Год | 2019 |
Собиратели | СС, ФВП, ЮМК |
Ивановская область |
Южский район |
Хотимль |
Код | БТВ |
Пол | f |
Год рождения | 1951 |
Ярославская обл. |
Ветки, Водка, Гроб, Девять, Демонология, Дом, Дорога, Душа, Еда, Ель, Закапывание, Запреты, Земля, Зеркало, Картошка, Кладбище, Крест, Могила, Молиться, Мытье, Надгробие, Народное православие, Обмывание покойника, Отходы, Очищение, Пища, Погребение, Покойник, Поминки, Похоронный обряд, Процессия, Путь, Путь обрядовый, Родство, Семейные обряды, Слезы, Тот свет, Хлеб, Христос, Церковь, Чистота ритуальная
ФА ВШЭ 7183
7183
ТБВ: Кстати, на кладбище тоже в первой половине дня ходят. <…> А во второй вы их беспокоите, покойников якобы, уж не знаю, так это или нет, когда сами будем покойниками, узнаем. Вот. И им от этого плохо. То есть в первой половине дня на кладбище надо ходить.
[С: Как правильно хоронить?]
ТБВ: Ну как… выносят из дома, на табуретки кладут, там гроб ставят. Вот.
[С: А где он стоит обычно?]
ТБВ: Дома. А если из морга привезли, то некоторые просто около дома, чтобы в дом не выносить, около дома останавливаются. Особенно у кого родственников никаких особо тут нет, около дома останавливаются, чтобы в дом не вносить, и потом… всё равно как-то вспоминается, где стоял гроб и всё такое прочее. А тут уж не видели и не бредят. Попрощались, и потом пройдут несколько метров – остановятся, опять постоят тут, поплачут над ним родственники, а эти, кто несёт, отдохнут, люди. Меняются, кто несёт-то. А потом в храм носят.
[С: А плачут вот со словами как-то?]
ТБВ: Да нет, просто так. В храм вносят, кто хочет, идёт в храм, там отпевают, и в храме заколачивают гроб. То есть выносят из храма уже заколоченный, по правилам положено, а не так, как раньше хоронили, когда принесут, а ещё не забитый гроб. И уже, значит, принесли к могиле, сначала батюшка опять тут с кадилом ходит, читает молитвы. Потом, кто желает, ещё панихиду о жизненном пути рассказывает, кто-то там, кого попросили. И потом опускают гроб, земельку кидают туда, засыпают, ставят всё там, крест, венки, цветы. И там на поминки потом идут.
[С: А подорожную дают?]
ТБВ: Не знаю я такого… никакой подорожной нет.
[С: А может там первому встречному...]
ТБВ: А, это давали, да! Это подорожная называется?
[С: А вы как называете?]
ТБВ: Первая встреча. Это да, когда выходят, кого-то просят первую встречу вручить кому-то, кто первый встретится.
[С: Это в церковь когда ещё идут?]
ТБВ: Да, когда идут, с гробом в церковь, когда из дома выходят. Надо стараться эту первую встречу…не брать, куда-то нырнуть в сторону, потому что есть такое поверье, что если первую встречу тебе вручили, то у тебя кто-то умрёт, вот, поэтому лучше куда-то в сторону, если идёт такая процессия. И потом вот ещё я знаю, ветки ёлок сыплют от дома когда, сколько-то там метров. Вот когда идёшь, тоже не надо наступать на эти ветки. Это тоже вот может к этому привести.
[С: А зачем их сыплют?]
ТБВ: Не знаю. Так уж принято. Но наступать, я слышала, что не надо. Без объяснений. Что тоже может кто-то помереть.
[С: А что именно дают первому встречному?]
ТБВ: Ну чего-нибудь съедобное. Еду какую-нибудь, да. Пироги, допустим, конфеты там, печенья, рулеты. Ну у кого чего, кто что даёт.
[С: А полотенце, там что-то вот такое?]
ТБВ: Да, в полотенце заворачивают, в белую просто тряпочку <…>
[С: А кто её должен отдавать? Ну, не родственник?]
ТБВ: Не обязательно. Нет. Просто, кого попросишь, и кто не откажется. Но это должен быть какой-то смелый человек, если человек скромный, будет вручать, а кто-то может быть и не возьмёт, а вообще-то, если дают, надо брать. Первую встречу-то.
[С: То есть не можешь отказаться?]
ТБВ: Да-да, что не надо-то. А тут может откажутся или чего, или не найдёт человек, кому вручить. А надо найти. Пока идёшь до храма-то, надо кому-то обязательно всучить эту первую встречу.
[С: А вот плохо, если не найдёшь никого?]
ТБВ: Этого я вот не знаю, плохо или нет, но наверное не больно хорошо. Но надо кому-то вручить.
