Характеристики текста
Год2019
СобирателиСС, ФВП
Место сбора данных
Ивановская область
Южский район
Ряполово
Информанты
Данные об инф.
КодБНА
Полf
Год рождения1938
Место рождения
Погорелки
Опросник
Ключевые слова
Ветки, Граница, Гроб, Дорога, Душа, Ель, Забор, Календарь, Кладбище, Крест, Надгробие, Народное православие, Небо, Пасха, Пища, Покойник, Поминки, Похоронный обряд, Приметы, Причитания, Процессия, Путь обрядовый, Семейные обряды, Стук, Яйцо пасх.
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 7154
7154
[C: А вот когда хоронят, принято у вас ёлки раскладывать?]
БНА: Да.
[С: А как? Какой длины? В каком порядке раскладывают?]
БНА: Да просто кидают, и всё. <…> Но я считаю, что, а вот у меня умерла сестра, и были набожные у нас <…> из родни набожные были, приезжали. И вот они сказали, что вы ёлки кладёте неправильно. Их не раскидывают. А выкладывают дорожкой <…> Во, значит, сюда ветками, а сюда этими…
[С: Лапками. ]
БНА: Да, лапками, и вот выкладывают так, вот так вот выкладывают, чтобы была дорожка.
[С: То есть лапки внутрь как бы?]
БНА: Не лапки. Лапки кверху, а корешки у веточек как бы в серёдку, и не до самой серёдки, вот так вот они выкладываются, как этой, как дорожкой, и чтобы это выкладывается якобы дорожка, и когда несут гроб, значит, они несут вот по этой дорожке, вот они у меня так выкладывали.
[С: Что вот потом делали с этими еловыми ветками?]
БНА: Ну, так оставили. Собрали и всё. И недлинную так, только от крыльца, и недлинную.<…> Чтобы была дорожка. Вот так вот, раскидают наспех [о старом способе, который упоминала вначале], это бесполезно, не надо так. <…>
[С: А почему именно дорожкой, что это означает?]
БНА: Не знаю, всё говорят, дорожка.
[С: А вот было такое, что подавали что-то первому встречному?]
БНА: Было.
[С: А что?]
БНА: Ну, первому встречному что давали, ну, там, что-то из съестного давали, ну, эти женщины платочек там клали, полотенце клали, давали.
[С: «Те самые женщины» - это если женщина несёт эту первую встречу? Или если женщина умирает?]
БНА: Ну обычно несут женщины. Что мужчина, что женщина умер, обычно несёт там женщина <…> И вот отдают. А чё, чё положат, чё соберут. Кто полотенчико положит, а кто и только одни вот эти вот поминку кладут. Кто чего. Не знаю.
[С: А если вам дают эту первую встречу? Это нестрашно? Можно брать?]
БНА: Дада, ничего страшного.
[С: А что с ней делать?]
БНА: Да берут и съели, чё, ничё не делают. Берут и съели.
[С: А вот есть примета какая-то, если быстро встретится первая встреча, или если долго никого не встретил, это что-нибудь значит?]
БНА: Да ничего вроде не говорили. Вот, только говорят, что если в течение сорока дней покойник ещё будет, там, умрёт в селе <…> то ещё должен быть покойник. Если в сорок дней умрёт там, то ещё могут быть. Вот так. Это бывает. Это на самом деле так. [ещё немного распространяется на эту тему]
[С: А вот когда поминали? Вот человек умер, и когда поминки? Сразу же после похорон?]
БНА: Да.
[С: А на второй день?]
БНА: На второй день нет.
[С: А потом?]
БНА: На второй день только ходят на кладбище.
[С: А там что?]
БНА: Ну, просто прийти, поминку положить, ну, там поминки, посидеть, и всё. Ну, раньше ещё девятый день поминали, теперь девятый день поминать не стали, собирали вроде <…> Теперь только сороковый день, годину. <…>
[С: А двадцатый?]
БНА: Теперь и двадцатый не стало. Раньше делали. На девятый, на двадцатый, на сороковой. А теперь собирают, нет. <…>
[С: А вот на двадцатый почему поминали?]
БНА: Не знаю, девчонки, я не знаю.
[С: А сколько душа здесь летает?]
БНА: Сорок дней.
[С: А может дольше летать?]
БНА: Говорят, нет. Говорят, что только сорок дней. Почему и справляют сорок дней. Вот всё говорят, что в сорок дней придёт там, Гошка постучит, и по коридору, вроде приходит и прощаться на сороковой день, всё говорят так.
[С: А что с душой происходит на сороковой день?]
БНА: Простится со всеми. И улетает на небеса. И улетит на небеса… вот и всё. И успокоится. <…>
[С: А вот когда гроб несут, остановки делают?]
БНА: Ну как же, отдыхают. Тяжело несут.
[С: А при этом плачут? Останавливаются, чтобы поплакать ли только или чтобы отдохнуть?]
БНА: <…> идут и всю дорогу плачут. Смотря как. Кто плачет, кто не плачет.
[С: А вот причитают, может?]
БНА: И причитают, и всё. Всяко бывает.
[С: А вот калитку сразу ставят? На кладбище?]
БНА: Нет. И вообще-то… Ну, крест ставят сразу, крест, ну, кто ставит кто не ставит, теперь вот, я смотрю, стали ставить крест сразу, а потом ставить там памятник, обычно как-то через год. Вот. И оградку так же ставят. Но я считаю, оградку уже не надо ставить, просто, ну, у нас-то конечно небольшое, а вот в городе, что это, там ведь и не пройдёшь <…> рядами, рядами, рядами памятник поставили <…>[плохая запись]
[С: А у вас на Пасху ходят на кладбище?]
БНА: Ну, мы и на Пасху ходим, и на Радуницу ходим. Всё говорят, что на Пасху необязательно ходить, но надо ходить больше вроде как на Радуницу. Не знаю, ходим мы на Пасху и на Радуницу.
[С: А почему говорят, что на Пасху нельзя?]
БНА: Всё, говорят, вроде как, якобы они не слышат, когда на Пасху приходишь. Они вроде как только в Радуницу слышат <…>
[С: А почему на Пасху не слышат?]
БНА: Не знаю.
[С: А на Пасху как поминают? Оставляют там?]
БНА: Ходим. Яйца несут крашеные, там, гостинцев унесем, чё, посидим и уйдём, так же и в Радуницу ходишь [о том, как экспедиционеры ходят поминать]