Год | 2019 |
Собиратели | ДВА, ЮМК |
Ивановская область |
Южский район |
Хотимль |
Код | ЧОВ |
Пол | f |
Год рождения | 1960 |
Домнино |
Береза, Веселье, Гулять, Деревце обрядовое, Духов день, Запреты, Земля, Календарь, Праздники, Топить в воде, Троица, Яичница
ФА ВШЭ 7017
7017
ЧОВ: Наверное где-то, Троица она же бывает по-разному, где в мае, где в июне, не в числах, а зависит от Поста Великого, от Пасхи, через 7 недель после Пасхи, все вот это связано, обычно Троица у нас в деревне праздновалась, ну, как, рядится деревце, это уж обязательно. Эти тряпочки собирали, сами по домам приносили, кто-то из мам, бабушек что-то приносили, березку ставили.
[С: А, тряпочками, да?]
ЧОВ: Да. Детей у нас, Господи прости меня, даже тоже в деревне, где я жила, у нас, я не знаю, ну как сказать даже, наврать, ну человек 50 это точно было наверно, это сейчас никого нет, потому что в каждом доме пара точно детей была. Ну где там одинокие старики уже жили, там не было. А в основном семьи были еще такие. Гуляли все, приходили, народу много. Ну с девчонками там если что-то собирались. Стихи кто рассказывал, песни даже пели, сценки какие-то сами показывали. Ну это так, от дури.
[смеются]
[С: Даже сценки? Не учительница, а сами?]
ЧОВ: Нет, сами, просто чего-то где-то вон вылавливали. Так вот из народа что. Где-то, сказать, не то что переделывали, а как это…
[С: А что показывали, интересно?]
ЧОВ: Ой да Господи. Даже не знаю.
[С: Интересно просто.]
ЧОВ: Да нет это, сейчас даже и не скажу.
[С: Это разыгрывали из книг, из фильмов? Или что-то вот из жизни? ]
ЧОВ: Нет, просто на просто там же раньше у нас же сколько считалок всяких было, что-то на считалки вот делали, какие-то чего-то. Что-то на что-то… то же стихотворение вот…
[С: На считалки, да?]
ЧОВ: Что-то… фу… Про Ерему и Фому, девчонки, я не вспомню конечно уже его. Только единственное помню [смеется]:
«Ерема стал тонуть, а Фома его тянуть.
“Да потише ты тяни, а то порвешь мои штаны»
[смеется]
Вот это вот я помню. Тоже вот на Березке мы делали эту сценку, один у нас Фома, другой Ерема, кто-то стихотворение читает. По ходу чтения этого стихотворения они показывали действия какие-то. Фому за ногу значит тянули из воды, типа того что он тонет, вот это было. Гуляли мы все время делали в одном и том же месте, у нас была тетя Настя Доброхотова, и у них так получилось, продол между домами хороший и площадь ровная, вот мы там ставили березку, нам ставили столы все время, собирали для детей. Угощение нам готовили. Ну это обязательно яичница у нас была.
[С: Да?]
ЧОВ: Пироги там… Кто что в общем сможет, тоже мамы, папы, что называется, это все делалось, из дома приносилось. В магазинах было тогда купить это все очень так проблематично. Потом все это мы выросли, и деревня заглохла. Уже после нас почти не рождалися никто. Где-то чисто последний год 74-75, где-то так наверное, и дальше уже все. Потом уже началась перестройка, все начали уезжать и поэтому деревни начали глохнуть капитально. Это мы здесь остались на всю жизнь жить. Потом уже все, у нас ни Троица не проводилась, ничего этого уже не было.
[С: А Троица это получается такой детский, молодежный праздник? ]
ЧОВ: Вообще-то этот праздник, он церковный. Ну у нас вот его отмечают для детей. У нас дети были, мы стихи сами учили, рассказывали. Бабушки приходили на нас смотрели, родители приходили, у кого приходили. Обычно это там в одном месте гуляли, у нас посреди деревни это место было, там хорошо было.
[С: А потом березку что?]
ЧОВ: Девчонки, я уже вот не помню. Есть такая вещь после Троицы, по-моему, Духов День. Она на другой день. Березку топят. Ее уносят. Она стоит там какой-то промежуток времени. Но не на другой день ее топят, ее, по-моему, топят через 4 дня. Почему-то вот отложился у меня в голове четверг. Это же не наш, это же не церковный праздник вот эта вот березка.
[С: Да, он в народе по-другому называется. ]
ЧОВ: Он языческий что ли как-то с этих старых обрядов, но в деревнях его чтили, его делали, его проводили.
[С: Ну ее в реку что ли бросали? ]
ЧОВ: Да ты мы носили обычно в пруд.
[С: В пруд, да? ]
ЧОВ: Пруд. Он поближе.
[С: Просто бросят?]
ЧОВ: В принципе, если вспомнить раньше, там что-то какие-то обряды проводились для… что ее уносили топили-то. Чего ее топили, я вот этого уже не скажу. Это надо искать где-нибудь, даже не знаю, в каких-то закромах.
[С: Ну у вас просто бросали в пруд?]
ЧОВ: Просто да, просто ложили в пруд и оставляли там, и все, считается, утонула.
[С: Утонула? [смеется]]
ЧОВ: Ну это самое, ее не разряживали, ее так с ленточками выносили. Нет, она так уходила туда.
[С: А Духов День тоже как-то отмечали вы?]
ЧОВ: Ну нет… В общем он и сейчас же так же считается Духов День это все тоже как церковный праздник-то. В этот день вообще ничего не делается, как в Троицу так и в Духов День, на земле вообще никаких работ, ничего не производится. Боже упаси, до земли не тронь, землю не тронь. Не сеют, не пашут в эти дни.