[С: А зеркала занавешиваете?]
ТБВ: Да-да, обязательно. Зеркала занавешивать, если покойник в доме.
[С: А вот когда человек умирает, вот трубу открывают, или бывает, окна вот?]
ТБВ: Этого здесь я не знаю. Обмывают вот покойника, да. <…> И потом ещё я знаю чего, что синтетическое ничего на него не надо надевать, а надо всё хэбышное[х/б, хлопок], ситец, всё такое прочее, шерсть можно. А синтетику не надевать.
[С: А почему?]
ТБВ: Не знаю. Знаю, что нельзя.
[С: А вот его постель, чем обмывали, куда-то девают, наверное?]
ТБВ: Закапывают в землю. И из чего обмывали тоже закапывают в землю. И потом, когда покойника вынесли, кто-то должен вымыть пол. Сразу же. И эту воду тоже зарыть, и тряпку, и воду. <…> Не просто вылить, а зарыть.<…> И воду, да, ямку заранее выкопали, и воду туда <…>
[С: И ведро?]
ТБВ: Ну, ведро-то уж я не знаю, но тряпку и воду-то туда [в ямку].
[С: А вот в гроб что кладут?]
ТБВ: А в гроб, крестик там, сюда вот ленту какую-то [на лоб], типа вот пояса моего, с какой-то молитвой. Иконку в руки даёт [батюшка] ему, вот, ну и, я не знаю, если допустим человек в очках ходил – очки можно положить там ему в гроб. А так. Не знаю. Ну, цветы тут лежат какие-то в изголовье-то.
[С: А когда закапывают гроб, это закапывают всегда не родственники?]
ТБВ: Нет, не родственники.
[С: А родственники бросают землю?]
ТБВ: Бросают. И платки, которыми слёзы вытирали, тоже туда же, в могилу туда же, вместе с гробом.
[С: Бывает, что покойник просит что-то ему принести, во сне приходит и просит о чём-нибудь?]
ТБВ: Ну, я вот в фильмах видела, а чтобы здесь… Ну, если обычно просит, то кто-то следующий покойник будет, с родственниками-то второго покойника поговорить, чтобы в гроб ему эту вещь положить. И тогда не будет просить.
[С: А вот на кладбище идут, есть какие-то правила, чего нельзя делать?]
ТБВ: Ну вот нельзя, допустим, распивать водку, а всё равно распивают. Около могилы. Всё равно распивают, поминают. <…> прямо там, на кладбище. Вот в мае будет дело, весь пригон займут. Потом, вот, допустим, помин какой-то. Лучше отдать кому-то этот помин, или кому-то взрослым…
[С: А что такое помин?]
ТБВ: Ну вот, сорок дней, или год прошёл, или пять лет прошло со дня смерти, вот. И, вроде помянуть моего отца или кого-то, чтобы помянули. Ну, кто-то, кто его хорошо знал, с ним в хороших отношениях был. Кто-то несёт на кладбище и положит на могилу. А кто-то раздаст детям и взрослым. Так вот лучше раздать взрослым и детям, потому что с могил не каждый будет брать это всё.
[С: А что на помин у вас дают?]
ТБВ: Конфеты, обычно. Потом вот часто, когда яйца крашеные бывают, то яйца крашеные кладут на могилу. Так некоторые товарищи, кто вот безработные и всякие бомжары, они ходят по кладбищу и собирают, и несут целый пакет этих яиц варёных. Вот. А так, на кладбище-то на могилу лучше пшена посыпал-то птичкам, а конфеты раздать людям.
[С: А вообще что на поминках готовят, что определённое? Ну когда вот вернулись с кладбища, поминки ж делают, да?]
ТБВ: Делают, да. Ну, обычно, обязательно щи бывают, вот. Картошка тушёная. Нарезка всякая. Колбаса там, сыр, селёдка, прочее. Вот. Салатики. Обязательно каша гречневая. Допустим, с сосиской или с котлеткой. А картошка с чем-нибудь мясным. То есть <…> много тут. А по окончанию компот обычно ставится и какой-то пирожок или минирулет, это с собой можно забрать. И конфетки.
[С: А лишнюю порцию ставят?]
ТБВ: Ну, лишние порции бывают, конечно. Другой раз, допустим, рассчитывали на одно количество людей, а пришло больше.<…>
[С: Для умершего.]
ТБВ: Да. Да. Стакан, и накрывают куском хлеба. <…>
[С: Ну ничего не поют, конечно, на поминках?]
ТБВ: Нет-нет, просто на поминках вспоминают какие-то яркие моменты из его жизни. Конечно, только хорошее. Плохое не вспоминают.
[С: А в какие дни потом поминают, вот поминки прошли?]
