Год | 2013 |
Собиратели | АБМ, ВК, НВП, ОВБ |
Смоленская область |
Велижский район |
Осиновица |
Код | ЛЗС |
Пол | f |
Год рождения | 1930 |
Код | ГЛЕ |
Пол | f |
Год рождения | 1929 |
XIII 9 а | Как называются: колдун, знахарь, ведьма, знахарка? Чем они отличались друг от друга? |
Болезнь, Говорить, Демонология, Заговоры, Знахарь, Колдовство, Колдун, Медицина, Порча, Речь ритуальная, Сглаз, Тело человека, Хороший-плохой
ФА ВШЭ 7564
7564
[Не говорили, что были люди, которые знали слова, могли находить потерявшихся людей?..]
[ГЛЕ:] Ну, э́то я не зна́ю, зна́хари, кото́рые уга́дывали, и́ли не, я не зна́ю. Угада́ть - э́то тру́дно.
[ЛЗС, одновременно:] Мо́жет, зна́хари каки́е и зна́ют, а мы э́того не зна́ем.
[ГЛЕ:] Ну, а так… э́то ж тяпе́рь и ў города́х есть таки́е, что… как их называ́ют…
[ЛЗС:] Да, тепе́рь мо́жно научи́ться.
[А здесь их знахарями называли?]
[ГЛЕ:] Ну, наве́рно, зна́хари. Но зна́хари у нас называ́ются, е́сли там… ребёнок напуга́ўся, большинство́ от испу́гу… так она́ ше́пчет. Ну, а де́лание, я не зна́ю, е́сли де́лание и́ли нет.
[ЛЗС:] Кто её зна́ет, мы э́то не зна́ем.
[ГЛЕ:] И э́то мы не зна́ем. А вот испу́г, испу́г – э́то действи́тельно есть. Испу́г и глаз, вот быва́ет така́я мину́та, в… вро́де челове́к и не в зло гово́рит, но… а стано́вится пло́хо челове́ку. Вот, приме́рно, я с тобо́й что-нибу́дь разгова́риваю тако́е, ну и́ли… ну как, ти по-серьёзному, ти что… и мо́жет плохо́е случи́ться. Э́то называ́ется сгла́зу. [Это невольно может произойти?] Да, да. [Не то, что мы плохое говорим, а просто?] Про́сто так, да. [Вы сказали, бывает такая минута?..] Да, и́ли мину́та быва́ет… ста́рые лю́ди гово́рят: «Не р… не ро́вен час, не ро́вен глаз». [А это что значит?] Вот така́я погово́рка. Ты слыха́ла?
[ЛЗС:] Да.
[ГЛЕ?] Не р… не ро́вен, говоря́т, час, не ро́вен глаз.
[А что это значит?]
[ЛЗС:] Ну, не во всех одина́ков глаз, понима́ете, други́е про́сто… а у друго́го, мо́жет… кто его́ зна́ет, я не зна́ю, как объясни́ть…
[ГЛЕ:] Ну… не́которые… ну, не… вот быва́ет, что, ну, челове́ка, я не зна́ю, наве́рно, гипно́з тако́й, и́ли что… что на… на челове́ка де́йствует, ти плохо́е. На друго́го. Возьми́-то ў нас, вон Ва́нька… одна́ же́нщина была́... ну, она́ не же́н… ну, де́вка ишшо́, молода́я. Ина́ косова́тая бы́ла. И Ва́нька э́тый…
[ЛЗС:] А, Охрю́м?
[ГЛЕ:] Да, быва́ло, как то́лько уви́дит её, так по… обхо́дит, чтоб с ей не встре́титься, ему́ ду́же пло́хо от её быва́ет. А что тако́е… Мы э́то… мы э́то не зна́ем.
[ЛЗС, одновременно:] Не зна́ем, нет, э́то всё…
[ГЛЕ:] Как он де́лает, и, быва́ло, он у неё встре́тится… яму́ е́сли встре́тится, то он обяза́тельно бу́дет боле́ть. [А если сглазили, что делать надо?] Ну, де́лать… я не зна́ю. Мо́же[т], ра… свята́я… моли́тву нагова́ривать, да вода́ свята́я. Ну, как обы́чно, нагова́ривают воду́, е́сли там… гово́рят: «О, та ба́бка зна́ет». Ну, как обы́чно воду́ нагова́ривают. Вы́пьют её, да змо́чатся. [А испуг как лечили?] М? [Испуг как лечили?] Ну, испу́г то́же моли́твой.
