Год | 2019 |
Собиратели | СС, ФВП |
Ивановская область |
Южский район |
Ряполово |
Код | БНА |
Пол | f |
Год рождения | 1938 |
Погорелки |
Ветки, Граница, Гроб, Дорога, Душа, Ель, Забор, Календарь, Кладбище, Крест, Надгробие, Народное православие, Небо, Пасха, Пища, Покойник, Поминки, Похоронный обряд, Приметы, Причитания, Процессия, Путь обрядовый, Семейные обряды, Стук, Яйцо пасх.
ФА ВШЭ 7154
7154
[C: А вот когда хоронят, принято у вас ёлки раскладывать?]
БНА: Да.
[С: А как? Какой длины? В каком порядке раскладывают?]
БНА: Да просто кидают, и всё. <…> Но я считаю, что, а вот у меня умерла сестра, и были набожные у нас <…> из родни набожные были, приезжали. И вот они сказали, что вы ёлки кладёте неправильно. Их не раскидывают. А выкладывают дорожкой <…> Во, значит, сюда ветками, а сюда этими…
[С: Лапками. ]
БНА: Да, лапками, и вот выкладывают так, вот так вот выкладывают, чтобы была дорожка.
[С: То есть лапки внутрь как бы?]
БНА: Не лапки. Лапки кверху, а корешки у веточек как бы в серёдку, и не до самой серёдки, вот так вот они выкладываются, как этой, как дорожкой, и чтобы это выкладывается якобы дорожка, и когда несут гроб, значит, они несут вот по этой дорожке, вот они у меня так выкладывали.
[С: Что вот потом делали с этими еловыми ветками?]
БНА: Ну, так оставили. Собрали и всё. И недлинную так, только от крыльца, и недлинную.<…> Чтобы была дорожка. Вот так вот, раскидают наспех [о старом способе, который упоминала вначале], это бесполезно, не надо так. <…>
[С: А почему именно дорожкой, что это означает?]
БНА: Не знаю, всё говорят, дорожка.
[С: А вот было такое, что подавали что-то первому встречному?]
БНА: Было.
[С: А что?]
БНА: Ну, первому встречному что давали, ну, там, что-то из съестного давали, ну, эти женщины платочек там клали, полотенце клали, давали.
[С: «Те самые женщины» - это если женщина несёт эту первую встречу? Или если женщина умирает?]
БНА: Ну обычно несут женщины. Что мужчина, что женщина умер, обычно несёт там женщина <…> И вот отдают. А чё, чё положат, чё соберут. Кто полотенчико положит, а кто и только одни вот эти вот поминку кладут. Кто чего. Не знаю.
[С: А если вам дают эту первую встречу? Это нестрашно? Можно брать?]
БНА: Дада, ничего страшного.
[С: А что с ней делать?]
БНА: Да берут и съели, чё, ничё не делают. Берут и съели.
[С: А вот есть примета какая-то, если быстро встретится первая встреча, или если долго никого не встретил, это что-нибудь значит?]
БНА: Да ничего вроде не говорили. Вот, только говорят, что если в течение сорока дней покойник ещё будет, там, умрёт в селе <…> то ещё должен быть покойник. Если в сорок дней умрёт там, то ещё могут быть. Вот так. Это бывает. Это на самом деле так. [ещё немного распространяется на эту тему]
[С: А вот когда поминали? Вот человек умер, и когда поминки? Сразу же после похорон?]
БНА: Да.
[С: А на второй день?]
БНА: На второй день нет.
[С: А потом?]
БНА: На второй день только ходят на кладбище.
[С: А там что?]
БНА: Ну, просто прийти, поминку положить, ну, там поминки, посидеть, и всё. Ну, раньше ещё девятый день поминали, теперь девятый день поминать не стали, собирали вроде <…> Теперь только сороковый день, годину. <…>
[С: А двадцатый?]
БНА: Теперь и двадцатый не стало. Раньше делали. На девятый, на двадцатый, на сороковой. А теперь собирают, нет. <…>
[С: А вот на двадцатый почему поминали?]