ТБВ: А вот в девять дней, сорок дней и година.
[С: А как вообще считается, сколько дней ещё душа на земле с нами?]
ТБВ: Летает? Ну вот, наверное, сорок дней что ли. Из-за чего сорок-то дней отмечают.
[С: А девять-то дней из-за чего?]
ТБВ: Так девять оно ещё летает всё. и не упокоилась душа. Этот, Иисус-то Христос сколько, это самое, был? Сорок дней. И по пустыне-то водил он, этих… тоже сорок дней. Поэтому сорок дней и отмечается, поэтому.
[С: Как правильно хоронить?]
ТБВ: Ну как… выносят из дома, на табуретки кладут, там гроб ставят. Вот.
[С: А где он стоит обычно?]
ТБВ: Дома. А если из морга привезли, то некоторые просто около дома, чтобы в дом не выносить, около дома останавливаются. Особенно у кого родственников никаких особо тут нет, около дома останавливаются, чтобы в дом не вносить, и потом… всё равно как-то вспоминается, где стоял гроб и всё такое прочее. А тут уж не видели и не бредят. Попрощались, и потом пройдут несколько метров – остановятся, опять постоят тут, поплачут над ним родственники, а эти, кто несёт, отдохнут, люди. Меняются, кто несёт-то. А потом в храм носят.
[С: А плачут вот со словами как-то?]
ТБВ: Да нет, просто так. В храм вносят, кто хочет, идёт в храм, там отпевают, и в храме заколачивают гроб. То есть выносят из храма уже заколоченный, по правилам положено, а не так, как раньше хоронили, когда принесут, а ещё не забитый гроб. И уже, значит, принесли к могиле, сначала батюшка опять тут с кадилом ходит, читает молитвы. Потом, кто желает, ещё панихиду о жизненном пути рассказывает, кто-то там, кого попросили. И потом опускают гроб, земельку кидают туда, засыпают, ставят всё там, крест, венки, цветы. И там на поминки потом идут.
[С: А подорожную дают?]
ТБВ: Не знаю я такого… никакой подорожной нет.
[С: А может там первому встречному...]
ТБВ: А, это давали, да! Это подорожная называется?
[С: А вы как называете?]
ТБВ: Первая встреча. Это да, когда выходят, кого-то просят первую встречу вручить кому-то, кто первый встретится.
[С: Это в церковь когда ещё идут?]
ТБВ: Да, когда идут, с гробом в церковь, когда из дома выходят. Надо стараться эту первую встречу…не брать, куда-то нырнуть в сторону, потому что есть такое поверье, что если первую встречу тебе вручили, то у тебя кто-то умрёт, вот, поэтому лучше куда-то в сторону, если идёт такая процессия. И потом вот ещё я знаю, ветки ёлок сыплют от дома когда, сколько-то там метров. Вот когда идёшь, тоже не надо наступать на эти ветки. Это тоже вот может к этому привести.
[С: А зачем их сыплют?]
ТБВ: Не знаю. Так уж принято. Но наступать, я слышала, что не надо. Без объяснений. Что тоже может кто-то помереть.
[С: А что именно дают первому встречному?]
ТБВ: Ну чего-нибудь съедобное. Еду какую-нибудь, да. Пироги, допустим, конфеты там, печенья, рулеты. Ну у кого чего, кто что даёт.
[С: А полотенце, там что-то вот такое?]
ТБВ: Да, в полотенце заворачивают, в белую просто тряпочку <…>
[С: А кто её должен отдавать? Ну, не родственник?]
ТБВ: Не обязательно. Нет. Просто, кого попросишь, и кто не откажется. Но это должен быть какой-то смелый человек, если человек скромный, будет вручать, а кто-то может быть и не возьмёт, а вообще-то, если дают, надо брать. Первую встречу-то.
[С: То есть не можешь отказаться?]
ТБВ: Да-да, что не надо-то. А тут может откажутся или чего, или не найдёт человек, кому вручить. А надо найти. Пока идёшь до храма-то, надо кому-то обязательно всучить эту первую встречу.
[С: А вот плохо, если не найдёшь никого?]
ТБВ: Этого я вот не знаю, плохо или нет, но наверное не больно хорошо. Но надо кому-то вручить.
[С: А зеркала занавешиваете?]
ТБВ: Да-да, обязательно. Зеркала занавешивать, если покойник в доме.
[С: А вот когда человек умирает, вот трубу открывают, или бывает, окна вот?]
ТБВ: Этого здесь я не знаю. Обмывают вот покойника, да. <…> И потом ещё я знаю чего, что синтетическое ничего на него не надо надевать, а надо всё хэбышное[х/б, хлопок], ситец, всё такое прочее, шерсть можно. А синтетику не надевать.
[С: А почему?]
