Год | 2013 |
Собиратели | АБМ, ОВБ |
Смоленская область |
Велижский район |
Погорелье |
Код | БТМ |
Пол | f |
Год рождения | 1956 |
Код | ЕТМ |
Пол | f |
Год рождения | 1939 |
IIIa 11 | Поминки в течение года после смерти. На какие дни после смерти поминали покойника (9-20-40-полгода-год)? Как назывались поминки 40-го дня или 6 недель (сороковины, сорочины, заздоровно и т.д.)? Что такое умё\рша па\мять (годовщина со дня смерти)? Кто собирался на поминки в эти дни (только близкие родственники, все родственники и знакомые)? Где поминали (дома, на кладбище)? |
IIIa 15 | Заложные покойники. Где хоронили некрещеных детей, висельников, утопленников, самоубийц, опойц, колдунов: вне кладбища (на месте смерти, в поле, на горе, за рвом, на развилке или перекрестке дорог, на границах), на кладбище (у ограды, в углу, - каком по сторонам света)? Можно ли заложных покойников хоронить с музыкой? Можно ли их поминать? Если да, то в какие дни? Ставили ли таким покойникам крест на могиле? |
Время, Давать-брать, Жизнь-смерть, Календарь, Кладбище, Крест, Молиться, Народное православие, Новый-старый, Питье, Пища, Покойник, Похоронный обряд, Праздники, Пространство, Ребенок, Родство, Свой-чужой, Семейные обряды, Утварь, Ходить, Церковь, Число
ФА ВШЭ 7547
7547
[Рассказывает, что не было поблизости церкви:]
[ЕТМ:] Ну, я име́ю в виду́, е́сли кого́-то там вот из поко́йников проводи́ть… ну, так на́до, про́воды э́ты сде́лать. Е́здили ў Деми́дово за сто кило́метров. [Чтобы отпевать?] Да, да, да. Подаёшь попу́… Отдаёшь попу… Там уже́… там не попы́, а там сидя́т… ну, каки́е-то там специа́льно рабо́тали. То ли посало́мшшики каки́е, то ли что, я не зна́ю. Вот они́ сидя́т и запи́сывают, что ты вот и́менно… вот прово́дишь. Спра́шивает… он кряшшеный… и́ли богове́рующий. Да, вот… и сейча́с его́ тут же запи́сывают. И э́ту запи́сочку несу́т… и везе́шь з моги́лы землю́. И вот несе́шь э́тому уже́ попу́. И там не оди́н ты… во я и хозя́ина так вози́ла. И сейча́с же тут поп э́тый собира́ется, и тут начина́ет… панафид поста́вишь, каку́ю ты там прино́сишь. Ну, у кого́ како́е что. И начина́ет он, поп… отпева́ть их. Но е́сли то́лько… Вот ўме́сте с мои́м… вот пять челове́к бы́ло. Вот одна́ же́нщина подошла́, гърит: «Ба́тюшка, могу́ я сестру́ прове́сть? Она́ помёрла нелега́льно, то есть, сама́ себя́ заре́зала». А он гърит: «Ни в ко́ем слу́чае. Ни в ко́ем слу́чае. То́лько лишь ў Чарне́цкую пя́тницу». А э́та Чарне́цкая пя́тница быва́ет по́сле Па́ски, пе́ред Ра́дуницей. То́лько тогда́ могла́… он мог прове́сть её. А так – никако́го отпева́ния. Не, не, не, гърит, вы иди́те, иди́те, вас… э́то де́лать я не бу́ду. [А что значит «провесть»?] Ну, отма́лива… Ну, я́кобы… Ну как… ну как предава́ние к земли́. Я́кобы тако́е яны́ воспева́ют. А не́которые вот… на моги́ле де́лают. Вот е́сли не… не попада́ешь там ў це́ркву. И́ли це́рква ря́дом, приглаша́ешь попа́, то он там на моги́лке отпева́ет, вот. Каки́е-то там про́воды де́лает, вот. То есть, тогда́ уже́ не на́до про́воды никаки́е де́лать. А уже́ тут, на ме́сте он отпева́ет. А нет – так тогда́ вот то́лько е́здишь в це́ркву. Е́здишь с панафи́дой, е́дешь с землёй. Наза́д э́ту земе́льку он табе́ отдае́ть опя́ть, ў паке́тику, ў паке́тике везёшь. И кресто́м че́рез моги́лку. Так ён кома́ндует де́лать, тогда́. То есть э́то… э́то называ́ется про́воды. А что ше́сть неде́ль – э́то ва́ше усмотре́ние. Хоти́те – справля́йте, хоти́те…други́е не справля́ют, быва́ло, при… приду́т на моги́лку, посидя́т в э́тот день, про́сто семьёй. И ухо́дят. А не́которые до́ма справля́ют. За сто́л… за сто́л де́лают, госте́й приглаша́ют там каки́х, родню́. Ну, так бы́ло в моё вре́мя, а сейча́с – я не зна́ю. Сейча́с я вот тут, я слы́шу, хоть я чужа́я, но чужи́е тут и… ну, я уже́ тепе́рь перезнако́милась тут почти́… ко все́м… Зна́чит, прихо́дют, умира́ют… хто справля́ет там како́й стол, а хто беру́т горе́лку э́ту со стола́, на моги́лку закопа́ют, попью́т там, да и наза́д вора́чиваются. И никаки́х шести́н, никаки́х годовщи́нов. В о́бщем, я не зна́ю тепе́рь. Я не зна́ю, кака́я сейча́с пошла́ мо́да. Я не знаю тепе́рь, я не могу́ сказа́ть. [А Чернецкая пятница – это единственный день в году, когда можно поминать?…] Когда́ мо́жно проводи́ть нелега́льных. То есть, не свое́й сме́ртью… уто́пленников, заре́завших, уда́вленников и всех проч… То́лько ў Черне́цкую пя́тницу. И э́то пе́ред Ра́дуницей. По́сле Па́ски… вот Па́ска в воскресе́нье, а э́то ў пя́тницу пе́ред Ра́дуницей. И оди́н еди́нственный день в году́. Так мне говори́ли, так я поняла́, и так мне говори́ли. Так ўсе старики́ говоря́т. А поско́лько э́то пра́вда тепе́рь… други́е лгут. Вот. И прете́нзия к э́тым была́ ра́ньше, зна́чит, е́сли то́лько он некрешше́ный, то́же поп не х… не хо́чет крести́ть… то́же мо́жет отрица́ть. То́же мо́же… «Нет, я грех брать на себя́ не бу́ду». Вот… [А если ребёнок маленький до крещения умрёт, то с ним как?…] С йим, как с а́нгелом обрашша́ются. Э́ти… э́то а́нгелы. Э́то… э́то челове́к… э́то ребёнок тот, кото́рый негре́шен. Яго́ поп х… прово́дит, как а́нгела храни́теля. [А имена им дают?] Обяза́тельно. [Даже если они некрещёные?] А не беда́, что некряшшо́ные. Тепе́рь же не ў це́ркви даю́т имена́. Э́то ра́ньше ў це́ркви дава́ли. Вот прихо́дит… приво́зят, говоря́т, ў це́ркву. Поп расклада́ет кни́гу. Вот, ес\ли уже́ вот… таки́й-то день. Вот така́я-то там… Ефроси́нья и́ли Глафи́ра или кака́я-то… таки́е. Зна́чит, вот, выбира́йте. Вот тут три, и́мя тут, и́ли пять им. Вот ў э́тый день, каки́м вы бу́дете нарека́ть. Ну, зна́чит таки́м-то – таки́м. А тепе́рь же… Мо́жешь америка́нской свиньёй назва́ть, чем уго́дно. [А таких покойников хоронили вместе с остальными?] Обяза́тельно, а где ж они́ де́нутся. Вме́сте. Но… но ма́мка моя́ вот что расска́зывала. Что хорони́ли да́же отде́льно… вот ў Че́плях, ў Че́плях на́ши, кото́рые уже́ бы́ли крешше́ные, вон, мои́ ба́бки, ты́и захоро́неты там, в одно́й дере́вне. А тут называ́ется Крижо́к. Чего́ ён Крижко́м называ́ется – я не зна́ю. Э́то, говоря́т, на Крижке́. А что э́то, на Крижке? А там, говоря́т, уто́пленники, уда́вленники, все про́чие. Все вме́сте с правосла́вными не хорони́ли. [То есть, это