[ЛЗС:] Ну ис… Посыпа́ли зерно́м. [Зерном посыпали?] Да, обсыпа́ли воло́шки ў голове́.
[Как?]
[ГЛЕ:] Упу́ды, уро́ки, сухо́тненьки, моло́тненьки…
[ЛЗС:] Уɣу́. Зерно́ беру́т, собира́ют там три зерна́ пшани́цы там, три зерна́ како́й-нибудь ржи там...
[ГЛЕ:] По шшепку́. Три шшепка́.
[ЛЗС:] По шшепку́. Да, по три… по шшепку́. И со́ли тре́тий шшепо́к.
[ГЛЕ:] Ну, э́то обсыпа́ют…
[ЛЗС:] Да, э́то обсыпа́ют, что…
[ГЛЕ:] Да, а вот когда́ моя́ вот до́чка, что в… администра́тор… боле́ла. От чего́... ну, мо́же[т], испуга́лась где. У ней бы́ло тут… не то чи́рий… чем то́лько не прикла́дывала я. А у нас был фе́льдшер ў Круто́м. Повезла́ я ў Кру… ў э́ту, в Ве́лиж. А там бы́ло совешша́ние враче́й. И как раз э́тый фе́льдшер наш там был. Вот, что ты… она́, бы́ло, лежи́т, э́то не нарыва́ет, ничо́г, и то́лько спит, и спит, и спит. Ну, а тогда́ и шла ба́бка одна́... э́та… Мала́нья к свое́й до́чке, Мала́нья её зва́ли. Она́ уже́... немолода́я же́ншшина. И ста́ла вот… загово́р. Пошепта́ла [о]ко́ло её. Всё пропа́ло. И тот чи́рий, и́ли… ну, боля́чка та пропа́ла. А то спит, как бу́дто н… и есть не хо́чет, и э́та боля́чка не пропада́ет. Поку́да э́та же́ншшина не пошепта́ла. [Она только шептала, водой ничего не делала?] Ничего́. И вот, я э́то… переняла́ я е́тый пригово́р. [А что за приговор?] Ну, что она́ говори́ла. Не моли́тву, а так: «Двена́дцать скул, двена́дцать красо́ў, двена́дцать упу́дов, двена́дцать уро́ков, двена́дцать сух… сухо́тников, двена́дцать моло́тников, двена́дцать бра́тов, двена́дцать сястёр…» Э́то… всех по двена́дцать. Вот, тады́... «Колю́чие, болю́чие, ломучие, дергу́чие, костяны́е, мозговны́е, головны́е, встре́чные, попере́чные, за́вистные, ра́достные…» Вот начина́ть говори́ть. «На чём схвати́ли, на том и поля́жьте: или на мо… на молодику́, или на… ветоху́, или на по́лноты. Не угова́риваю – упра́шиваю, не трога́йте ску́лы, красу́хи… упу́ды, уро́ки, сухо́тники, моло́тники. Не на молодяку́, ни на на молодику́, ни на… ветоху́, ни на по́лнот… на чём схвати́лись: на питеньи, или на яде́ньи, и́ли на поро́ге, и́ли на доро́ге, на ста́рого и́ли ма́ … от ма́лого. На чём схвати́лись там, на том и поля́жьте. Иди́те на мхи да боло́та, на гнилы́е коло́ды. Сухо́тники, моло́тники, ску́лы, красу́хи, и упу́ды, и уро́ки. Там им упова́нье, там им красова́нье. Ну, а на́шей там, рабы́ Бо́жьи… там, приме́рно, Ли́ды, Зо́и… на запомога́нье». И вот, три ра́за она́ переговори́ла, туда́ ишшо́ ишла́, а пото́м отту́да шла, и до́чка здоро́ва ста́ла. Без вся́кого… медици́нскей по́мошши. А э́тый… фе́льдшер нас… наш на мени́ говори́т: «Чтоб ты к э́тым, к врача́м не вози́ла, ты ходи́ по ба́бкам». Я гърю́: «А куда́, по ба́бкам?» Ну, а он и сам знал. Он и сам, Михе́евич…
[ЛЗС:] Михе́евич? И он, быва́ло, и говори́т: «Не, э́то мне не… иди́те к мое́й ма́мке».