ТБВ: Не знаю. Знаю, что нельзя.
[С: А вот его постель, чем обмывали, куда-то девают, наверное?]
ТБВ: Закапывают в землю. И из чего обмывали тоже закапывают в землю. И потом, когда покойника вынесли, кто-то должен вымыть пол. Сразу же. И эту воду тоже зарыть, и тряпку, и воду. <…> Не просто вылить, а зарыть.<…> И воду, да, ямку заранее выкопали, и воду туда <…>
[С: И ведро?]
ТБВ: Ну, ведро-то уж я не знаю, но тряпку и воду-то туда [в ямку].
[С: А вот в гроб что кладут?]
ТБВ: А в гроб, крестик там, сюда вот ленту какую-то [на лоб], типа вот пояса моего, с какой-то молитвой. Иконку в руки даёт [батюшка] ему, вот, ну и, я не знаю, если допустим человек в очках ходил – очки можно положить там ему в гроб. А так. Не знаю. Ну, цветы тут лежат какие-то в изголовье-то.
[С: А когда закапывают гроб, это закапывают всегда не родственники?]
ТБВ: Нет, не родственники.
[С: А родственники бросают землю?]
ТБВ: Бросают. И платки, которыми слёзы вытирали, тоже туда же, в могилу туда же, вместе с гробом.
[С: Бывает, что покойник просит что-то ему принести, во сне приходит и просит о чём-нибудь?]
ТБВ: Ну, я вот в фильмах видела, а чтобы здесь… Ну, если обычно просит, то кто-то следующий покойник будет, с родственниками-то второго покойника поговорить, чтобы в гроб ему эту вещь положить. И тогда не будет просить.
[С: А вот на кладбище идут, есть какие-то правила, чего нельзя делать?]
ТБВ: Ну вот нельзя, допустим, распивать водку, а всё равно распивают. Около могилы. Всё равно распивают, поминают. <…> прямо там, на кладбище. Вот в мае будет дело, весь пригон займут. Потом, вот, допустим, помин какой-то. Лучше отдать кому-то этот помин, или кому-то взрослым…
[С: А что такое помин?]
ТБВ: Ну вот, сорок дней, или год прошёл, или пять лет прошло со дня смерти, вот. И, вроде помянуть моего отца или кого-то, чтобы помянули. Ну, кто-то, кто его хорошо знал, с ним в хороших отношениях был. Кто-то несёт на кладбище и положит на могилу. А кто-то раздаст детям и взрослым. Так вот лучше раздать взрослым и детям, потому что с могил не каждый будет брать это всё.
[С: А что на помин у вас дают?]
ТБВ: Конфеты, обычно. Потом вот часто, когда яйца крашеные бывают, то яйца крашеные кладут на могилу. Так некоторые товарищи, кто вот безработные и всякие бомжары, они ходят по кладбищу и собирают, и несут целый пакет этих яиц варёных. Вот. А так, на кладбище-то на могилу лучше пшена посыпал-то птичкам, а конфеты раздать людям.
[С: А вообще что на поминках готовят, что определённое? Ну когда вот вернулись с кладбища, поминки ж делают, да?]
ТБВ: Делают, да. Ну, обычно, обязательно щи бывают, вот. Картошка тушёная. Нарезка всякая. Колбаса там, сыр, селёдка, прочее. Вот. Салатики. Обязательно каша гречневая. Допустим, с сосиской или с котлеткой. А картошка с чем-нибудь мясным. То есть <…> много тут. А по окончанию компот обычно ставится и какой-то пирожок или минирулет, это с собой можно забрать. И конфетки.
[С: А лишнюю порцию ставят?]
ТБВ: Ну, лишние порции бывают, конечно. Другой раз, допустим, рассчитывали на одно количество людей, а пришло больше.<…>
[С: Для умершего.]
ТБВ: Да. Да. Стакан, и накрывают куском хлеба. <…>
[С: Ну ничего не поют, конечно, на поминках?]
ТБВ: Нет-нет, просто на поминках вспоминают какие-то яркие моменты из его жизни. Конечно, только хорошее. Плохое не вспоминают.
[С: А в какие дни потом поминают, вот поминки прошли?]
ТБВ: А вот в девять дней, сорок дней и година.
[С: А как вообще считается, сколько дней ещё душа на земле с нами?]
ТБВ: Летает? Ну вот, наверное, сорок дней что ли. Из-за чего сорок-то дней отмечают.
[С: А девять-то дней из-за чего?]
ТБВ: Так девять оно ещё летает всё. и не упокоилась душа. Этот, Иисус-то Христос сколько, это самое, был? Сорок дней. И по пустыне-то водил он, этих… тоже сорок дней. Поэтому сорок дней и отмечается, поэтому.