БНА: Не знаю, девчонки, я не знаю.
[С: А сколько душа здесь летает?]
БНА: Сорок дней.
[С: А может дольше летать?]
БНА: Говорят, нет. Говорят, что только сорок дней. Почему и справляют сорок дней. Вот всё говорят, что в сорок дней придёт там, Гошка постучит, и по коридору, вроде приходит и прощаться на сороковой день, всё говорят так.
[С: А что с душой происходит на сороковой день?]
БНА: Простится со всеми. И улетает на небеса. И улетит на небеса… вот и всё. И успокоится. <…>
[С: А вот когда гроб несут, остановки делают?]
БНА: Ну как же, отдыхают. Тяжело несут.
[С: А при этом плачут? Останавливаются, чтобы поплакать ли только или чтобы отдохнуть?]
БНА: <…> идут и всю дорогу плачут. Смотря как. Кто плачет, кто не плачет.
[С: А вот причитают, может?]
БНА: И причитают, и всё. Всяко бывает.
[С: А вот калитку сразу ставят? На кладбище?]
БНА: Нет. И вообще-то… Ну, крест ставят сразу, крест, ну, кто ставит кто не ставит, теперь вот, я смотрю, стали ставить крест сразу, а потом ставить там памятник, обычно как-то через год. Вот. И оградку так же ставят. Но я считаю, оградку уже не надо ставить, просто, ну, у нас-то конечно небольшое, а вот в городе, что это, там ведь и не пройдёшь <…> рядами, рядами, рядами памятник поставили <…>[плохая запись]
[С: А у вас на Пасху ходят на кладбище?]
БНА: Ну, мы и на Пасху ходим, и на Радуницу ходим. Всё говорят, что на Пасху необязательно ходить, но надо ходить больше вроде как на Радуницу. Не знаю, ходим мы на Пасху и на Радуницу.
[С: А почему говорят, что на Пасху нельзя?]
БНА: Всё, говорят, вроде как, якобы они не слышат, когда на Пасху приходишь. Они вроде как только в Радуницу слышат <…>
[С: А почему на Пасху не слышат?]
БНА: Не знаю.
[С: А на Пасху как поминают? Оставляют там?]
БНА: Ходим. Яйца несут крашеные, там, гостинцев унесем, чё, посидим и уйдём, так же и в Радуницу ходишь [о том, как экспедиционеры ходят поминать]
БНА: Да.
[С: А как? Какой длины? В каком порядке раскладывают?]
БНА: Да просто кидают, и всё. <…> Но я считаю, что, а вот у меня умерла сестра, и были набожные у нас <…> из родни набожные были, приезжали. И вот они сказали, что вы ёлки кладёте неправильно. Их не раскидывают. А выкладывают дорожкой <…> Во, значит, сюда ветками, а сюда этими…
[С: Лапками. ]
БНА: Да, лапками, и вот выкладывают так, вот так вот выкладывают, чтобы была дорожка.
[С: То есть лапки внутрь как бы?]
БНА: Не лапки. Лапки кверху, а корешки у веточек как бы в серёдку, и не до самой серёдки, вот так вот они выкладываются, как этой, как дорожкой, и чтобы это выкладывается якобы дорожка, и когда несут гроб, значит, они несут вот по этой дорожке, вот они у меня так выкладывали.
[С: Что вот потом делали с этими еловыми ветками?]
БНА: Ну, так оставили. Собрали и всё. И недлинную так, только от крыльца, и недлинную.<…> Чтобы была дорожка. Вот так вот, раскидают наспех [о старом способе, который упоминала вначале], это бесполезно, не надо так. <…>
[С: А почему именно дорожкой, что это означает?]
БНА: Не знаю, всё говорят, дорожка.
[С: А вот было такое, что подавали что-то первому встречному?]
БНА: Было.
[С: А что?]
БНА: Ну, первому встречному что давали, ну, там, что-то из съестного давали, ну, эти женщины платочек там клали, полотенце клали, давали.
[С: «Те самые женщины» - это если женщина несёт эту первую встречу? Или если женщина умирает?]