отдельное кладбище?] Отде́льно соверше́нно кла́дбишше, отде́льно соверше́нно кла́дбишше. [А Крижок – это само кладбище так называется?] Да, так само́ называ́ется. На Крижку́, говоря́т, хорони́ли. А называ́ется э́то кла́дбишше так. [А на могилах у них что-то ставили?] Всё то, что и на таки́х. [Крест?] И кре́ст стано́вится, и… и у кого́ каки́е па́мятники. Ну, тепе́рь, коне́чно, па́мятники. А тогда́ и кресты́ ста́вили. Я ж не зна́ю, ти кряшше́н он, ти не кряшше́н он. А приезжа́ют, крест поста́вят, да и всё. А кто его́ зна́ет, каки́й… Но зна́ют, что ён там удави́лся, утопи́лся, или заре́зался. [А дети-ангелы – это так говорится, или они действительно?…] Нет-нет, они́ действи́тельно отно́сются к а́нгелам. Рябёнок, кото́рый не уме́ет ишшо́ ни ходи́ть, ни говори́ть, ляжи́т то́лько ў ка́чке – э́то шшита́лся ра́ньше ён а́нгел. То есть, он не гре́шен ни в чём. Вот. Поэ́тому яго́ поп… Хоть он там два дни проживи́, хоть он там три дни проживи́, хоть он ме́сяц, хоть два… раз он разгова́ривать ешшо́ не́ умел, ходи́ть не уме́л – он гре́ху на себе́ никако́го не натяну́л. Поп его́ за́просто проводи́л. Проводи́л, придава́л к земли́. Как его́ назва́ли роди́тели… и́ли не успе́ли его́ назва́ть - поп сам называ́ет. И всё. Так расска́зывали. Поско́лько пра́вда… я не прису́тствовала, но я чу́ла ве́рсию таку́ю. Вот, быва́ло, ма́ма расска́зывает, что у ей брато́в мно́го помёрло, кото́рые да́же… да́же ишшо́… ну, то́лько шшо, мо́жет, помы́ли. И тут же, день-два прошло́ - и помёр. И приводи́ли попа́. И он ему́ нак… дава́л и́мя и хорони́л. И тут же на моги́лке да́же… привезу́т на моги́лке… И тут же его́ и прово́дит. И уже́ зна́ют, что там его́ ко́ли Яхи́мом и́ли Ива́ном. Ну, коне́чно, таки́ми имена́ми не называ́ли, как у нас. Ну, тепе́рь там И́мка, Хи́мка, и все про́ччие. А называ́ли каки́м-то… Ну, стари́нные имена́. Там Анто́н каки́й-то. И́ли каки́й-то Игна́т и́ли Ефи́м, Заха́р. Вот таки́е, стари́нные имена́. То есть, в соотве́тствии с церко́вным. Вот он роди́лся в э́тый день, а там вот ну два, три и́мя… [По Святцам?] Да, да, да, да, да. Вот им… вот… там я… э́то… Они́ счита́ют там. Имен, а… э́то са́мое. Вот э́тый день, вот тако́е там бы́ло же свои́ э́ты церко́вные э́ты за́поведи. Там пя… пятни́ца там, деся́тница, всё про́ччее. Вот роди́лся он в э́тый день – бери́те. Вот, хоть Игна́том зови́те, хоть Ива́ном, хоть Федо́том. Вот им. [Дети считаются безгрешными до какого возраста?] А как стал на но́ги – так уже́ гре́шник. Стал на но́ги – ён что́-то чуде́сит, ён что́-то де́лает, он что́-то вытворя́ет. Там други́е уже́ нау́чут. Ну, как тепе́рь, дак нау́чут, мо́же[т], и в мо́рду дать. И́ли матери́ться нау́чут. Э́то уже́ сшшита́ется… уже́… Уже́ греши́т че́м-то… А кото́рый лежи́т младе́нец в лю́льке – он безгре́шен. [А материться – это грех?] Да. Ну, как… у ма… по-ру́сски… по ба… [По-русски, что грешного?] Да, по-ру́сски… Ну, ка… да. Ха, э́то уже́ не, э́то не поло́жено. Ра́зве ты… ра́зве вы могли́ учу́ть [услышать], что́бы поп бы матерну́лся где́-то?
[БТМ:] Совреме́нные матеря́тся.
[ЕТМ:] Совреме́нные?
[БТМ:] Коне́чно.