[ГЛЕ:] И он знал. Ма́мка зна́ла, и он же везде́ был, а… то́же до́ма. Так что…
[ЛЗС:] Ну, а…
[То есть, ему мать передала?]
[ГЛЕ:] Да.
[Вы не могли бы приговор повторить? Мы не поняли половину.]
[ГЛЕ:] А, так что, вы там запи́сываете, и́ли что? [смеётся]. [Соб.: Да, да.] Ну… Двена́дцать вас ску́л, двена́дцать красу́х, двена́дцать вас упу́дов, двена́дцать вас уро́ков, двена́дцать вас сухо́тников, двена́дцать вас моло́тников, двена́дцать бра́тов, двена́дцать сястёр… – и всех по двена́дцать… по двена́дцать. А тады́: –Колю́чие, болю́чие, лому́чие, дярьгу́чие, костяны́е, мозговны́е, встре́чные, попере́чные, за́вистны, ра́достны… да, тяку́чие ешшо́ пропусти́... – двена́дцать обяза́тельно на́до наговори́ть. [Текучие?] Тяку́чие, да. Ну, быва́ет, ску́ла, что… всё мокри́ть, мокри́ть – боле́зни вся́кие. И вот, на чём они́ схвати́лись. И́ли на пите́нии, еде… на еде́нии, и́ли на за́висти, и́ли на ра́дости, и́ли с… на поро́ге, и́ли на доро́ге, и́ли на с… от ста́рого и́ли от ма́лого, и́ли от середово́го. Я вас угова́риваю… – перечи́слять, – ску́лы, красу́хи, упу́ды, уро́ки, сухо́тники, моло́тники… не трога́йте ни по молодика́м, ни по ветоха́м, не по по́лнотым. Тут вон… откати́тесь, отвали́тесь от бу́йной головы́, хрябе́тней кости́... от румя́ного лица́, я́сных оче́й. Ну, ретяво́го се́рдца, дыха́тельных путе́й. Тут вам не хупова́ння, тут вам кор… не красува́ння. Упу́дам, уро́кам, сухо́тникам, моло́тникам, ску́лам, кла… красу́хам. Иди́те на мхи, на боло́та, на гнилы́е коло́ды. Там вас… ваш род-пле́мени гуля́ет, и вас ожида́ет. Ну, а ра́бу Бо́жьему там… здоро́вья. Ли́дии ли…» [Скула – это болезнь такая?] Ну, э́то с упу́ду. Э́то, когда́ ск.. сп… спуга́ется.
[ЛЗС:] Боле́знь, коне́чно, боле́знь.
[С упуду?]
[ЛЗС:] Упу́д.
[ГЛЕ:] Ну, когда́ испу́г, вот, испуга́ется. Быва́ет, что не́рвная систе́ма… и́ли по-н… по-нау́чному, не́рвная систе́ма. [А «на молодяку, на ветуху» - это?..] Молоди́к. Ну, молоди́к – э́то… [Соб.: Месяц.] Когда́... а вето́х – э́то когда́ ишш... наве́рно, уже́ схо́дит, ветошо́к называ́ется. [Ветошок?] Да. [А молотники – это что?] Сухо́тники, моло́тники… ну, сухо́тник – э́то челове́ка су́шит… боле́знь. Ну, а моло́тник… наве́рное, что… тогда́ его́ вся корёжит, и́ли что там… сухо́тники-моло́тники. [А первые слова – двенадцать воскул?] Двена́дцать скул, двена́дцать красу́х, двена́дцать упу́дов, двена́дцать суро́ков, сухо́тников, моло́тников и двена́дцать бра́тов, двена́дцать сястёр». Е́то то́лько на́до перепи́сывать. Ну, она́ то́лько переговори́ла шесть раз, я запо́мнила, тогда́ ж молода́я была́. Мо́жет, годо́в в три́дцать…
[ЛЗС:] Да, э́то на́до по́мнить. Раз запо́мнила, зна́чит, бу́дет по́льза. А не запо́мнила – зна́чит, нет.
