Год | 2019 |
Собиратели | АС, ЗАА |
Ивановская область |
Южский район |
Хотимль |
Код | СГВ |
Пол | f |
Год рождения | 1954 |
Федьково |
Битье посуды, Выкуп, Деревце обрядовое, Красный угол, Лапти, Свадебный обряд, Сват, Сватовство, Соль, Шуба
ФА ВШЭ 6950
6950
[С: Может, расскажете нам, как свадьбы раньше отмечали?]
ГВ: Ой, девочки, на моей памяти свадеб, я говорю, что мы были последние дети в деревне, наша деревня умирала, мои родители родились последними, дом поставили последними, то есть на моей памяти…
[С: То есть после ваших родителей…]
ГВ: Никто не строился там, никто, внуки женились, может, вспомню чего… Вот на одной свадьбе моя тетка, сестра матери, у ней лапти привязывали к машине, лапти привязывали к капоту, машина была грузовик, невеста, по-моему, в кабине, гости наверху, и вот привязывали лапти, это я помню, но каких-то особых обычаев… Гармонь украшали лентами, я тоже помню… Вот про красу, вы слышали про красу? Деревце, елка, ее невеста, по-моему, украшала бумажными цветами, ленточками, приносили в дом жениха, если молодые оставались там жить, то на чердаке, над слуховым окошком ее прикрепляли, она стояла, но лично я этим никогда не занималась, то есть я только по слухам, краса была. Да, сидели на шубе, это я сама сидела, в деревенской избе делится как бы чисто изба и горница, комната обычная, так свадьба была в горнице, красный угол, икона значит на нем, то есть одно время иконы снимали, но, когда я замуж выходила, икона опять стоит, и лавка, не стулья были, а лавка, приделанная намертво, то есть не приставная лавка, а сделанная, клали полушубок овчинный, сидели с женихом на этой овчине, вот это я помню.
[С: Чтобы побогаче?]
ГВ: Видимо да, чтобы комфортнее, чтобы состояние, сидели мы на овчине, конечно.
[С: А лапти привязывали, что это значило?]
ГВ: Вот этого, девочки, не скажешь, помню, что тогда маленькая была, а лапти привязывали Зинаиде, тетке моей.
[С: Интересно, а почему красу на чердак ставили?]
ГВ: Вот не знаю, в каком-то старом доме еще, помню, залезали, и вот эта высохшая краса, обсыпавшаяся елочка с какими-то тряпочками, вот она была над этим, над застрехой, по-моему, даже так называлась, если только не вру, пометьте знаком вопроса, застреха называлась.
[С: А сватов засылали?]
ГВ: Он засылал [муж], ко мне приходили, приходил кто… Его тетка и мать, по-моему… Приходили-приходили, «товар-купец» не говорили, приходили, что-то просили, да, договаривались.
[С: А у вас был девичник?]
ГВ: Нет, у меня не было девичника, мальчишки собирались, пьянствовали. Я здесь не жила, вышла замуж, подруг не было, вообще свадьбу не хотела делать.
[С: А приданое в ваше время уже не было?]
ГВ: Нет, уже не было. Дом нам сразу дали от колхоза, вот этот дом, сразу после свадьбы на второй день, ночевали там, у родителей, на второй день сразу поехали и стали там жить, но дом новый нам дали.
[С: А раньше преграждали дорогу?]
ГВ: Это и сейчас, это и сейчас, если и бывает сейчас, редко, но бывает: натягивают веревку, причем жених старается избегать, они здесь ждут, а они окольными путями с обратной стороны подъедут и очень радуются, что обманули всех. Если успеют, то бегут с веревкой, значит. Выкупают, да, обычно сама горластая бабенка торгуется, ей дают и водку, и конфеты, если довольна, то убирает веревку.
[С: А как торгуется? Что говорят?]
ГВ: «Ну, вот, у нас такая невеста, а вы приехали тут в общем-то забрать ее, так ведь просто так мы ее не отдадим, выкупайте!». Жених сначала то две конфетки, а доходит уже и до пакета с конфетами, до бутылки, до двух доходит, потом уже как-то пропускает, распивает, всем наливают, дают и все. Этот обычай до сих пор, ну он шутливый какой-то.
[С: А благословляли как-нибудь?]
ГВ: Меня благословляли, его бабушка принесла иконку, ну так тоже без особых слов, просто дала иконку, она долго у меня стояла, у меня кто-то забрал эту иконку, хотя нельзя было этого делать, конечно.