[ЕТМ:] Ну, совреме́нные, мо́же… Кто её зна́ет, я не обшша́лась с йи́м. Мо́же[т], и матеря́тся, но де́ло в том, что… как ра́ньше попы́ сшшита́лись поря́дочные, гра́мотные лю́ди. Ни оди́н… ни оди́н ччелове́к не мо́жет сто́лько зна́ть, ско́лько зна́ет поп. Оны́ большу́ю шко́лу конча́ют. Э́то челове́к… э́то лю́ди, прошёвши больши́е…э́то ни оди́н наш… Пу́тин сто́лько не зна́ет, ско́лько зна́ю… ско́лько зна́ют попы́. Они́ ж вот… большу́ю шко́лу конча́ют. Така́я шко́ла, что нам не поня́ть э́того.
[ЕТМ:] Ну, я име́ю в виду́, е́сли кого́-то там вот из поко́йников проводи́ть… ну, так на́до, про́воды э́ты сде́лать. Е́здили ў Деми́дово за сто кило́метров. [Чтобы отпевать?] Да, да, да. Подаёшь попу́… Отдаёшь попу… Там уже́… там не попы́, а там сидя́т… ну, каки́е-то там специа́льно рабо́тали. То ли посало́мшшики каки́е, то ли что, я не зна́ю. Вот они́ сидя́т и запи́сывают, что ты вот и́менно… вот прово́дишь. Спра́шивает… он кряшшеный… и́ли богове́рующий. Да, вот… и сейча́с его́ тут же запи́сывают. И э́ту запи́сочку несу́т… и везе́шь з моги́лы землю́. И вот несе́шь э́тому уже́ попу́. И там не оди́н ты… во я и хозя́ина так вози́ла. И сейча́с же тут поп э́тый собира́ется, и тут начина́ет… панафид поста́вишь, каку́ю ты там прино́сишь. Ну, у кого́ како́е что. И начина́ет он, поп… отпева́ть их. Но е́сли то́лько… Вот ўме́сте с мои́м… вот пять челове́к бы́ло. Вот одна́ же́нщина подошла́, гърит: «Ба́тюшка, могу́ я сестру́ прове́сть? Она́ помёрла нелега́льно, то есть, сама́ себя́ заре́зала». А он гърит: «Ни в ко́ем слу́чае. Ни в ко́ем слу́чае. То́лько лишь ў Чарне́цкую пя́тницу». А э́та Чарне́цкая пя́тница быва́ет по́сле Па́ски, пе́ред Ра́дуницей. То́лько тогда́ могла́… он мог прове́сть её. А так – никако́го отпева́ния. Не, не, не, гърит, вы иди́те, иди́те, вас… э́то де́лать я не бу́ду. [А что значит «провесть»?] Ну, отма́лива… Ну, я́кобы… Ну как… ну как предава́ние к земли́. Я́кобы тако́е яны́ воспева́ют. А не́которые вот… на моги́ле де́лают. Вот е́сли не… не попада́ешь там ў це́ркву. И́ли це́рква ря́дом, приглаша́ешь попа́, то он там на моги́лке отпева́ет, вот. Каки́е-то там про́воды де́лает, вот. То есть, тогда́ уже́ не на́до про́воды никаки́е де́лать. А уже́ тут, на ме́сте он отпева́ет. А нет – так тогда́ вот то́лько е́здишь в це́ркву. Е́здишь с панафи́дой, е́дешь с землёй. Наза́д э́ту земе́льку он табе́ отдае́ть опя́ть, ў паке́тику, ў паке́тике везёшь. И кресто́м че́рез моги́лку. Так ён кома́ндует де́лать, тогда́. То есть э́то… э́то называ́ется про́воды. А что ше́сть неде́ль – э́то ва́ше усмотре́ние. Хоти́те – справля́йте, хоти́те…други́е не справля́ют, быва́ло, при… приду́т на моги́лку, посидя́т в э́тот день, про́сто семьёй. И ухо́дят. А не́которые до́ма справля́ют. За сто́л… за сто́л де́лают, госте́й приглаша́ют там каки́х, родню́. Ну, так бы́ло в моё вре́мя, а сейча́с – я не зна́ю. Сейча́с я вот тут, я слы́шу, хоть я чужа́я, но чужи́е тут и… ну, я уже́ тепе́рь перезнако́милась тут почти́… ко все́м… Зна́чит, прихо́дют, умира́ют… хто справля́ет там како́й стол, а хто беру́т горе́лку э́ту со стола́, на моги́лку закопа́ют, попью́т там, да и наза́д вора́чиваются. И никаки́х шести́н, никаки́х годовщи́нов. В о́бщем, я не зна́ю тепе́рь. Я не зна́ю, кака́я сейча́с пошла́ мо́да. Я не знаю тепе́рь, я не могу́ сказа́ть. [А Чернецкая пятница – это единственный день в году, когда можно поминать?