[А у вас не записано никаких слов?]
[ГЛЕ:] Не, я не запи́сывала э́то. Э́то не запи́сывала, так по́мню.
[ГЛЕ:] Ну, э́то я не зна́ю, зна́хари, кото́рые уга́дывали, и́ли не, я не зна́ю. Угада́ть - э́то тру́дно.
[ЛЗС, одновременно:] Мо́жет, зна́хари каки́е и зна́ют, а мы э́того не зна́ем.
[ГЛЕ:] Ну, а так… э́то ж тяпе́рь и ў города́х есть таки́е, что… как их называ́ют…
[ЛЗС:] Да, тепе́рь мо́жно научи́ться.
[А здесь их знахарями называли?]
[ГЛЕ:] Ну, наве́рно, зна́хари. Но зна́хари у нас называ́ются, е́сли там… ребёнок напуга́ўся, большинство́ от испу́гу… так она́ ше́пчет. Ну, а де́лание, я не зна́ю, е́сли де́лание и́ли нет.
[ЛЗС:] Кто её зна́ет, мы э́то не зна́ем.
[ГЛЕ:] И э́то мы не зна́ем. А вот испу́г, испу́г – э́то действи́тельно есть. Испу́г и глаз, вот быва́ет така́я мину́та, в… вро́де челове́к и не в зло гово́рит, но… а стано́вится пло́хо челове́ку. Вот, приме́рно, я с тобо́й что-нибу́дь разгова́риваю тако́е, ну и́ли… ну как, ти по-серьёзному, ти что… и мо́жет плохо́е случи́ться. Э́то называ́ется сгла́зу. [Это невольно может произойти?] Да, да. [Не то, что мы плохое говорим, а просто?] Про́сто так, да. [Вы сказали, бывает такая минута?..] Да, и́ли мину́та быва́ет… ста́рые лю́ди гово́рят: «Не р… не ро́вен час, не ро́вен глаз». [А это что значит?] Вот така́я погово́рка. Ты слыха́ла?
[ЛЗС:] Да.
[ГЛЕ?] Не р… не ро́вен, говоря́т, час, не ро́вен глаз.
[А что это значит?]
[ЛЗС:] Ну, не во всех одина́ков глаз, понима́ете, други́е про́сто… а у друго́го, мо́жет… кто его́ зна́ет, я не зна́ю, как объясни́ть…
[ГЛЕ:] Ну… не́которые… ну, не… вот быва́ет, что, ну, челове́ка, я не зна́ю, наве́рно, гипно́з тако́й, и́ли что… что на… на челове́ка де́йствует, ти плохо́е. На друго́го. Возьми́-то ў нас, вон Ва́нька… одна́ же́нщина была́... ну, она́ не же́н… ну, де́вка ишшо́, молода́я. Ина́ косова́тая бы́ла. И Ва́нька э́тый…
[ЛЗС:] А, Охрю́м?
[ГЛЕ:] Да, быва́ло, как то́лько уви́дит её, так по… обхо́дит, чтоб с ей не встре́титься, ему́ ду́же пло́хо от её быва́ет. А что тако́е… Мы э́то… мы э́то не зна́ем.
[ЛЗС, одновременно:] Не зна́ем, нет, э́то всё…
[ГЛЕ:] Как он де́лает, и, быва́ло, он у неё встре́тится… яму́ е́сли встре́тится, то он обяза́тельно бу́дет боле́ть. [А если сглазили, что делать надо?] Ну, де́лать… я не зна́ю. Мо́же[т], ра… свята́я… моли́тву нагова́ривать, да вода́ свята́я. Ну, как обы́чно, нагова́ривают воду́, е́сли там… гово́рят: «О, та ба́бка зна́ет». Ну, как обы́чно воду́ нагова́ривают. Вы́пьют её, да змо́чатся. [А испуг как лечили?] М? [Испуг как лечили?] Ну, испу́г то́же моли́твой.