БНА: Ну обычно несут женщины. Что мужчина, что женщина умер, обычно несёт там женщина <…> И вот отдают. А чё, чё положат, чё соберут. Кто полотенчико положит, а кто и только одни вот эти вот поминку кладут. Кто чего. Не знаю.
[С: А если вам дают эту первую встречу? Это нестрашно? Можно брать?]
БНА: Дада, ничего страшного.
[С: А что с ней делать?]
БНА: Да берут и съели, чё, ничё не делают. Берут и съели.
[С: А вот есть примета какая-то, если быстро встретится первая встреча, или если долго никого не встретил, это что-нибудь значит?]
БНА: Да ничего вроде не говорили. Вот, только говорят, что если в течение сорока дней покойник ещё будет, там, умрёт в селе <…> то ещё должен быть покойник. Если в сорок дней умрёт там, то ещё могут быть. Вот так. Это бывает. Это на самом деле так. [ещё немного распространяется на эту тему]
[С: А вот когда поминали? Вот человек умер, и когда поминки? Сразу же после похорон?]
БНА: Да.
[С: А на второй день?]
БНА: На второй день нет.
[С: А потом?]
БНА: На второй день только ходят на кладбище.
[С: А там что?]
БНА: Ну, просто прийти, поминку положить, ну, там поминки, посидеть, и всё. Ну, раньше ещё девятый день поминали, теперь девятый день поминать не стали, собирали вроде <…> Теперь только сороковый день, годину. <…>
[С: А двадцатый?]
БНА: Теперь и двадцатый не стало. Раньше делали. На девятый, на двадцатый, на сороковой. А теперь собирают, нет. <…>
[С: А вот на двадцатый почему поминали?]
БНА: Не знаю, девчонки, я не знаю.
[С: А сколько душа здесь летает?]
БНА: Сорок дней.
[С: А может дольше летать?]
БНА: Говорят, нет. Говорят, что только сорок дней. Почему и справляют сорок дней. Вот всё говорят, что в сорок дней придёт там, Гошка постучит, и по коридору, вроде приходит и прощаться на сороковой день, всё говорят так.
[С: А что с душой происходит на сороковой день?]
БНА: Простится со всеми. И улетает на небеса. И улетит на небеса… вот и всё. И успокоится. <…>
[С: А вот когда гроб несут, остановки делают?]
БНА: Ну как же, отдыхают. Тяжело несут.
[С: А при этом плачут? Останавливаются, чтобы поплакать ли только или чтобы отдохнуть?]
БНА: <…> идут и всю дорогу плачут. Смотря как. Кто плачет, кто не плачет.
[С: А вот причитают, может?]
БНА: И причитают, и всё. Всяко бывает.
[С: А вот калитку сразу ставят? На кладбище?]
БНА: Нет. И вообще-то… Ну, крест ставят сразу, крест, ну, кто ставит кто не ставит, теперь вот, я смотрю, стали ставить крест сразу, а потом ставить там памятник, обычно как-то через год. Вот. И оградку так же ставят. Но я считаю, оградку уже не надо ставить, просто, ну, у нас-то конечно небольшое, а вот в городе, что это, там ведь и не пройдёшь <…> рядами, рядами, рядами памятник поставили <…>[плохая запись]
[С: А у вас на Пасху ходят на кладбище?]
БНА: Ну, мы и на Пасху ходим, и на Радуницу ходим. Всё говорят, что на Пасху необязательно ходить, но надо ходить больше вроде как на Радуницу. Не знаю, ходим мы на Пасху и на Радуницу.
[С: А почему говорят, что на Пасху нельзя?]
БНА: Всё, говорят, вроде как, якобы они не слышат, когда на Пасху приходишь. Они вроде как только в Радуницу слышат <…>
[С: А почему на Пасху не слышат?]
БНА: Не знаю.
[С: А на Пасху как поминают? Оставляют там?]
БНА: Ходим. Яйца несут крашеные, там, гостинцев унесем, чё, посидим и уйдём, так же и в Радуницу ходишь [о том, как экспедиционеры ходят поминать]