…] Когда́ мо́жно проводи́ть нелега́льных. То есть, не свое́й сме́ртью… уто́пленников, заре́завших, уда́вленников и всех проч… То́лько ў Черне́цкую пя́тницу. И э́то пе́ред Ра́дуницей. По́сле Па́ски… вот Па́ска в воскресе́нье, а э́то ў пя́тницу пе́ред Ра́дуницей. И оди́н еди́нственный день в году́. Так мне говори́ли, так я поняла́, и так мне говори́ли. Так ўсе старики́ говоря́т. А поско́лько э́то пра́вда тепе́рь… други́е лгут. Вот. И прете́нзия к э́тым была́ ра́ньше, зна́чит, е́сли то́лько он некрешше́ный, то́же поп не х… не хо́чет крести́ть… то́же мо́жет отрица́ть. То́же мо́же… «Нет, я грех брать на себя́ не бу́ду». Вот… [А если ребёнок маленький до крещения умрёт, то с ним как?…] С йим, как с а́нгелом обрашша́ются. Э́ти… э́то а́нгелы. Э́то… э́то челове́к… э́то ребёнок тот, кото́рый негре́шен. Яго́ поп х… прово́дит, как а́нгела храни́теля. [А имена им дают?] Обяза́тельно. [Даже если они некрещёные?] А не беда́, что некряшшо́ные. Тепе́рь же не ў це́ркви даю́т имена́. Э́то ра́ньше ў це́ркви дава́ли. Вот прихо́дит… приво́зят, говоря́т, ў це́ркву. Поп расклада́ет кни́гу. Вот, ес\ли уже́ вот… таки́й-то день. Вот така́я-то там… Ефроси́нья и́ли Глафи́ра или кака́я-то… таки́е. Зна́чит, вот, выбира́йте. Вот тут три, и́мя тут, и́ли пять им. Вот ў э́тый день, каки́м вы бу́дете нарека́ть. Ну, зна́чит таки́м-то – таки́м. А тепе́рь же… Мо́жешь америка́нской свиньёй назва́ть, чем уго́дно. [А таких покойников хоронили вместе с остальными?] Обяза́тельно, а где ж они́ де́нутся. Вме́сте. Но… но ма́мка моя́ вот что расска́зывала. Что хорони́ли да́же отде́льно… вот ў Че́плях, ў Че́плях на́ши, кото́рые уже́ бы́ли крешше́ные, вон, мои́ ба́бки, ты́и захоро́неты там, в одно́й дере́вне. А тут называ́ется Крижо́к. Чего́ ён Крижко́м называ́ется – я не зна́ю. Э́то, говоря́т, на Крижке́. А что э́то, на Крижке? А там, говоря́т, уто́пленники, уда́вленники, все про́чие. Все вме́сте с правосла́вными не хорони́ли. [То есть, это отдельное кладбище?] Отде́льно соверше́нно кла́дбишше, отде́льно соверше́нно кла́дбишше. [А Крижок – это само кладбище так называется?] Да, так само́ называ́ется. На Крижку́, говоря́т, хорони́ли. А называ́ется э́то кла́дбишше так. [А на могилах у них что-то ставили?] Всё то, что и на таки́х. [Крест?] И кре́ст стано́вится, и… и у кого́ каки́е па́мятники. Ну, тепе́рь, коне́чно, па́мятники. А тогда́ и кресты́ ста́вили. Я ж не зна́ю, ти кряшше́н он, ти не кряшше́н он. А приезжа́ют, крест поста́вят, да и всё. А кто его́ зна́ет, каки́й… Но зна́ют, что ён там удави́лся, утопи́лся, или заре́зался. [А дети-ангелы – это так говорится, или они действительно?