Год | 2019 |
Собиратели | ГА, КАГ, ФВП |
Ивановская область |
Южский район |
Емельяново |
Код | РЛВ |
Пол | f |
Год рождения | 1967 |
Емельяново |
Игры фольк., Календарь, Кулич, Пасха, Снег, Чистый четверг, Яйцо пасх.
ФА ВШЭ 6985
6985
РЛВ: Ну вот давайте я начну вам рассказывать, наверное, с Пасхи.
[С: Давайте. ]
РЛВ: Детские впечатления яркие, конечно, были о Пасхе. Хотя время было советского периода, не так это было… то есть храм еще не работал, когда проходило мое детство. Но вот у нас в деревне в Пасху родители старались к этому времени… Пасха всегда весной, апрель-май. Редко май, чаще апрель. Родители старались покупать нам новую одежду. Мы одевались празднично и мы ждали этого дня, чтобы показать свою одежду. Потому что у нас в деревне было заведено так, что мы ходили из дома в дом и говорили всем… ну как вот… “Христос Воскресе”. И за эту весть, или за то, что мы пришли, нам давали крашенные яички или сладости. Кто-то — выпечку. То есть мы все это собирали, причем нас уже ждали. И я хочу сказать, что эта традиция сохранилась и до сих пор. Вот я уже взрослая женщина в годах, и утром в Пасху я уже готовлю яички, готовлю сладости и жду, что ребятишки должны ко мне прийти. Но сейчас не так много — раньше много приходило детей. Сейчас ну от силы может быть человек десять пройдет по деревне вот с этой целью. Потом мы с этими угощениями шли домой, сладости оставляли дома, а яички мы брали крашенные и устраивали игры. Игра называлась “катание яиц”. Каждый знал свое яичко: оно или отделялось по окраске, или — потерли о землю, и там появлялось беленькое пятнышко, и мы уже знали, что это мое яичко. Игру мы устраивали таким образом: в общую шапку, как правило это была шапка-ушанка, складывали все яички. Один отворачивался… да даже не отворачивался...То есть один подымал эту шапку над головой. Достаешь яичко и спрашиваешь, чье оно. Дальше кто-то говорит: мое. Ты первый, там второй… Таким образом мы делились, ну как порядковый номер у каждого был. Затем мы полем… Ну это как правило расстояние от дома до дома. Улицы довольно-таки чисто убраны были. Прочерчивали три полосы, на одну полосу выставляли яички на расстоянии где-то см 15 друг от друга. Вот на такое расстояние в ряд выставляли яички. И потом от дальней… ну наверное шагов 15, может быть, 20 от этой полосы проводили полосу и мячом катили на эти яйца. Если мяч яичко затронул, значит ты берешь свое яичко сначала. Таким образом ты свое яичко уже выбрал. А на кону яички заканчивались, ну то есть они все меньше и меньше. Был кто-то, кто не попадал ни разу. То есть у него убывало в его копилке. А был кто-то, кто и три яичка за одну игру мог выкатать. То есть вот такая была игра, и она сохранилась до сих пор.
[С: Еще играют, да, дети?]
РЛВ: Да, но не только дети. Мы вот взрослые устраиваем для себя иногда такое развлечение. Ну вот в Пасху. Ну это вот советский период, наше детство. Это, наверное, где-то 70-е годы, середина 70-х — 80-х.
[С: Вы очень интересно рассказываете. А вот ходить по деревне могли только дети? ]
РЛВ: Ну что это, друг дружку приветствовали, и обменивались яичками, и целовались. То есть это было такое.
[С: А вот что-то говорили друг другу, когда звали ходить по деревне и собирать? ]
ЛВР: Да нет, нет.
[С: А вот как красили яички?]
РЛВ: Да в основном в луковой шелухе. Это сейчас очень много новых технологий, пищевые добавки… Еще был метод такой — может быть, не очень он и правильный — был яркие платки (красного, например, цвета), и этот платок при стирке мог покраситься. То есть могли завернуть в этот платок и тоже вскипятить. То есть могли и так красить. Но в основном в луковой шелухе.
[С: А когда красили? В какой день?]
РЛВ: Ну наверное… Если Пасха в воскресенье, то начинали в Чистый Четверг, может быть, в четверг или в пятницу могли покрасить.
[С: А кто красил обычно?]
РЛВ: Да мама, мама. Хозяйка дома.
[С: А вот вы говорили, что улица была чисто убрана. Это ее специально к Пасхе?..]
РЛВ: Да нет, у нас вообще улицы чистые были.
[С: А устраивали какую-то генеральную уборку, может быть, перед Пасхой?]