[С: А почему?]
ЧОВ: А потому что такой закон был. Троица – это праздник земли, рождения всего, и землю в эти дни не тревожат.
[С: Удивительно, интересно. ]
ЧОВ: Ну это не нами придумано.
[С: Ну так традиция, то что нужно. Много же хорошего в традициях, мне кажется церковь многое принимает. Церковь, и березы украшают.]
[С: А, тряпочками, да?]
ЧОВ: Да. Детей у нас, Господи прости меня, даже тоже в деревне, где я жила, у нас, я не знаю, ну как сказать даже, наврать, ну человек 50 это точно было наверно, это сейчас никого нет, потому что в каждом доме пара точно детей была. Ну где там одинокие старики уже жили, там не было. А в основном семьи были еще такие. Гуляли все, приходили, народу много. Ну с девчонками там если что-то собирались. Стихи кто рассказывал, песни даже пели, сценки какие-то сами показывали. Ну это так, от дури.
[смеются]
[С: Даже сценки? Не учительница, а сами?]
ЧОВ: Нет, сами, просто чего-то где-то вон вылавливали. Так вот из народа что. Где-то, сказать, не то что переделывали, а как это…
[С: А что показывали, интересно?]
ЧОВ: Ой да Господи. Даже не знаю.
[С: Интересно просто.]
ЧОВ: Да нет это, сейчас даже и не скажу.
[С: Это разыгрывали из книг, из фильмов? Или что-то вот из жизни? ]
ЧОВ: Нет, просто на просто там же раньше у нас же сколько считалок всяких было, что-то на считалки вот делали, какие-то чего-то. Что-то на что-то… то же стихотворение вот…
[С: На считалки, да?]
ЧОВ: Что-то… фу… Про Ерему и Фому, девчонки, я не вспомню конечно уже его. Только единственное помню [смеется]:
«Ерема стал тонуть, а Фома его тянуть.
“Да потише ты тяни, а то порвешь мои штаны»
[смеется]
Вот это вот я помню. Тоже вот на Березке мы делали эту сценку, один у нас Фома, другой Ерема, кто-то стихотворение читает. По ходу чтения этого стихотворения они показывали действия какие-то. Фому за ногу значит тянули из воды, типа того что он тонет, вот это было. Гуляли мы все время делали в одном и том же месте, у нас была тетя Настя Доброхотова, и у них так получилось, продол между домами хороший и площадь ровная, вот мы там ставили березку, нам ставили столы все время, собирали для детей. Угощение нам готовили. Ну это обязательно яичница у нас была.
[С: Да?]
ЧОВ: Пироги там… Кто что в общем сможет, тоже мамы, папы, что называется, это все делалось, из дома приносилось. В магазинах было тогда купить это все очень так проблематично. Потом все это мы выросли, и деревня заглохла. Уже после нас почти не рождалися никто. Где-то чисто последний год 74-75, где-то так наверное, и дальше уже все. Потом уже началась перестройка, все начали уезжать и поэтому деревни начали глохнуть капитально. Это мы здесь остались на всю жизнь жить. Потом уже все, у нас ни Троица не проводилась, ничего этого уже не было.
[С: А Троица это получается такой детский, молодежный праздник? ]
ЧОВ: Вообще-то этот праздник, он церковный. Ну у нас вот его отмечают для детей. У нас дети были, мы стихи сами учили, рассказывали. Бабушки приходили на нас смотрели, родители приходили, у кого приходили. Обычно это там в одном месте гуляли, у нас посреди деревни это место было, там хорошо было.
[С: А потом березку что?]
ЧОВ: Девчонки, я уже вот не помню. Есть такая вещь после Троицы, по-моему, Духов День. Она на другой день. Березку топят. Ее уносят. Она стоит там какой-то промежуток времени. Но не на другой день ее топят, ее, по-моему, топят через 4 дня. Почему-то вот отложился у меня в голове четверг. Это же не наш, это же не церковный праздник вот эта вот березка.
[С: Да, он в народе по-другому называется. ]
ЧОВ: Он языческий что ли как-то с этих старых обрядов, но в деревнях его чтили, его делали, его проводили.
[С: Ну ее в реку что ли бросали? ]
ЧОВ: Да ты мы носили обычно в пруд.
[С: В пруд, да? ]
ЧОВ: Пруд. Он поближе.
[С: Просто бросят?]
ЧОВ: В принципе, если вспомнить раньше, там что-то какие-то обряды проводились для… что ее уносили топили-то. Чего ее топили, я вот этого уже не скажу. Это надо искать где-нибудь, даже не знаю, в каких-то закромах.
[С: Ну у вас просто бросали в пруд?]
ЧОВ: Просто да, просто ложили в пруд и оставляли там, и все, считается, утонула.
[С: Утонула? [смеется]]
ЧОВ: Ну это самое, ее не разряживали, ее так с ленточками выносили. Нет, она так уходила туда.
[С: А Духов День тоже как-то отмечали вы?]
ЧОВ: Ну нет… В общем он и сейчас же так же считается Духов День это все тоже как церковный праздник-то. В этот день вообще ничего не делается, как в Троицу так и в Духов День, на земле вообще никаких работ, ничего не производится. Боже упаси, до земли не тронь, землю не тронь. Не сеют, не пашут в эти дни.
[С: А почему?]
ЧОВ: А потому что такой закон был. Троица – это праздник земли, рождения всего, и землю в эти дни не тревожат.
[С: Удивительно, интересно. ]
ЧОВ: Ну это не нами придумано.
[С: Ну так традиция, то что нужно. Много же хорошего в традициях, мне кажется церковь многое принимает. Церковь, и березы украшают.]