[ЛЗС:] Ну ис… Посыпа́ли зерно́м. [Зерном посыпали?] Да, обсыпа́ли воло́шки ў голове́.
[Как?]
[ГЛЕ:] Упу́ды, уро́ки, сухо́тненьки, моло́тненьки…
[ЛЗС:] Уɣу́. Зерно́ беру́т, собира́ют там три зерна́ пшани́цы там, три зерна́ како́й-нибудь ржи там...
[ГЛЕ:] По шшепку́. Три шшепка́.
[ЛЗС:] По шшепку́. Да, по три… по шшепку́. И со́ли тре́тий шшепо́к.
[ГЛЕ:] Ну, э́то обсыпа́ют…
[ЛЗС:] Да, э́то обсыпа́ют, что…
[ГЛЕ:] Да, а вот когда́ моя́ вот до́чка, что в… администра́тор… боле́ла. От чего́... ну, мо́же[т], испуга́лась где. У ней бы́ло тут… не то чи́рий… чем то́лько не прикла́дывала я. А у нас был фе́льдшер ў Круто́м. Повезла́ я ў Кру… ў э́ту, в Ве́лиж. А там бы́ло совешша́ние враче́й. И как раз э́тый фе́льдшер наш там был. Вот, что ты… она́, бы́ло, лежи́т, э́то не нарыва́ет, ничо́г, и то́лько спит, и спит, и спит. Ну, а тогда́ и шла ба́бка одна́... э́та… Мала́нья к свое́й до́чке, Мала́нья её зва́ли. Она́ уже́... немолода́я же́ншшина. И ста́ла вот… загово́р. Пошепта́ла [о]ко́ло её. Всё пропа́ло. И тот чи́рий, и́ли… ну, боля́чка та пропа́ла. А то спит, как бу́дто н… и есть не хо́чет, и э́та боля́чка не пропада́ет. Поку́да э́та же́ншшина не пошепта́ла. [Она только шептала, водой ничего не делала?] Ничего́. И вот, я э́то… переняла́ я е́тый пригово́р. [А что за приговор?] Ну, что она́ говори́ла. Не моли́тву, а так: «Двена́дцать скул, двена́дцать красо́ў, двена́дцать упу́дов, двена́дцать уро́ков, двена́дцать сух… сухо́тников, двена́дцать моло́тников, двена́дцать бра́тов, двена́дцать сястёр…» Э́то… всех по двена́дцать. Вот, тады́... «Колю́чие, болю́чие, ломучие, дергу́чие, костяны́е, мозговны́е, головны́е, встре́чные, попере́чные, за́вистные, ра́достные…» Вот начина́ть говори́ть. «На чём схвати́ли, на том и поля́жьте: или на мо… на молодику́, или на… ветоху́, или на по́лноты. Не угова́риваю – упра́шиваю, не трога́йте ску́лы, красу́хи… упу́ды, уро́ки, сухо́тники, моло́тники. Не на молодяку́, ни на на молодику́, ни на… ветоху́, ни на по́лнот… на чём схвати́лись: на питеньи, или на яде́ньи, и́ли на поро́ге, и́ли на доро́ге, на ста́рого и́ли ма́ … от ма́лого. На чём схвати́лись там, на том и поля́жьте. Иди́те на мхи да боло́та, на гнилы́е коло́ды. Сухо́тники, моло́тники, ску́лы, красу́хи, и упу́ды, и уро́ки. Там им упова́нье, там им красова́нье. Ну, а на́шей там, рабы́ Бо́жьи… там, приме́рно, Ли́ды, Зо́и… на запомога́нье». И вот, три ра́за она́ переговори́ла, туда́ ишшо́ ишла́, а пото́м отту́да шла, и до́чка здоро́ва ста́ла. Без вся́кого… медици́нскей по́мошши. А э́тый… фе́льдшер нас… наш на мени́ говори́т: «Чтоб ты к э́тым, к врача́м не вози́ла, ты ходи́ по ба́бкам». Я гърю́: «А куда́, по ба́бкам?» Ну, а он и сам знал. Он и сам, Михе́евич…
[ЛЗС:] Михе́евич? И он, быва́ло, и говори́т: «Не, э́то мне не… иди́те к мое́й ма́мке».