РЛВ: Да знаете, наверное, и сейчас это сохранилось, и раньше это было — как правило, когда снег сходил, у домов наводили порядок. Это… Я не считаю, что это исстари откуда-то пошло. По-моему, это всегда так было. Около домой довольно-таки чисто, то есть нет захламления, и…
[С: Да, это видно. ]
РЛВ: Да. Я не считаю, что это какой-то обряд или там…
[С: Ну а вот Чистый Четверг… там были какие-то традиции для этого дня?]
РЛВ: Я не помню с детства. С детства не помню. Это сейчас уже вот с возрастом мы стали соблюдать все эти православные праздники, а в то время как-то это неосознанно было.
[С: А вот между Чистым Четвергом и самой Пасхой — пятница, суббота. Это какие дни? Что делали в эти дни? Может быть, как-то называли их?]
РЛВ: Не могу сказать. Как вот если по детским… По детским воспоминаниям — просто ждали этого праздника. Ждали этого праздника, заглядывали в шифоньер. Я помню, мама мне купила новые ботинки, новое пальто красное, такое весеннее. Это апрель месяц, еще снег, то есть еще прохладно. И хотелось именно вот… Ну тогда было очень довольно-таки бедно мы жили, то есть не было такого роскошества в магазинах. Где-то доставали, даже куда-то ездили, чтобы купить. В деревнях этого не купишь.
[С: Целое событие. ]
РЛВ: Да, и это было целое событие, ждешь-недождешься. Утром встанешь и ждешь, когда тебя мама нарядит. А еще под пальто красивое платье оденут, а вот жалко, что платье-то соседи-то не увидят, так пальто-то расстегнешь, идешь по деревне с расстегнутым пальто (смеется), чтобы показать, что у тебя там красиво.
[С: А вот вы еще очень интересно сказали, что выпечка на Пасху была. А что именно пекли?]
РЛВ: Куличи, так же куличи пекли. Я уж не помню, как они были украшены. Это сейчас можно и в Интернете найти, и в журналах разновидности куличей. Я думаю, обыкновенный какой-то высокий пирог, может быть, даже сладкий, там что-то украшено. Ну давали, разрезали этот пирог и давали частичку пирога. То есть вот так…
[С: А вот не было такого, что каждому члену семьи свой кулич?]
РЛВ: Да нет, по крайней мере в нашей семье не было такого. В нашей семье не было такого.
[С: Это было именно мучное или может быть?..]
РЛВ: Да, мучное, мучное.
[С: Очень интересно, а вот…]
[С: Давайте. ]
РЛВ: Детские впечатления яркие, конечно, были о Пасхе. Хотя время было советского периода, не так это было… то есть храм еще не работал, когда проходило мое детство. Но вот у нас в деревне в Пасху родители старались к этому времени… Пасха всегда весной, апрель-май. Редко май, чаще апрель. Родители старались покупать нам новую одежду. Мы одевались празднично и мы ждали этого дня, чтобы показать свою одежду. Потому что у нас в деревне было заведено так, что мы ходили из дома в дом и говорили всем… ну как вот… “Христос Воскресе”. И за эту весть, или за то, что мы пришли, нам давали крашенные яички или сладости. Кто-то — выпечку. То есть мы все это собирали, причем нас уже ждали. И я хочу сказать, что эта традиция сохранилась и до сих пор. Вот я уже взрослая женщина в годах, и утром в Пасху я уже готовлю яички, готовлю сладости и жду, что ребятишки должны ко мне прийти. Но сейчас не так много — раньше много приходило детей. Сейчас ну от силы может быть человек десять пройдет по деревне вот с этой целью. Потом мы с этими угощениями шли домой, сладости оставляли дома, а яички мы брали крашенные и устраивали игры. Игра называлась “катание яиц”. Каждый знал свое яичко: оно или отделялось по окраске, или — потерли о землю, и там появлялось беленькое пятнышко, и мы уже знали, что это мое яичко. Игру мы устраивали таким образом: в общую шапку, как правило это была шапка-ушанка, складывали все яички. Один отворачивался… да даже не отворачивался...То есть один подымал эту шапку над головой. Достаешь яичко и спрашиваешь, чье оно. Дальше кто-то говорит: мое. Ты первый, там второй… Таким образом мы делились, ну как порядковый номер у каждого был. Затем мы полем… Ну это как правило расстояние от дома до дома. Улицы довольно-таки чисто убраны были. Прочерчивали три полосы, на одну полосу выставляли яички на расстоянии где-то см 15 друг от друга. Вот на такое расстояние в ряд выставляли яички. И потом от дальней… ну наверное шагов 15, может быть, 20 от этой полосы проводили полосу и мячом катили на эти яйца. Если мяч яичко затронул, значит ты берешь свое яичко сначала. Таким образом ты свое яичко уже выбрал. А на кону яички заканчивались, ну то есть они все меньше и меньше. Был кто-то, кто не попадал ни разу. То есть у него убывало в его копилке. А был кто-то, кто и три яичка за одну игру мог выкатать. То есть вот такая была игра, и она сохранилась до сих пор.
