ:] Не́ было. [САС:] Э́того не́ было запре́та. [А на общественном?] Э́то на обще́ственном ну там э́то как… де́лалось, чтоб всё бы там… соль коне́чно не несли́, вот как вот пра́здник, вот я расска́зывала, пра́здник был. [Ранее рассказывала про брыксы, на которые собиралась вся деревня. См. XXV-5 б, 6 а] Там всё посо́лено, всё сде́лано, соль… мо́жет и ста́вили, но а… мне э́то… я бы́ла во. [Показывает, что была маленькая.] [ФЛЕ:] Да я то́же не по́мню. [САС:] Да, я не по́мню э́того. И я ж не бег… наш… нас прогоня́ли, что е́сли мы там бу́дем крути́ться-верте́ться о́коло э́тих столо́ў. [У вас было отдельное застолье?] Нет, мы… я вот расска́зывала, что вот… бры́ксы, пра́здник како́й-то был, и вся дере́вня собира́лась на оди́н стол. [А детей там не было?] Нет, дете́й нет, то́лько взро́слые. [Было такое, что детей до какого-то времени не сажали за общий стол?] Ну… [ФЛЕ:] Нет, де́ти вме́сте е́ли. [САС:] Нет, вме́сте, мы всягда́ вме́сте. Как у дру́гих бы́ло, у нас всягда́ все вме́сте е́ли. Всягда́ вме́сте е́ли. [ФЛЕ:] «Все ну́-ка ру́ки мыть. За стол». [САС одновременно:] Да, да, да. Да, э́то бы́ло всё вре́мя вме́сте. [ФЛЕ:] Б[ыв]а́ло, не ска́жешь, что ой, я не хочу́, как сеча́с выла́мываются. [Говорили, что детям за столом нельзя баловаться?] [САС:] Ну э́то говори́ли, коне́чно, э́то го́во… [ФЛЕ:] Да. [САС:] И руга́...: «Ешь! А то ло́жкой по лбу полу́чишь!» Э́то бы́ло… [ФЛЕ:] А ра́ньше уж весь страх: ло́жкой по лбу́… [Смеётся.] [САС:] Да, да. Вся… всё наказа́ние бы́ло, что ло́жкой по лбу́ полу́чышь. [У каждого своя была ложка?] Ай, как када́... Ну разуме́ется: рука́ми ж ня е́ли. Вот рука́ми… [ФЛЕ:] Ло́жки бы́ли деревя́нные. [ИНП:] Деревя́нные ло́жки – вот и я по́мню. [САС:] Вот то́лько я хоте́ла сказа́ть: ви́лок как бы не́ было в то вре́мя, пра́вда? Ви́лок не́ было. [ИНП одновременно:] Деревя́нные, я по́мню, ло́жки. [САС одновременно:] А бы́л…ли то́лько лё… ло́жки то́лько бы́ли. [ФЛЕ одновременно:] Не, не, не́ было ви́лок. Ни одно́й ви́лки не́ было до́ма. [САС:] Да, то́лько ло́жки бы́ли.