[С: А жених с невестой под красным углом сидели?]
ГВ: Да, жених с невестой в красном углу, в красном углу сажали. Красный угол как войдешь, который на восток угол, вот он красный. То есть в домах он бывает в разных.
[С: А били что-нибудь на свадьбе?]
ГВ: Да, стопку разбивали, на второй день.
[С: А кто бил?]
ГВ: Муж.
[С: Муж?]
ГВ: Это знак того, что он как бы девушку получил, да, когда садились второй день за стол, жениху первым делом наливали стопку, он ее стоя выпивал и швырял ее в сторону двери, надо, чтобы она разбилась, а если не разбилась, то плохо дело. У нас разбились.
[С: А с первого на второй день смотрели белье?]
ГВ: Нет, у нас не носили. Может, бегали куда смотреть, не знаю, но публично не выносили. Стопку били.
[С: А кто потом подметал?]
ГВ: Не знаю, специально никто, вроде. Ну там уже на второй день швыряют под ноги мелочь, кто-нибудь там пляшет, а невесту, уже жену молодую, заставляют это все с веником сметать, а они пляшут, топчут, расшвыривают, в общем-то, это вот было. Но я сказала, на моей никаких обычаев. А вот как раз Людмила Владимировна, которая из библиотеки, вот как раз на ее свадьбе, а она плохо видит, она в очках, ее там даже вроде задели плясавшие, швырялись.
[С: А каравай пекли?]
ГВ: Хлеб, соль, да, хлеб, соль нам подносили, кто-то пек из родственников мужа, по-моему, да, кусали мы.
[С: Было так, что насолить друг другу в последний раз?]
ГВ: Нет, этого не было, все было очень пристойно, взяли щепоточку, посолили, только не помню, мы каравай кусали или ломали… Кусали!
[С: Кто больше откусит?]
ГВ: Да, муж большой кусок отхватил, я специально отхватила поменьше, чтобы не позорить мужика! [смеется]
[С: А кто караван пек и держал?]
ГВ: Мать жениха, мать мужа, да-да. Кто пек, я не знаю, но она держала. Когда после загса шли в дом-то его, свадьба в доме жениха, когда к крыльцу подходили, она стояла на крыльце, рушник был, поднос….
[С: Рушник был?]
ГВ: Ну, у нас не рушники были, магазинные полотенца с краями какими-то вышитыми, она так вот держала, мы подошли и вот так вот укусили, его куда-то тут же убрали, а мы пошли уже в дом.
ГВ: Ой, девочки, на моей памяти свадеб, я говорю, что мы были последние дети в деревне, наша деревня умирала, мои родители родились последними, дом поставили последними, то есть на моей памяти…
[С: То есть после ваших родителей…]
ГВ: Никто не строился там, никто, внуки женились, может, вспомню чего… Вот на одной свадьбе моя тетка, сестра матери, у ней лапти привязывали к машине, лапти привязывали к капоту, машина была грузовик, невеста, по-моему, в кабине, гости наверху, и вот привязывали лапти, это я помню, но каких-то особых обычаев… Гармонь украшали лентами, я тоже помню… Вот про красу, вы слышали про красу? Деревце, елка, ее невеста, по-моему, украшала бумажными цветами, ленточками, приносили в дом жениха, если молодые оставались там жить, то на чердаке, над слуховым окошком ее прикрепляли, она стояла, но лично я этим никогда не занималась, то есть я только по слухам, краса была. Да, сидели на шубе, это я сама сидела, в деревенской избе делится как бы чисто изба и горница, комната обычная, так свадьба была в горнице, красный угол, икона значит на нем, то есть одно время иконы снимали, но, когда я замуж выходила, икона опять стоит, и лавка, не стулья были, а лавка, приделанная намертво, то есть не приставная лавка, а сделанная, клали полушубок овчинный, сидели с женихом на этой овчине, вот это я помню.
[С: Чтобы побогаче?]
ГВ: Видимо да, чтобы комфортнее, чтобы состояние, сидели мы на овчине, конечно.
[С: А лапти привязывали, что это значило?]
ГВ: Вот этого, девочки, не скажешь, помню, что тогда маленькая была, а лапти привязывали Зинаиде, тетке моей.
[С: Интересно, а почему красу на чердак ставили?]
ГВ: Вот не знаю, в каком-то старом доме еще, помню, залезали, и вот эта высохшая краса, обсыпавшаяся елочка с какими-то тряпочками, вот она была над этим, над застрехой, по-моему, даже так называлась, если только не вру, пометьте знаком вопроса, застреха называлась.