…] Нет-нет, они́ действи́тельно отно́сются к а́нгелам. Рябёнок, кото́рый не уме́ет ишшо́ ни ходи́ть, ни говори́ть, ляжи́т то́лько ў ка́чке – э́то шшита́лся ра́ньше ён а́нгел. То есть, он не гре́шен ни в чём. Вот. Поэ́тому яго́ поп… Хоть он там два дни проживи́, хоть он там три дни проживи́, хоть он ме́сяц, хоть два… раз он разгова́ривать ешшо́ не́ умел, ходи́ть не уме́л – он гре́ху на себе́ никако́го не натяну́л. Поп его́ за́просто проводи́л. Проводи́л, придава́л к земли́. Как его́ назва́ли роди́тели… и́ли не успе́ли его́ назва́ть - поп сам называ́ет. И всё. Так расска́зывали. Поско́лько пра́вда… я не прису́тствовала, но я чу́ла ве́рсию таку́ю. Вот, быва́ло, ма́ма расска́зывает, что у ей брато́в мно́го помёрло, кото́рые да́же… да́же ишшо́… ну, то́лько шшо, мо́жет, помы́ли. И тут же, день-два прошло́ - и помёр. И приводи́ли попа́. И он ему́ нак… дава́л и́мя и хорони́л. И тут же на моги́лке да́же… привезу́т на моги́лке… И тут же его́ и прово́дит. И уже́ зна́ют, что там его́ ко́ли Яхи́мом и́ли Ива́ном. Ну, коне́чно, таки́ми имена́ми не называ́ли, как у нас. Ну, тепе́рь там И́мка, Хи́мка, и все про́ччие. А называ́ли каки́м-то… Ну, стари́нные имена́. Там Анто́н каки́й-то. И́ли каки́й-то Игна́т и́ли Ефи́м, Заха́р. Вот таки́е, стари́нные имена́. То есть, в соотве́тствии с церко́вным. Вот он роди́лся в э́тый день, а там вот ну два, три и́мя… [По Святцам?] Да, да, да, да, да. Вот им… вот… там я… э́то… Они́ счита́ют там. Имен, а… э́то са́мое. Вот э́тый день, вот тако́е там бы́ло же свои́ э́ты церко́вные э́ты за́поведи. Там пя… пятни́ца там, деся́тница, всё про́ччее. Вот роди́лся он в э́тый день – бери́те. Вот, хоть Игна́том зови́те, хоть Ива́ном, хоть Федо́том. Вот им. [Дети считаются безгрешными до какого возраста?] А как стал на но́ги – так уже́ гре́шник. Стал на но́ги – ён что́-то чуде́сит, ён что́-то де́лает, он что́-то вытворя́ет. Там други́е уже́ нау́чут. Ну, как тепе́рь, дак нау́чут, мо́же[т], и в мо́рду дать. И́ли матери́ться нау́чут. Э́то уже́ сшшита́ется… уже́… Уже́ греши́т че́м-то… А кото́рый лежи́т младе́нец в лю́льке – он безгре́шен. [А материться – это грех?] Да. Ну, как… у ма… по-ру́сски… по ба… [По-русски, что грешного?] Да, по-ру́сски… Ну, ка… да. Ха, э́то уже́ не, э́то не поло́жено. Ра́зве ты… ра́зве вы могли́ учу́ть [услышать], что́бы поп бы матерну́лся где́-то?
[БТМ:] Совреме́нные матеря́тся.
[ЕТМ:] Совреме́нные?
[БТМ:] Коне́чно.
[ЕТМ:] Ну, совреме́нные, мо́же… Кто её зна́ет, я не обшша́лась с йи́м. Мо́же[т], и матеря́тся, но де́ло в том, что… как ра́ньше попы́ сшшита́лись поря́дочные, гра́мотные лю́ди. Ни оди́н… ни оди́н ччелове́к не мо́жет сто́лько зна́ть, ско́лько зна́ет поп. Оны́ большу́ю шко́лу конча́ют. Э́то челове́к… э́то лю́ди, прошёвши больши́е…э́то ни оди́н наш… Пу́тин сто́лько не зна́ет, ско́лько зна́ю… ско́лько зна́ют попы́. Они́ ж вот… большу́ю шко́лу конча́ют. Така́я шко́ла, что нам не поня́ть э́того.