Характеристики текста
Год2019
СобирателиДВА, ЮМК
Место сбора данных
Ивановская область
Южский район
Хотимль
Информанты
Данные об инф.
КодЧОВ
Полf
Год рождения1960
Место рождения
Домнино
Опросник
Ключевые слова
Береза, Веселье, Гулять, Деревце обрядовое, Духов день, Запреты, Земля, Календарь, Праздники, Топить в воде, Троица, Яичница
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 7017
7017
ЧОВ: Наверное где-то, Троица она же бывает по-разному, где в мае, где в июне, не в числах, а зависит от Поста Великого, от Пасхи, через 7 недель после Пасхи, все вот это связано, обычно Троица у нас в деревне праздновалась, ну, как, рядится деревце, это уж обязательно. Эти тряпочки собирали, сами по домам приносили, кто-то из мам, бабушек что-то приносили, березку ставили.

[С: А, тряпочками, да?]

ЧОВ: Да. Детей у нас, Господи прости меня, даже тоже в деревне, где я жила, у нас, я не знаю, ну как сказать даже, наврать, ну человек 50 это точно было наверно, это сейчас никого нет, потому что в каждом доме пара точно детей была. Ну где там одинокие старики уже жили, там не было. А в основном семьи были еще такие. Гуляли все, приходили, народу много. Ну с девчонками там если что-то собирались. Стихи кто рассказывал, песни даже пели, сценки какие-то сами показывали. Ну это так, от дури.

[смеются]

[С: Даже сценки? Не учительница, а сами?]

ЧОВ: Нет, сами, просто чего-то где-то вон вылавливали. Так вот из народа что. Где-то, сказать, не то что переделывали, а как это…

[С: А что показывали, интересно?]

ЧОВ: Ой да Господи. Даже не знаю.

[С: Интересно просто.]

ЧОВ: Да нет это, сейчас даже и не скажу.

[С: Это разыгрывали из книг, из фильмов? Или что-то вот из жизни? ]

ЧОВ: Нет, просто на просто там же раньше у нас же сколько считалок всяких было, что-то на считалки вот делали, какие-то чего-то. Что-то на что-то… то же стихотворение вот…

[С: На считалки, да?]

ЧОВ: Что-то… фу… Про Ерему и Фому, девчонки, я не вспомню конечно уже его. Только единственное помню [смеется]:
«Ерема стал тонуть, а Фома его тянуть.
“Да потише ты тяни, а то порвешь мои штаны»
[смеется]
Вот это вот я помню. Тоже вот на Березке мы делали эту сценку, один у нас Фома, другой Ерема, кто-то стихотворение читает. По ходу чтения этого стихотворения они показывали действия какие-то. Фому за ногу значит тянули из воды, типа того что он тонет, вот это было. Гуляли мы все время делали в одном и том же месте, у нас была тетя Настя Доброхотова, и у них так получилось, продол между домами хороший и площадь ровная, вот мы там ставили березку, нам ставили столы все время, собирали для детей. Угощение нам готовили. Ну это обязательно яичница у нас была.

[С: Да?]

ЧОВ: Пироги там… Кто что в общем сможет, тоже мамы, папы, что называется, это все делалось, из дома приносилось. В магазинах было тогда купить это все очень так проблематично. Потом все это мы выросли, и деревня заглохла. Уже после нас почти не рождалися никто. Где-то чисто последний год 74-75, где-то так наверное, и дальше уже все. Потом уже началась перестройка, все начали уезжать и поэтому деревни начали глохнуть капитально. Это мы здесь остались на всю жизнь жить. Потом уже все, у нас ни Троица не проводилась, ничего этого уже не было.

[С: А Троица это получается такой детский, молодежный праздник? ]

ЧОВ: Вообще-то этот праздник, он церковный. Ну у нас вот его отмечают для детей. У нас дети были, мы стихи сами учили, рассказывали. Бабушки приходили на нас смотрели, родители приходили, у кого приходили. Обычно это там в одном месте гуляли, у нас посреди деревни это место было, там хорошо было.

[С: А потом березку что?]

ЧОВ: Девчонки, я уже вот не помню. Есть такая вещь после Троицы, по-моему, Духов День. Она на другой день. Березку топят. Ее уносят. Она стоит там какой-то промежуток времени. Но не на другой день ее топят, ее, по-моему, топят через 4 дня. Почему-то вот отложился у меня в голове четверг. Это же не наш, это же не церковный праздник вот эта вот березка.

[С: Да, он в народе по-другому называется. ]

ЧОВ: Он языческий что ли как-то с этих старых обрядов, но в деревнях его чтили, его делали, его проводили.

[С: Ну ее в реку что ли бросали? ]

ЧОВ: Да ты мы носили обычно в пруд.

[С: В пруд, да? ]

ЧОВ: Пруд. Он поближе.

[С: Просто бросят?]

ЧОВ: В принципе, если вспомнить раньше, там что-то какие-то обряды проводились для… что ее уносили топили-то. Чего ее топили, я вот этого уже не скажу. Это надо искать где-нибудь, даже не знаю, в каких-то закромах.

[С: Ну у вас просто бросали в пруд?]

ЧОВ: Просто да, просто ложили в пруд и оставляли там, и все, считается, утонула.

[С: Утонула? [смеется]]

ЧОВ: Ну это самое, ее не разряживали, ее так с ленточками выносили. Нет, она так уходила туда.

[С: А Духов День тоже как-то отмечали вы?]

ЧОВ: Ну нет… В общем он и сейчас же так же считается Духов День это все тоже как церковный праздник-то. В этот день вообще ничего не делается, как в Троицу так и в Духов День, на земле вообще никаких работ, ничего не производится. Боже упаси, до земли не тронь, землю не тронь. Не сеют, не пашут в эти дни.

[С: А почему?]

ЧОВ: А потому что такой закон был. Троица – это праздник земли, рождения всего, и землю в эти дни не тревожат.

[С: Удивительно, интересно. ]

ЧОВ: Ну это не нами придумано.

[С: Ну так традиция, то что нужно. Много же хорошего в традициях, мне кажется церковь многое принимает. Церковь, и березы украшают.]