[С: Еще играют, да, дети?]
РЛВ: Да, но не только дети. Мы вот взрослые устраиваем для себя иногда такое развлечение. Ну вот в Пасху. Ну это вот советский период, наше детство. Это, наверное, где-то 70-е годы, середина 70-х — 80-х.
[С: Вы очень интересно рассказываете. А вот ходить по деревне могли только дети? ]
РЛВ: Ну что это, друг дружку приветствовали, и обменивались яичками, и целовались. То есть это было такое.
[С: А вот что-то говорили друг другу, когда звали ходить по деревне и собирать? ]
ЛВР: Да нет, нет.
[С: А вот как красили яички?]
РЛВ: Да в основном в луковой шелухе. Это сейчас очень много новых технологий, пищевые добавки… Еще был метод такой — может быть, не очень он и правильный — был яркие платки (красного, например, цвета), и этот платок при стирке мог покраситься. То есть могли завернуть в этот платок и тоже вскипятить. То есть могли и так красить. Но в основном в луковой шелухе.
[С: А когда красили? В какой день?]
РЛВ: Ну наверное… Если Пасха в воскресенье, то начинали в Чистый Четверг, может быть, в четверг или в пятницу могли покрасить.
[С: А кто красил обычно?]
РЛВ: Да мама, мама. Хозяйка дома.
[С: А вот вы говорили, что улица была чисто убрана. Это ее специально к Пасхе?..]
РЛВ: Да нет, у нас вообще улицы чистые были.
[С: А устраивали какую-то генеральную уборку, может быть, перед Пасхой?]
РЛВ: Да знаете, наверное, и сейчас это сохранилось, и раньше это было — как правило, когда снег сходил, у домов наводили порядок. Это… Я не считаю, что это исстари откуда-то пошло. По-моему, это всегда так было. Около домой довольно-таки чисто, то есть нет захламления, и…
[С: Да, это видно. ]
РЛВ: Да. Я не считаю, что это какой-то обряд или там…
[С: Ну а вот Чистый Четверг… там были какие-то традиции для этого дня?]
РЛВ: Я не помню с детства. С детства не помню. Это сейчас уже вот с возрастом мы стали соблюдать все эти православные праздники, а в то время как-то это неосознанно было.
[С: А вот между Чистым Четвергом и самой Пасхой — пятница, суббота. Это какие дни? Что делали в эти дни? Может быть, как-то называли их?]
РЛВ: Не могу сказать. Как вот если по детским… По детским воспоминаниям — просто ждали этого праздника. Ждали этого праздника, заглядывали в шифоньер. Я помню, мама мне купила новые ботинки, новое пальто красное, такое весеннее. Это апрель месяц, еще снег, то есть еще прохладно. И хотелось именно вот… Ну тогда было очень довольно-таки бедно мы жили, то есть не было такого роскошества в магазинах. Где-то доставали, даже куда-то ездили, чтобы купить. В деревнях этого не купишь.
[С: Целое событие. ]
РЛВ: Да, и это было целое событие, ждешь-недождешься. Утром встанешь и ждешь, когда тебя мама нарядит. А еще под пальто красивое платье оденут, а вот жалко, что платье-то соседи-то не увидят, так пальто-то расстегнешь, идешь по деревне с расстегнутым пальто (смеется), чтобы показать, что у тебя там красиво.
[С: А вот вы еще очень интересно сказали, что выпечка на Пасху была. А что именно пекли?]
РЛВ: Куличи, так же куличи пекли. Я уж не помню, как они были украшены. Это сейчас можно и в Интернете найти, и в журналах разновидности куличей. Я думаю, обыкновенный какой-то высокий пирог, может быть, даже сладкий, там что-то украшено. Ну давали, разрезали этот пирог и давали частичку пирога. То есть вот так…
[С: А вот не было такого, что каждому члену семьи свой кулич?]
РЛВ: Да нет, по крайней мере в нашей семье не было такого. В нашей семье не было такого.
[С: Это было именно мучное или может быть?..]
РЛВ: Да, мучное, мучное.
[С: Очень интересно, а вот…]