[ГЛЕ:] И он знал. Ма́мка зна́ла, и он же везде́ был, а… то́же до́ма. Так что…
[ЛЗС:] Ну, а…
[То есть, ему мать передала?]
[ГЛЕ:] Да.
[Вы не могли бы приговор повторить? Мы не поняли половину.]
[ГЛЕ:] А, так что, вы там запи́сываете, и́ли что? [смеётся]. [Соб.: Да, да.] Ну… Двена́дцать вас ску́л, двена́дцать красу́х, двена́дцать вас упу́дов, двена́дцать вас уро́ков, двена́дцать вас сухо́тников, двена́дцать вас моло́тников, двена́дцать бра́тов, двена́дцать сястёр… – и всех по двена́дцать… по двена́дцать. А тады́: –Колю́чие, болю́чие, лому́чие, дярьгу́чие, костяны́е, мозговны́е, встре́чные, попере́чные, за́вистны, ра́достны… да, тяку́чие ешшо́ пропусти́... – двена́дцать обяза́тельно на́до наговори́ть. [Текучие?] Тяку́чие, да. Ну, быва́ет, ску́ла, что… всё мокри́ть, мокри́ть – боле́зни вся́кие. И вот, на чём они́ схвати́лись. И́ли на пите́нии, еде… на еде́нии, и́ли на за́висти, и́ли на ра́дости, и́ли с… на поро́ге, и́ли на доро́ге, и́ли на с… от ста́рого и́ли от ма́лого, и́ли от середово́го. Я вас угова́риваю… – перечи́слять, – ску́лы, красу́хи, упу́ды, уро́ки, сухо́тники, моло́тники… не трога́йте ни по молодика́м, ни по ветоха́м, не по по́лнотым. Тут вон… откати́тесь, отвали́тесь от бу́йной головы́, хрябе́тней кости́... от румя́ного лица́, я́сных оче́й. Ну, ретяво́го се́рдца, дыха́тельных путе́й. Тут вам не хупова́ння, тут вам кор… не красува́ння. Упу́дам, уро́кам, сухо́тникам, моло́тникам, ску́лам, кла… красу́хам. Иди́те на мхи, на боло́та, на гнилы́е коло́ды. Там вас… ваш род-пле́мени гуля́ет, и вас ожида́ет. Ну, а ра́бу Бо́жьему там… здоро́вья. Ли́дии ли…» [Скула – это болезнь такая?] Ну, э́то с упу́ду. Э́то, когда́ ск.. сп… спуга́ется.
[ЛЗС:] Боле́знь, коне́чно, боле́знь.
[С упуду?]
[ЛЗС:] Упу́д.
[ГЛЕ:] Ну, когда́ испу́г, вот, испуга́ется. Быва́ет, что не́рвная систе́ма… и́ли по-н… по-нау́чному, не́рвная систе́ма. [А «на молодяку, на ветуху» - это?..] Молоди́к. Ну, молоди́к – э́то… [Соб.: Месяц.] Когда́... а вето́х – э́то когда́ ишш... наве́рно, уже́ схо́дит, ветошо́к называ́ется. [Ветошок?] Да. [А молотники – это что?] Сухо́тники, моло́тники… ну, сухо́тник – э́то челове́ка су́шит… боле́знь. Ну, а моло́тник… наве́рное, что… тогда́ его́ вся корёжит, и́ли что там… сухо́тники-моло́тники. [А первые слова – двенадцать воскул?] Двена́дцать скул, двена́дцать красу́х, двена́дцать упу́дов, двена́дцать суро́ков, сухо́тников, моло́тников и двена́дцать бра́тов, двена́дцать сястёр». Е́то то́лько на́до перепи́сывать. Ну, она́ то́лько переговори́ла шесть раз, я запо́мнила, тогда́ ж молода́я была́. Мо́жет, годо́в в три́дцать…
[ЛЗС:] Да, э́то на́до по́мнить. Раз запо́мнила, зна́чит, бу́дет по́льза. А не запо́мнила – зна́чит, нет.
[А у вас не записано никаких слов?]
[ГЛЕ:] Не, я не запи́сывала э́то. Э́то не запи́сывала, так по́мню.