[С: А сватов засылали?]
ГВ: Он засылал [муж], ко мне приходили, приходил кто… Его тетка и мать, по-моему… Приходили-приходили, «товар-купец» не говорили, приходили, что-то просили, да, договаривались.
[С: А у вас был девичник?]
ГВ: Нет, у меня не было девичника, мальчишки собирались, пьянствовали. Я здесь не жила, вышла замуж, подруг не было, вообще свадьбу не хотела делать.
[С: А приданое в ваше время уже не было?]
ГВ: Нет, уже не было. Дом нам сразу дали от колхоза, вот этот дом, сразу после свадьбы на второй день, ночевали там, у родителей, на второй день сразу поехали и стали там жить, но дом новый нам дали.
[С: А раньше преграждали дорогу?]
ГВ: Это и сейчас, это и сейчас, если и бывает сейчас, редко, но бывает: натягивают веревку, причем жених старается избегать, они здесь ждут, а они окольными путями с обратной стороны подъедут и очень радуются, что обманули всех. Если успеют, то бегут с веревкой, значит. Выкупают, да, обычно сама горластая бабенка торгуется, ей дают и водку, и конфеты, если довольна, то убирает веревку.
[С: А как торгуется? Что говорят?]
ГВ: «Ну, вот, у нас такая невеста, а вы приехали тут в общем-то забрать ее, так ведь просто так мы ее не отдадим, выкупайте!». Жених сначала то две конфетки, а доходит уже и до пакета с конфетами, до бутылки, до двух доходит, потом уже как-то пропускает, распивает, всем наливают, дают и все. Этот обычай до сих пор, ну он шутливый какой-то.
[С: А благословляли как-нибудь?]
ГВ: Меня благословляли, его бабушка принесла иконку, ну так тоже без особых слов, просто дала иконку, она долго у меня стояла, у меня кто-то забрал эту иконку, хотя нельзя было этого делать, конечно.
[С: А жених с невестой под красным углом сидели?]
ГВ: Да, жених с невестой в красном углу, в красном углу сажали. Красный угол как войдешь, который на восток угол, вот он красный. То есть в домах он бывает в разных.
[С: А били что-нибудь на свадьбе?]
ГВ: Да, стопку разбивали, на второй день.
[С: А кто бил?]
ГВ: Муж.
[С: Муж?]
ГВ: Это знак того, что он как бы девушку получил, да, когда садились второй день за стол, жениху первым делом наливали стопку, он ее стоя выпивал и швырял ее в сторону двери, надо, чтобы она разбилась, а если не разбилась, то плохо дело. У нас разбились.
[С: А с первого на второй день смотрели белье?]
ГВ: Нет, у нас не носили. Может, бегали куда смотреть, не знаю, но публично не выносили. Стопку били.
[С: А кто потом подметал?]
ГВ: Не знаю, специально никто, вроде. Ну там уже на второй день швыряют под ноги мелочь, кто-нибудь там пляшет, а невесту, уже жену молодую, заставляют это все с веником сметать, а они пляшут, топчут, расшвыривают, в общем-то, это вот было. Но я сказала, на моей никаких обычаев. А вот как раз Людмила Владимировна, которая из библиотеки, вот как раз на ее свадьбе, а она плохо видит, она в очках, ее там даже вроде задели плясавшие, швырялись.
[С: А каравай пекли?]
ГВ: Хлеб, соль, да, хлеб, соль нам подносили, кто-то пек из родственников мужа, по-моему, да, кусали мы.
[С: Было так, что насолить друг другу в последний раз?]
ГВ: Нет, этого не было, все было очень пристойно, взяли щепоточку, посолили, только не помню, мы каравай кусали или ломали… Кусали!
[С: Кто больше откусит?]
ГВ: Да, муж большой кусок отхватил, я специально отхватила поменьше, чтобы не позорить мужика! [смеется]
[С: А кто караван пек и держал?]
ГВ: Мать жениха, мать мужа, да-да. Кто пек, я не знаю, но она держала. Когда после загса шли в дом-то его, свадьба в доме жениха, когда к крыльцу подходили, она стояла на крыльце, рушник был, поднос….
[С: Рушник был?]
ГВ: Ну, у нас не рушники были, магазинные полотенца с краями какими-то вышитыми, она так вот держала, мы подошли и вот так вот укусили, его куда-то тут же убрали, а мы пошли уже в дом.