Характеристики текста
Год2013
СобирателиАБМ, ВК, НВП, ОВБ
Место сбора данных
Смоленская область
Велижский район
Апонасково
Информанты
Данные об инф.
КодЕЕФ
Полf
Год рождения1935
Место рождения
Опросник
VIII 3 Каким образом и когда ведьмы отнимали у коров молоко?
VIII 7 Какие предметы и для чего подкладывали под порог хлева при первом выгоне скота?
VIII 14 б Что и с какой целью при этом хозяйкой, пастухом?
Ключевые слова
Бог, Время, Доение, Животное, Корова, Молоко, Народное православие, Пастбище, Скот, Скотоводство, Ходить
Ссылка на текст:
ФА ВШЭ 7479
7479
[На Егорьев день что-то делали, чтобы хорошо пасти?..] А где? В огоро́де? [Не в огороде, а когда скот выгоняют, на Егория?] Ну, на Его́рия… Э́то я… Ну, яе́чком, быва́ло, обка́тываем. Христо́с Воскре́се поёшь, круго́м ста́до хо́дит, как коро́в бы́ло мно́го, а тепе́рь ничего́. Ве… ве́рбой посвячёной прогоня́ешь яго́... ее́ на Его́рья. Ве… ў Ве́рбное воскресе́нье ве́рбу све́тют в це́ркви. И вот, ну а… Когда́ мы не святи́ли, так… и так ве́рбинок отло́мишь, да и всё, да и прогоня́ешь. Садо́вая, кра́сная ве́рба. Садо́вая. [Это только для коров делали или для коз тоже?] ничо́г я не де́лаю, пусть Бог так пасёт. Теперь наде́юсь то́лько на бо́га. Как-то я так живу́, дни отжива́ю, и всё. [Не говорили, что раньше ходили, собирали росу в поле, чтобы у коров молока не было?] Ну, говори́ли, что э́то бы́ли колдуны́ ра́ньше, ў на́ше вре́мя, уже́, как мы росли́ - не было́. Мы жи́ли при коммуни́стах, мы уже́ и бо́гу не ўсе уме́ем моли́ться, вот так. На́ше поколе́ние. [А что говорили про эту росу?] Ну, не зна́ю. И шёл чэлове́к, э́то ён… жёнка яго́, я зна́ю, ў на́шей дере́вне жила́, и он в войну́ поги́б. И шёл от… отку́да-то з ночле́га, ти что. И нёс обро́ть на пляче́. Обро́ть, что коня́м узда́ют, брута́ют. А там ви́дел… бы́ли, бы́ли таки́е лю́ди, что росу́ э́ту тяга́ли там. Э́то на Ива́... на Купа́лу на́до. И, говори́т… кума́ там яго́ тяга́ла что́-то там. А и он, говори́т, тя́нет э́ту обро́ть, да гово́рит: «Что куме́, то и мне, что куме́, то и мне». Принёс домо́й, пове́шал обро́ть на сте́ну, и потякло́ молоко́. [С обротья?] Да. Так и он говори́т, ходи́л да́же к зна́харям, чтоб отде́лывать. Что не знал, что де́лать тяпе́рь. Тяке́ть молоко́, и всё, с обро́тья. Ну, а ти пра́вда э́то, опя́ть, я ж не зна́ю. Ну, жёнка яго́ жила́ у нас. Кото́рый так э́то де́лал. Так она́, быва́ло, гово́рит, что я… яё Гри́шка э́то так… пришло́сь ему́. А ти… ти вра́ла она́, ти пра́вду говори́ла, я ж не зна́ю. [А кто ходил собирать росу на Купалу?] Ну, там ведь э́то колду́нья кака́я-то ходи́ла. А ён шёл з ночле́га, от ко́ней. И нёс обро́ть на пляче́. И уви́дел, что ина́ хо́дит. И то́же обро́ть э́ту потя… ина́ что́-то тяга́ет, и он потяну́л э́ту обро́ть, и гово́рит: «Что куме́, то и мне». Ну, и потякло́ молоко́ из э́той обро́ти. Гово́рят, что и борону́ кто́-то дои́л, вро́де. Э́то я ж не зна́ю. Бог его́... [Борону доил?] Борону́. [Доил?] Дои́л. [Это как?] Борона́ - э́то что зе́млю борони́ть. [А ка он её доил?] Ну, я не зна́ю. [Чтобы у коров молоко отнять?] Ну, да. Бы́ли ра́ньше ўся́кие колдуны́. Но ў на́ше вре́мя е́тых уже́ не было́. Коммуни́сты всё уничто́жили. И сла́ва бо́гу. А тяпе́рь во… гово́рят опять, что повы́пустили дак. Да… да́же э́то не на́до, и неприя́тно. Живи про́шше, и всё, лу́чше будь.